Положена ли инвалидность ребенку

Содержание

Ребенок инвалид — определение, категории и группы

Положена ли инвалидность ребенку

Инвалидность – это состояние организма, при котором в результате ограничений жизнедеятельности в следствии физических и психических патологий человек не способен выполнять различного рода деятельность.

Это понятие имеет не только медицинский, но и юридический аспект. Потому что инвалиды нуждаются как в клинической, так и в социальной реабилитации. Они не должны ущемляться в своих правах, особенно, если речь идет о детях.

В бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) проводят освидетельствование для определения группы инвалидности, категории «Ребенок-инвалид», устанавливают какие группы заболеваний приводят к расстройствам здоровья.

Понятия «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Впервые понятие детская инвалидность возникло в стране в 1979 году при проведении Международного года ребенка.

В тот же период вышел регламентирующий документ Минздрава о порядке выдачи заключения на ребенка-инвалида и назначении ему органами соцзащиты пенсии.

Родителям и опекунам необходимо знать: до скольки лет дети находятся в данном статусе. Назначаться инвалидность может с рождения и до 17 лет включительно. В момент совершеннолетия категория автоматически снимается. И если того требует состояние здоровья, то гражданин проходит освидетельствование для установления инвалидности с детства и соответствующей группы.

Виды инвалидности у несовершеннолетних граждан

Различается в зависимости от ограничений жизнедеятельности, расстройств функций и вида заболевания.

Распределяется по ограничению функций в категориях жизнедеятельности:

  1. Способность двигаться;
  2. Самоконтроль;
  3. Уход за собой;
  4. Ориентация;
  5. Контактирование с незнакомыми и окружающими;
  6. Обучение;
  7. Трудовая деятельность в будущем.

Выделяется три степени ограничений: легкая, средняя, выраженная. Степень оценивается относительно нормальных функций, которые соответствуют конкретному возрасту. При определенном диагнозе регистрируется одно или сразу несколько ограничений.

«Ребенок 3 лет, страдающий психическим заболеванием – аутизмом. Нет контроля поведения, ориентации в пространстве и времени, контакта с людьми, не обучаем и в будущем не способен к труду».

Инвалидность распределяется по виду расстройств функций организма. Они встречаются в:

  1. Психической сфере;
  2. Речи;
  3. Слухе, зрение, обоняние;
  4. Движение;
  5. Работы внутренних органов: сердца, сосудов, кишечника, печени, почек, желудка.
  6. Связанные с физическими уродствами.

По выраженности нарушений устанавливают одну из четырех степеней, которая выражается в процентах. При одном заболевание идет нарушение определенной функции или нескольких.

«Ребенок с диагнозом «Сахарный диабет с сосудистыми осложнениями глаз». Регистрируются нарушения работы 2 сфер: внутренних органов (поджелудочной железы) и зрения».

Распределяют инвалидность по классам болезней, которые обуславливают нарушения в организме.

Чаще всего инвалидность у детей устанавливается по причине психических расстройств, в том числе умственной отсталости и аутизма.

Играют большую роль в назначении инвалидности врожденные и генетические патологии у новорождённых. Наибольшее число случаев принадлежит аномалиям сердца, сосудов, головного мозга, внутренних органов.

Тяжелое течение болезней опорного аппарата, органов эндокринной системы, легких, бронхов также способствуют выходу на инвалидность.

Инвалиды и дети-инвалиды – в чем разница?

Между инвалидностью у взрослых и детей существуют принципиальные отличая:

  1. Возраст определяет категорию инвалидности. У взрослых устанавливается с 18 лет и старше, у совершеннолетних – с рождения до 17 лет включительно.
  2. Распределение инвалидности по группам только у взрослых. Ребенку присваивается лишь категория «Ребенок-инвалид» без дополнительного определения группы.

Группы и категории инвалидности у ребенка

Критериями установления данного статуса в РФ является нарушение функций организма со второй по четвертую степень, с ограничениями в любой из сфер жизнедеятельности.

«Мальчик 10 лет с диагнозом «Бронхиальная астма», редкие приступы болезни не более 1 раза в полугодие, легкое течение, не выраженная дыхательная недостаточность. На освидетельствование в МСЭ определяется 1-я степень нарушений равная 20%. При данных расстройствах дыхания ребенку инвалидность не положена».

Другой пример:

«Девочка 4 лет с врожденной патологией – расщелина твердого неба. Наблюдается отставание в физическом развитии, нарушение речи. На МСЭ устанавливается 2-я степень расстройств равная 40%, присваивается статус «Ребенок- инвалид».

