Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалидов

Содержание

Степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалидов

Дата публикации или обновления 15.07.2017

  • Книга «Лоцман по жизни»
  • Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

    1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

    2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

    3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

    Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

    1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

    2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

    3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

    Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

    1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

    2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

    3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

    Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

    1 степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;

    2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

    3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

    Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

    1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

    2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

    3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

    Способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

    1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

    2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

    3 степень – неспособность к обучению;

    Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями , объему, качеству и условиям выполнения работы:

    1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

    2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

    3 степень – неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

    Важно:

    Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

    Дополнительное обследование

    В ходе проведения МСЭ могут потребоваться дополнительные обследования, о чем вам сообщат специалисты бюро. Они составят программу дополнительного обследования ребенка, после выполнения которой рассмотрят вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности для установления инвалидности.

    Однако от дополнительного обследования можно отказаться в течение 5 рабочих дней, тогда решение будет принято на основании имеющихся данных.

    Согласно п.58 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.

    2011 №295н, отказ от программы дополнительного обследования подтверждается заявлением с подписью получателя государственной услуги (его законного представителя) в виде бумажного или электронного документа с электронной цифровой подписью, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы.

    Заявление в виде бумажного документа подается лично или направляется почтовой связью, а электронный отказ – с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

    Далее: Результаты медико-социальной экспертизы, возможность их обжалования В начало

    Источник: http://www.vidania.ru/literatura/locman_po_zizni/stepeni_vyrazennosti_ogranicheniy_kategoriy_ziznedeyatelnosti.html

    Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности

    Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалидов

    Критерии установления инвалидности

    При освидетельствовании граждан на предмет уста­новления инвалидности ограничение жизнедеятельности понимается, как отклонение деятельности человека от нормы вследствие нарушения здоровья, которое характе­ризуется ограничением способности осуществлять само­обслуживание, передвижение, ориентацию, общение, кон­троль за своим поведением, обучение и трудовую деятель­ность.

    Надо отметить, что в критериях установления инва­лидности большую роль играют не только сами ограниче­ния жизнедеятельности, но и их степень — величина от­клонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

    Инвалидность складывается из трех компонентов:

    — наличие болезни, вызвавшее нарушение функций орга­низма;

    — наличие стойкого ограничения функций организма и ограничений жизнедеятельности;

    — наличие социальной недостаточности и потребность в социальной помощи.

    При определении состояния инвалидности используется следующая классификация нарушений основных функций организма человека:

    1. Нарушения психических функций (восприятия, вни­мания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

    2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обо­няния, осязания).

    3. Нарушения статодинамической функции.

    4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пи­щеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

    Комплексная оценка различных качественных и ко­личественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выде­ление преимущественно четырех степеней нарушений по степени выраженности:

    1 степень — незначительные нарушения функций;

    2 степень — умеренные нарушения функций;

    3 степень — выраженные нарушения функций;

    4 степень — значительно выраженные нарушения функ­ций.

    К основным категориям жизнедеятельности отнесе­ны:

    1. Способность к самообслуживанию — способность са­мостоятельно удовлетворять основные физиологичес­кие потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены.

    2. Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в простран­стве, преодолевать препятствия, сохранять равнове­сие тела в рамках выполняемой бытовой, обществен­ной, профессиональной деятельности.

    3. Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и уме­ниями (социальными, культурными и бытовыми).

    4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требова­ниями , объему и условиям выполне­ния работы.

    5. Способность к ориентации — способность определять­ся во времени и пространстве.

    6. Способность к общению — способность к установле­нию контактов между людьми путем восприятия, пе­реработки и передачи информации.

    7. Способность контролировать свое поведение — спо­собность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально — правовых норм.

    Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности

    Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности выглядит следующим образом:

    Ограничение самообслуживания:

    1 степень — способность к самообслуживанию с ис­пользованием вспомогательных средств;

    2 степень — способность к самообслуживанию с ис­пользованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

    3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

    Ограничение способности к самостоятельному передвижению:

    1 степень — способность к самостоятельному пере­движению при более длительной затрате времени, дроб­ности выполнения и сокращения расстояния;

    2 степень — способность к самостоятельному пере­движению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

    3 степень — неспособность к самостоятельному пере­движению и полная зависимость от других лиц.

    Ограничение способности к обучению:

    1 степень — способность к обучению в учебных заве­дениях общего типа при соблюдении специального режи­ма учебного процесса и (или) с использованием вспомога­тельных средств, с помощью других лиц (кроме обучаю­щего персонала);

    2 степень — способность к обучению только в специ­альных учебных заведениях или по специальным про­граммам в домашних условиях;

    3 степень — неспособность к обучению.

    Ограничение способности к трудовой деятельности:

    1 степень — способность к выполнению трудовой дея­тельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, не­возможности выполнения работы по своей профессии;

    2 степень — способность к выполнению трудовой дея­тельности в специально созданных условиях с использо­ванием вспомогательных средств, и (или) специально обо­рудованного рабочего места, с помощью других лиц;

    3 степень — неспособность к трудовой деятельности.

    Ограничение способности к ориентации:

    1 степень — способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;

    2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;

    3 степень — неспособность к ориентации (дезориента­ция).