Родителям необходимо знать: до какого возраста ребенок-инвалид может находиться в данной категории. Назначается инвалидность на любой период, вплоть до достижения совершеннолетия. С 18 лет статус снимается автоматически и определяется инвалидность с детства.

Структура причин инвалидности у несовершеннолетних

Среди причин инвалидности у детей в Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит:

  1. Психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Они составляют практически 30% от всех причин. На долю умственной отсталости приходится 47,0% среди всех психических расстройств.
  2. Не втором месте располагаются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга. Доля этих заболеваний составляет 24,0%.
  3. На третьем – патология органов эндокринной системы с удельным весом 10,0%.
  4. На четвертом – неврологические болезни (8,5%), среди которых наибольший вес имеет церебральный паралич (47,0%).
  5. Пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%).

Удостоверение ребенка-инвалида

В территориальном бюро МСЭ выдается заключение с указанием статуса, заболевания, ограничений жизнедеятельности.

При установлении данной категории родитель или законный опекун получает удостоверение, наличие которого позволяет иметь определенные льготы несовершеннолетнему и его семье.

Ребенку в России гарантируется получение:

  1. Бесплатного медицинского обслуживания;
  2. Реабилитации;
  3. Санаторно-курортного лечения 1 раз в год;
  4. Льготного лекарственного обеспечения;
  5. Бесплатного дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, за счет квот обучение на бюджетном отделении высшего учебного заведения. Если ребенок по состоянию здоровья не может обучаться в общеобразовательной школе, то ему предоставляется право получать знания в коррекционных классах или школе, на дому;
  6. Выплат: ежемесячная компенсация, социальная пенсия;

Льготы семье:

  1. Одному из работающих родителей работодатель обязан предоставить 4 оплачиваемых дня в месяц;
  2. По оплате коммунальных услуг;
  3. На проезд в транспорте;
  4. Один из родителей в трудоспособном возрасте, обеспечивающий уход за ребенком, получает ежемесячную выплату.

Заключение

Инвалиды, в том числе несовершеннолетние – самая уязвимая группа населения. Им необходима медицинская, социальная помощь и соблюдение прав и гарантий со стороны государства.

Источник: https://ProInvalid.ru/informatsiya/rebenok-invalid

Новые критерии инвалидности для детей – это новые возможности, объясняет правозащитник | Милосердие.ru

Положена ли инвалидность ребенку

С 1 января 2020 г. в России вступают в силу новые критерии инвалидности для детей, установленные принятым минувшим летом приказом Минтруда N 585н. Многих родителей встревожило это нововведение, а некоторые СМИ сообщили, что новый порядок — часть плана по снижению количества детей-инвалидов в России.

О том, как в действительности обстоят дела, что нужно знать родителям детей с нарушениями здоровья, кто и как может теперь добиться пересмотра ранее вынесенных решений о детской инвалидности, порталу Милосердие.ru рассказала  юрист детского правозащитного проекта «Патронус», член совета МГАРДИ Наталия Кудрявцева:

— Родителям детей-инвалидов не стоит бояться введения новых критериев инвалидности. Этот проект когда-то был пилотным, он обкатывался в нескольких регионах не один год, параллельно со старым порядком — родители могли выбирать, какие правила будут использовать при работе с их ребенком, старые, или новые.

И в целом новый порядок показал себя неплохо, ничего страшного в нем нет. Напротив, новый приказ — более подробный, он захватывает гораздо больше заболеваний, чем прежде. Туда вошел практически весь Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), за редкими исключениями.

Приказ подробно прорабатывали в течение нескольких лет.

В него вносил изменения члены рабочей группы при Минтруда и Главном бюро МСЭ, в том числе и родительские, и пациентские организации, старались, чтобы в проекте были учтены все необходимые нюансы.

Понятно, что он тоже имеет свои недостатки — достичь совершенства здесь вряд ли возможно.

Тем не менее, приказ намного жизнеспособнее предыдущего, который не охватывает многих заболеваний, и описывает квалификационные характеристики состояния недостаточно подробно.

Многие боятся того, что в новый приказ включен классификатор функционирования, позволяющий более точно описывать состояние ребенка. Но это скорее уточняющий инструмент, им не руководствуются при установлении инвалидности.

Он дает дополнения, подсказки, в первую очередь для врачей — родителям без подготовки разобраться в нем будет сложно, несмотря на подробные инструкции.

Его использование не означает, что кого-то собираются лишать инвалидности, установив определенную степень функционирования.

Нужно помнить, что само по себе заболевание, диагноз — не является основанием для установления инвалидности уже с 2012 года, когда Россия подписала Международную конвенцию по правам инвалидов. Многие до сих пор это путают.

Например, у человека заболевание — сахарный диабет. Является ли это основанием для инвалидности? Зависит от того, какого вида диабет, какие у него осложнения, какие ограничения он вызвал. Сам по себе диагноз — не основание.

Многие родители детей с онкологией, считают, что если ребенок перенес такое заболевание, а теперь у него длительная, больше пяти лет ремиссия — то инвалидность становится наградой за страдания, которые он перенес, за преодоление болезни. Но если достигнуто состояние стойкой ремиссии, последствий болезни и лечения нет, или они несущественные — оснований для инвалидности нет.

Самая большая проблема, на которую начинают обращать внимание только теперь — качество проведения обследования и заполнения документов для МСЭ.

В связи с введением электронного документооборота родители вообще не видят направления на МСЭ — оно отправляется по электронным каналам, и что там написано, они не знают.

— Родители могут потребовать показать им это направление?

— Могут. Но дело в том, что об этом мало кто знает, мало кто этим правом пользуется. И даже если пытаются воспользоваться — далеко не все в итоге получают копию направления на МСЭ. А это — самый важный, ключевой момент во всей этой процедуре: экспертиза ведь проводится не только визуально, с осмотром ребенка — но еще и по документам.

И у вышестоящих бюро есть право проверки решения нижестоящих — случайным образом отбирается несколько дел,и проверяется обоснованность решений.

Ребенка при этом не видят — только документы.

Их смотрят — и понимают: на основании тех документов, что прислала поликлиника, ребенку нельзя установить инвалидность, или внести в программу его реабилитации те или иные технические средства, потому что нуждаемость в них не подтверждается.

Об этой проблеме мы неоднократно говорили, в том числе и на недавнем съезде МГАРДИ. Мы просим не отправлять документы на МСЭ до получения расписки родителя в том, что он ознакомлен с ними.

У нас были случаи, когда маму изначально ставили в известность, что ребенка направляют с одним диагнозом — а потом выяснялось, что в направления вносились исправления, и ребенок шел на экспертизу уже с другим диагнозом, с которым она была не согласна.

Врачи не всегда имеют необходимую квалификацию для заполнения таких документов; как и все люди, они могут ошибиться.

Мама может гораздо лучше разбираться в состоянии своего ребенка, чем медики, которые видят его на приеме 12 минут, даже не каждый месяц. Она может указать на эти недочеты.

Если решение МСЭК ее не устраивает — она сможет понять и указать, что в заключении привело к ошибкам комиссии, обратиться с этой копией в Росздравнадзор, в ФОМС для экспертизы качества работы врачей.

И если поликлиника действительно виновата — она должна нести ответственность.

В случаях снятия инвалидности я не спешила бы винить эти приказы. Если бы врачи знакомились с ними почаще — они бы делали меньше ошибок, знали бы, какие именно нужны обследования при конкретном диагнозе, какие документы должны быть составлены, как их заполнять, и т.п.

В первую очередь причины снятия инвалидности у детей — в нарушениях со стороны медиков.

Я не сказала бы, что эксперты МСЭ — какие-то злые люди, у которых есть план сокращения количества инвалидов, и т.д. Число детей-инвалидов растет очень серьезно.

Снижается количество взрослых инвалидов: к 18 годам уже становится понятно, скомпенсированы ли нарушения, или останутся с человеком на всю жизнь.

Многим в этом возрасте инвалидность устанавливают бессрочно, но другим ее не продлевают.

Конечно, новый приказ может нуждаться в совершенствовании. Вероятно, в дальнейшем в него еще будут вноситься какие-то изменения. Но в целом, повторю, ничего плохого мы в нем не видим.

— Приведет ли введение нового приказа к пересмотру ранее принятых решений об инвалидности?

— Однозначно нет. Введение новых законодательных актов не отменяет решения, принятые на основании старых, они не будут пересмотрены. Сейчас у многих действуют, например, принятые на основании работавших до 2014 года актов ИПР — в принудительном порядке никто их не пересматривает.

Если инвалидность установлена на определенный срок — до окончания этого срока ее никто пересматривать не будет.

В Москве живет 2 млн 100 тыс взрослых инвалидов — было бы невозможно пересмотреть столько решений, никто этого делать не будет.

— А сможет ли получить инвалидность кто-то из тех, кому ранее было отказано? Что для этого нужно будет сделать?

— Если причина отказа в том, что были плохо подготовлены документы, направление на МСЭ — сам по себе новый приказ этой ситуации не изменит.

Если ребенок будет дообследован, документы будут заполнены качественно — решение могут пересмотреть.

Для этого нужно в первую очередь обратиться к главврачу своей детской поликлиники с вопросом, готовы ли там заново провести обследование для направления на МСЭ.

Можно сравнить, поменялись ли требования по конкретному заболеванию в новом приказе: например, для установления инвалидности требовалось определенное число госпитализаций — оно могло измениться. В каждой поликлинике должен быть врач по медико-экспертной работе, в принципе он должен быть в курсе таких вопросов.

Если какие-то требования были сняты или снижены — могут быть заново собраны документы, и ребенок вновь направлен на МСЭ.

В приказ внесено много новых заболеваний: если раньше ребенок с ними мог получить инвалидность по ведущему критерию, т.е. по самому тяжелому проявлению — то теперь добавлены конкретные диагнозы. Перечень очень сильно расширен. Если заболевание ребенка теперь оказалось в приказе — можно точно так же обращаться к главврачу поликлиники, просить о новом направлении, и т.д.

Какие-то заболевания все же остались за рамками приказа. Например, в него не внесен туберозный склероз — дети с этой болезнью по-прежнему получают инвалидность по наиболее тяжелому проявлению, а они при таком диагнозе могут быть абсолютно разные.

Как будет работать новый закон, покажет практика его применения.

Безусловно, улучшать положение с установлением инвалидности детям нужно с первичного звена, с поликлиник. Там должны хоть краем глаза взглянуть на этот приказ, ознакомиться с его содержанием.

— Где родители могут получить консультации и юридическую помощь, узнать, стоит ли просить о пересмотре решения по инвалидности ребенка, как действовать и т.д.?

— В первую очередь в НКО. В наш «Патронус», в профильные фонды, в местные отделения ВОРДИ. Сейчас есть немало организаций, готовых оказать в такой ситуации подержку.

«Патронус» много работает по подготовке документов, оценке шансов на пересмотр, исправлению ошибок, допущенных поликлиниками и МСЭ.

К нам или в отделения ВОРДИ можно выслать копии документов, мы можем подсказать, какие обследования нужно пройти, какие анализы сдать, что обязательно должно быть внесено в направление.

Самое главное: если вы уже собрали документы и идете на комиссию — обязательно письменно просите у главного врача вашей поликлиники выдать вам на руки копию направления на МСЭ.

Тогда в случае решения, которое вас не устроит, и вы сами, и юристы, которые будут вам помогать, смогут понять: были ли там допущены ошибки?

Возможно, у вашего ребенка действительно нет оснований для получения инвалидности. Либо же по медицинским выпискам такие основания есть, а в направлении на МСЭ эта информация не содержится — и из-за этого ребенку не дали инвалидности, отказали в каких-то средствах реабилитации, в изменении ИПРА, и т.д. Копия направления обязательно должна быть у вас на руках.

Источник: https://www.miloserdie.ru/news/novye-kriterii-invalidnosti-dlya-detej-eto-novye-vozmozhnosti-obyasnyaet-pravozashhitnik/

Порядок оформления инвалидности ребенку

Положена ли инвалидность ребенку

Время чтения: ~5 минут Светлана Поздникова 522

Порядок оформления инвалидности ребенку почти не имеет отличий от процедуры оформления инвалидности взрослому.

Процесс длится 3 месяца и имеет четкие этапы: сбор справок, осмотр у специалистов, освидетельствование в МСЭ (медико-социальной экспертизе).

После чего на руки выдается справка с присвоением группы и указанием сроков действия. В данной статье подробно рассказывается, как оформить инвалидность ребенку.

Основания для процедуры

Оформление инвалидности ребенку требует достаточных оснований для проведения данной процедуры. При их наличии маленький пациент направляется на МСЭ, где производится учитывание:

  • наличие проблем со здоровьем при постоянном расстройстве его функционирования в результате травм, заболеваний;
  • наличие частичной или полной потери самообслуживания, потери самоконтроля, что ведет невозможности выполнения полной программы обучения и трудовой деятельности;
  • необходимости в социальной защите и реабилитационных мерах.

Порядок оформления

Родители, оформляющие ребенку инвалидность, нередко задаются вопросом, с чего начать процедуру. Порядок оформления группы:

  1. Взять направление в поликлинике по месту жительства.
  2. Пройти медкомиссию и взять заключение врачей.
  3. Полученные результаты предоставить наблюдающему педиатру для составления акта решения.
  4. Получить направление на МСЭ.
  5. Прийти на комиссию в назначенное время.

Если граждане получили отказ, то у них имеется право на повторное направление заявления в вышестоящие органы.

Инвалидность малыша оформляется после консультации узких специалистов. Если болезнь относится к разряду общих, тогда направление дается участковым педиатром. При нарушенном слухе – ЛОРом, зрении – окулистом, сердечных патологиях – кардиологом.

Генетические заболевания требуют консультации психиатра. Поскольку они сопровождаются отсталостью психического развития. Это относится к ребенку-аутисту или при диагностировании синдрома Дауна.

Генетические патологии нередко протекают одновременно с психоречевой задержкой.

Чтобы пройти необходимую медкомиссию нужно получить консультацию следующих специалистов:

  • хирурга;
  • окулиста;
  • ЛОРа;
  • ортопеда;
  • невролога;
  • эндокринолога.

Если у ребенка инвалидность присваивается по речи, то потребуется консультация психолога, логопеда.

После того, как будет получено заключение узких специалистов, необходимо прийти к участковому педиатру для оформления заключения и эпикриза.

Далее он документацию относит к заведующему лечебного учреждения на подпись. Одновременно дается справка, где указывается индивидуальная реабилитационная программа.

Особенности процедуры с разными заболеваниями

Начинать оформление инвалидности необходимо с посещения узкого специалиста. При наличии проблем с опорно-двигательным аппаратом направление выдается лечащим хирургом. Обычно группу присваивают на год. Далее производится ее подтверждение.

Синдром Шерешевского-Тернера требует консультации эндокринолога. Инвалидность дается в том случае, если у ребенка наблюдается умственная отсталость, патология эндокринных органов. В противном случае в группе отказывается. Инвалидность дается на год.

Проблемы со зрением требуют вмешательства офтальмолога. Обычно данные заболевания влекут пожизненную инвалидность. При аутизме на группу направляет психолог. Присвоение инвалидности в этом случае направлено на уменьшение трат на лечение, возможность пройти реабилитацию в Москве. Обычно оформление производится на 1 год, далее, если имеется необходимость, происходит продление.

При наличии хронической астмы инвалидность дается, если у ребенка постоянные приступы. Оформить группу обычно не просто, при положительном ответе МСЭ необходимо ежегодное подтверждение. Задержка психического развития (ЗПР) требует получения консультации психотерапевта, который и направляет на комиссию.

ДЦП относится к неврологии. На экспертизу направляет лечащий невролог. Группа присваивается на 1 год. Далее происходит переосвидетельствование Дается инвалидность на 1 год после операции на сердце. Далее ее обычно снимают. На заметку, обычно после момента подачи документов до проведения экспертизы проходит не менее месяца.

Необходимые документы

Подробный ответ на то, какие документы необходимы для предоставления в МСЭ, даст педиатр. Обычно на комиссию предоставляется следующий перечень документов:

Как получить группу по инвалидности

  • заявление на присвоение инвалидности ребенку;
  • больничная карта;
  • заключение главного врача поликлиники по месту жительства;
  • копия свидетельства о рождении или паспорта маленького пациента;
  • справка с места жительства;
  • если производится переоформление, то необходимо предоставление справки с предыдущей комиссии;
  • характеристика из школы;
  • паспорт и его копия родителя или опекуна.

Кроме этого, с детьми нужно пройти несложное обследование. Сдать общий анализ крови, кровь на биохимию, анализ мочи, сделать кардиограмму. При необходимости пройти ЭЭГ, УЗИ, рентген.

Если дети обучаются в школе или посещают другое образовательное учреждение, то необходимо лечащему педиатру предоставить характеристику.

При условии обучения ребенка в коррекционном учреждении, характеристика на руки не дается, для этого требуется запрос врача. Так как это является психиатрической тайной.

Характеристика должна быть заверена двумя печатями. Если ребенок мал и не посещает детского сада, школы, то данный документ не нужен. К сведению, перед обращением в МСЭК необходимо проверить список документов, иначе не будет производиться рассмотрение запроса.

Документы в пенсионный фонд

Для начисления пенсии для детей-инвалидов необходимо в ПФ России предоставить следующий пакет документов:

  • заявление с просьбой начисления пенсии;
  • страховое свидетельство одного из родителей или опекуна;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  • документ, подтверждающий факт присвоения инвалидности с указанием группы;
  • страховое свидетельство ребенка.

Помимо начисления пенсии, производятся ежемесячные выплаты, которые несколько разнятся в зависимости от территории проживания. Обычно для граждан Москвы они выше.

Как проводится МСЭ

После сбора пакета документов, родителям и ребенку необходимо в назначенное время прийти на комиссию.

Если у детей нет возможности самостоятельного передвижения, то возможна выездная МСЭ, которая может произойти в больнице или дома.

Чтобы данная процедура состоялась, следует в учреждении, где лечится ребенок, взять соответствующую справку. В ходе процедуры МСЭ дается заключение о признании или непризнании факта инвалидности.

Также выдается справка с указанием группы инвалидности в Пенсионный фонд, справка в отдел соцзащиты, справка, подтверждающая наличие группы инвалидности, выписка из акта медосвидетельствования. На заметку, в ходе проведения медицинской экспертизы должно присутствовать не меньше 4 человек с педиатрической специализацией. Иначе решение МСЭ можно признать неправомерным.

Во время комиссии происходит разрабатывание индивидуальной лечебной программы, реабилитации.

После присвоения статуса инвалидности родители ребенка отправляются в поликлинику со справками и заключением, где его поставят на учет.

Назначат необходимую терапию с учетом лекарств, которые отпускаются бесплатно. Инвалидность ребенку присваивается на определенный срок. Это зависит от болезни, ее степени тяжести.

По окончанию срока действия, если имеется необходимость, происходит повторное оформление процедуры. Длительность периода зависит от группы. Первую группу дают на 2 года, вторую, третью – на год.

Оформление инвалидности является длительным и непростым процессом. Для успешного прохождения процедуры необходимо собрать все документы, справки, заключения всех врачей. Если не хватит хотя бы одной подписи, то процедура остановится до тех пор, пока не соберется нужная документация.

Источник: https://invalidu.com/deti/poryadok-oformleniya-invalidnosti-rebenku

Каким детям дают инвалидность

Положена ли инвалидность ребенку

Детская инвалидность — статус, который присваивается инвалидам не достигшим 18 лет. Государственная политика направлена на всестороннюю поддержку детей-инвалидов и их семей. Какими льготами и социальными гарантиями обеспечивается ребенок инвалид, до какого возраста он сохраняет этот статус, а также как может сохранить инвалидность ребенок инвалид после 18 лет рассмотрим в статье.

Закон о присвоении инвалидности детям в 2019 году

Правовое положение детей-инвалидов и семей, в которых они содержатся, регулирует:

  • Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 1024н.

Указанные документы регулируют вопросы присвоения статуса «ребенок-инвалид», порядок его оформления, критерии присвоения и льготы.

Перечень заболеваний для установления инвалидности детям

Решая вопрос постановки группы инвалидности «ребенок-инвалид», медико-социальная экспертиза оценивает степень снижения жизненных функций ребенка, связанных с заболеванием, травмой или морфологическим изменением. Инвалидность может быть вызвана любым заболеванием, если оно угнетает жизненную функцию как минимум на 40 %.

Приложением к Постановлению Правительства РФ № 95 определены перечни наиболее сложных заболеваний, позволяющих назначить ребенку инвалидность на длительный срок.

До достижения 18 лет инвалидность присваивается ребенку при вторичном освидетельствовании, если она уже была назначена ранее не менее чем на 2 года, при наличии таких заболеваний, как:

  • метастазирующий рак;
  • отсутствие гортани после ее оперативного удаления;
  • врожденное и приобретенное слабоумие;
  • активно протекающие болезнь Крона или язвенный колит;
  • дефекты и деформации верхних и нижних конечностей.

Сроком на пять лет инвалидность ребенку устанавливается в случае таких заболеваний, как:

  • рак;
  • врожденная оперированная гидроцефалия;
  • сколиоз III – IV степени;
  • ранний детский аутизм и иные расстройства аутистического спектра.

Инвалидность до 14 лет присваивается ребенку, если он болен:

  • инсулинозависимым сахарным диабетом;
  • классической формой фенилкетонурии;
  • хронической тромбоцитопенической пурпурой.

Инвалидность до достижения ребенком 18 лет может быть присвоена уже при первичном освидетельствовании, если он болен:

  • хронической болезнью почек 5 степени;
  • циррозом печени;
  • ювенильным артритом;
  • системной красной волчанкой;
  • системным склерозом;
  • врожденным буллезным эпидермолизом;
  • шизофренией;
  • имеет ВИЧ-инфекцию на стадии вторичных заболеваний или на терминальной стадии.

Как оформить инвалидность ребенку

Присвоить ребенку инвалидность можно на основании медико-социальной экспертизы.

Инициировать проведение может медицинское учреждение, наблюдающее больного. Для этого родителю больного ребенка выдается направление на МСЭ в установленной форме. В направлении описывается состояние здоровья ребенка, анамнез, история жизни, биометрические данные. Направить ребенка на МСЭ медицинская организация может только после прохождения им полного обследования.

Если медицинское учреждение отказывает в выдаче направления на МСЭ, инициировать прохождение ребенком экспертизы может и родитель. Для этого следует обратиться в бюро МСЭ с заявлением. Медицинские сотрудники самостоятельно проведут первичный осмотр ребенка, оценят его состояние и направят на дополнительные анализы или исследования.

Экспертиза проводится в бюро по месту жительства ребенка. Экспертиза может быть организована на дому или в стационаре, где ребенок содержится, если он не может быть доставлен в бюро по состоянию здоровья. Допускается также заочное проведение экспертизы, заключающееся в оценке документов ребенка без непосредственного осмотра.

Решение о проведении выездной или заочной экспертизы принимается индивидуально, в зависимости от обстоятельств жизни и здоровья ребенка.

Сроки оформления инвалидности

Инвалидность ребенку может быть присвоена на одни год, два года, пять лет, до четырнадцати лет и без определенного срока – до восемнадцати лет.

Документы, необходимые для оформления инвалидности

Для проведения МСЭ необходимо предоставить:

  • направление, выданное медицинской организацией, где наблюдался ребенок;
  • заявление на проведение экспертизы от родителя ребенка, к заявлению следует приложить паспорт родителя;
  • свидетельство о рождении, если ребенку нет 14-ти, или паспорт;
  • медицинские документы ребенка: карта, результаты анализов, заключения врачей;
  • характеристика ребенка из школы или детского сада, если он их посещает.

Виды социальной помощи детям-инвалидам

Можно выделить следующие виды социальной помощи детям-инвалидам и их семьям:

  1. Материальная: пенсии и денежные выплаты самим детям инвалидам и пособия для неработающих их родителей.
  2. Социальные услуги для детей-инвалидов.
  3. Жилищные льготы.
  4. Образовательные льготы.

Льготы для семей с детьми-инвалидами

Семьи, в которых содержатся дети инвалиды получают следующие льготы:

  • 50% скидку на оплату коммунальных услуг и взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • родители детей-инвалидов вправе пользоваться пакетом трудовых льгот: дополнительными выходными, возможностью выбирать удобный период для ежегодного отпуска, запретом для работодателей принудительно выводить их на сверхурочные работы или работы ночью;
  • трудящимся родителям детей-инвалидов предоставляется налоговый вычет в размере 12 000 рублей на каждого ребенка-инвалида при определении базы для исчисления НДФЛ.

До скольки лет дети инвалиды считаются инвалидами

Если ребенку присвоена инвалидность на определенный срок, то по истечении этого срока инвалидность автоматически прекращается, если не было пройдено переосвидетельствование.

При назначении ребенку бессрочной инвалидности она сохраняется до 18 лет. По достижении лицом совершеннолетия оно уже не может считаться ребенком-инвалидом, поскольку такая категория возможна только для лиц младше 18-ти.

Инвалидность после 18 лет у детей-инвалидов

По достижении 18-ти лет статус инвалида автоматически прекращается. Если при этом у лица сохранился недуг, послуживший основанием для присвоения детской инвалидности, став совершеннолетним необходимо пройти переосвидетельствование и получить взрослую группу инвалидности. Взрослая группа обозначит степень снижения жизненной функции.

Одновременно со взрослой группой лицо обретет статус «инвалида с детства», поскольку причина инвалидности возникла в несовершеннолетнем возрасте.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/kakim-detyam-dayut-invalidnost/

Группы и категории детской инвалидности

Положена ли инвалидность ребенку

Детская инвалидность – распространенная проблема в медицине. Государство разработало программу по социальному обеспечению, получению пенсий, льгот для таких пациентов. Это позволяет родителям ребенка обеспечивать его, проводить бесплатное медикаментозное лечение, реабилитацию.

Инвалиды и дети инвалиды – в чем разница

К категории ребенок-инвалид относятся пациенты несовершеннолетнего возраста с заболеваниями, из-за которых не могут самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, обучаться и выполнять другие функции.

Когда они достигают совершеннолетия, проходят медицинскую комиссию. Если есть показания, дают группу. Инвалиды детства после 18 лет получают особенный статус. Пациентам положена пенсия, медицинское обслуживание, помощь социального работника.

Порядок присвоения детской инвалидности

Категорию инвалида получает не каждый ребенок с серьезным заболеванием. Для этого необходимо получить направление на медицинскую экспертизу, полностью пройти ее. Только при подтверждении статуса заболевания ребенок сможет получать льготы, присвоят группу.

Кто дает направление на МСЭ

Если у ребенка существует заболевание с самого рождения или оно проявилось до 18 лет, он должен стоять на учете в муниципальном медицинском учреждении. Терапию проходят у лечащего врача. Именно он назначает медикаментозное, физиотерапевтическое, хирургическое лечение.

Если все этапы терапии пройдены, но улучшений заболевания нет, лечащий врач дает направление на медицинскую экспертизу, а также рассказывает, какие документы родителям необходимо взять с собой для получения статуса ребенок-инвалид.

Прохождение МСЭ

Пациенту, страдающему заболеванием, приводящему к инвалидности, необходимо пройти ряд медицинских обследований для подтверждения диагноза. К ним относятся лабораторные анализы, инструментальные исследования. Установление группы инвалидности с детства осуществляют независимые врачи и медицинская экспертиза.

Категорию ребенок-инвалид устанавливают медицинской комиссией в следующих случаях:

  • подтверждение основного диагноза, прописанного лечащим врачом;
  • отсутствие результата применяемой терапии;
  • прогрессирование патологии без наличия положительного прогноза;
  • после проведенной операции состояние пациента ухудшилось или не улучшилось;
  • ребенок самостоятельно не может обслуживать себя, для этого необходима периодическая или постоянная помощь окружающих людей;
  • пациенту и родителям необходима социальная защита от государства.

Чтобы подтвердить предыдущее прохождение лечения, родителям или опекунам следует взять с собой все выписки и справки, снимки, данные лабораторных анализов. Их могут сравнить с последними результатами исследований для установления группы инвалидности.

Оформление акта проверки

Акт проверки – медицинские документы, состоящие из данных, полученных на медицинской комиссии. Он включает в себя следующие части:

  • титульная – содержит данные о пациенте, его имя, дата рождения, место жительства;
  • общий раздел – дата подачи заявления и вынесения решения, диагноз;
  • в последнем разделе пишут все о заболевании, собранные медицинские справки и данные обследования;
  • под актом ставят подписи члены медицинской комиссии, печать.

Это документ, по которому пациент получает пенсии, льготы и другие виды социального обеспечения.

Установление инвалидности

После вынесения заключения с документом обращаются в Пенсионный фонд, Органы социальной защиты населения. Полученные данные заносятся в дело ребенка. После этого назначают льготы, пенсии, направление на медицинское лечение и бесплатные препараты.

Так как ребенок считается несовершеннолетним, закон государства о детях инвалидах позволяет получить временную группу до достижения 18 лет. После завершения срока следует повторно пройти комиссию для пересмотра дела.

Помощь детям-инвалидам

Некоторые родители не знают про категорию ребенка-инвалида, они узнают, какая это группа. В Отделении социального обеспечения и защиты населения рассказывают о предоставляемых льготах и пособиях:

  • ежемесячное получение пенсии;
  • бесплатное медикаментозное лечение, прохождение исследований, реабилитация, хирургические вмешательства;
  • путевки в санатории;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте для пациента, его родственников и социального работника, который его сопровождает;
  • льготная учеба;
  • скидки на предоставление жилья и жилищно-коммунальные услуги.

Размер пенсии зависит от города проживания, так как в некоторых сумма увеличена.

Продление инвалидности

Если ребенку-инвалиду исполнилось 18 лет, родители узнают, что делать дальше. В этом возрасте необходимо повторно пройти медицинское освидетельствование, чтобы подтвердить свой диагноз или ухудшение самочувствия пациента.

Заново собирают справки, выписки. Проходят осмотр у врачей. Если диагноз будет подтвержден повторно, ребенку ставят группу. При ее наличии будут назначаться льготы, выплачиваться пособия, пенсии.

Снятие с инвалидности

Ребенок инвалид может быть снят с группы после 18 лет в следующих случаях:

  • улучшение состояния больного при прохождении медикаментозного лечения или хирургического вмешательства;
  • наличие тенденции к выздоровлению, улучшения самочувствия, благоприятного прогноза;
  • нежелание совершеннолетнего больного или его родителей далее проходить лечение или повторное МСЭ.

У пациента забирают группу инвалидности, он снимается с учета.

При наличии ребенка с серьезными заболеваниями, которые не поддаются лечению, родители или опекуны могут подать документы на получение детской инвалидности. Это облегчает жизнь, позволяет улучшить финансовое положение. Будет оказана медицинская помощь и реабилитация для восстановления здоровья.

Источник: https://opekarf.ru/invalidam/deti-invalidy/detskaya-invalidnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.