    Ограничение способности к общению:

    1 степень — способность к общению, характеризую­щаяся снижением скорости, уменьшением объема усвое­ния, получения и передачи информации;

    2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

    3 степень — неспособность к общению.

    Ограничение способности контролировать свое пове­дение:

    1 степень — частичное снижение способности само­стоятельно контролировать свое поведение;

    2 степень — способность частично или полностью кон­тролировать свое поведение только при помощи посто­ронних лиц;

    3 степень — неспособность контролировать свое пове­дение.

    Источник: https://poisk-ru.ru/s24246t8.html

    Группы инвалидности и степени ограничения к трудовой деятельности: список

    Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалидов

    Важное условие нормальной жизнедеятельности человека в обществе — работоспособность. Это возможность выполнять профессиональные обязанности без каких-либо ограничений.

    Для выявления отклонений в организме, препятствующих трудовой деятельности, проводится медико-социальная экспертиза, классифицирующая  стойкие нарушения в организме по нескольким основным категориям, соответствующим уровню их выраженности.

    Таким образом определяются группы инвалидности и степени ограничения к трудовой деятельности.

    Что такое ограничения способности к трудовой деятельности

    Способность к трудовой деятельности, согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.

    2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», определяется возможностью работника соответствовать критериям по объёму и содержанию работы.

    Люди, которые не могут полноценно выполнять свои трудовые обязанности в полной мере, после прохождения соответствующих исследований, получают право на создание особых условий работы. Степень ограничения трудоспособности — уровень отклонения физических возможностей человека от существующих норм, определяемых возрастом.

    К несовершенствам гражданина как полноценного работника относятся:

    1. Психические. Нарушения восприятия мира, памяти и внимания, контроля за эмоциями и т.д.
    2. Речевые. Потеря способности к вербальному и невербальному общению, в том числе невозможность полноценно использовать устную и письменную речь (дисграфия, заикание и т.д.).
    3. Физические. Несовершенства строения тела, включая внешние и внутренние уродства (деформация лица или конечностей, диспропорции частей тела и т.д.).
    4. Функциональные. Нарушенная работа систем и органов организма (кровеносной, иммунной и т.д.).
    5. Сенсорные. Отклонения органов зрения, слуха или обоняния (в том числе обострение и притупление чувствительности под влиянием внешних факторов)

    Обратите внимание! При наличии заболевай, включённый в перечень, каждый человек может обратиться в медицинское учреждение для получения статуса инвалида.  Однако, если у медицинской комиссии возникнут сомнения в подлинности диагноза, пациента могут обязать пройти дополнительные обследования и повторное освидетельствование.

    Законом выделено три степени ограничения к трудовой деятельности, каждая предполагает  специфические отклонения от норм здорового человека:

    1. Устойчивые расстройства организма, вызванные хроническими заболеваниями, врождённые или приобретённые в процессе жизни дефекты, препятствующие нормальной трудовой деятельности. Влекут за собой потерю способности работать соответственно квалификации, однако оставляют возможность для общих условий труда при снижения объёма производства и тяжести труда не менее, чем в 2 раза. Более рациональный вариант, предусмотренный законодательством, — перевод на деятельность более низкой квалификации, что влечёт за собой примитивизацию труда и несоответствие уровня профессионализма трудовыми обязанностям.
    2. Нарушения в работе систем и органов, вызванные врождёнными или приобретёнными недугами или увечьями. Трудовая деятельность возможна только при наличии специализированных технических средств или с помощью третьих лиц.
    3. Значительные стойкие расстройства различной этиологии, в результате которых полностью теряется работоспособность, включая труд с использованием вспомогательных средств и привлечением третьих лиц.

    Присвоение степени ограничения трудовой деятельности предполагает и назначение одной из трёх групп инвалидности, однако обратная зависимость не предусмотрена — инвалидность не обязательно сопровождается ограничениями к труду.

    Ограничения к трудовой деятельности для 3 группы инвалидности

    Инвалиды третьей группы более остальных приспособлены к нормальной жизни, в том числе и к трудовой.

    Несмотря на то, что такие граждане получают пенсию, это не означает, что работодатель имеет право отказать в устройстве на должности, соответствующие состоянию здоровья соискателя.

    В этой части государство оказывает поддержку инвалидам, обязывая организации со штатом от 100 сотрудников трудоустраивать не менее 2% граждан с ограниченной работоспособностью.

    Важно! По закону отказать гражданину, имеющему ту или иную группу инвалидности, возможно, если уровень его профессиональной компетенции не соответствует общим требованиям или подходящая вакансия вовсе отсутствует.

    Если получено заключение о третьей группе инвалидности, в нём обязательно прописываются условия труда, которые обязан соблюдать работодатель по отношению к сотруднику с ограниченными возможностями:

    • Сокращение рабочей недели (при специальных рекомендациях).
    • В течение недели рабочее время не более 40 часов, а сверхурочный труд — только с письменного согласия инвалида.
    • Исключение тех видов работ, что противопоказаны сотруднику с ограниченными возможностями.
    • Продление отпуска на 2 дня в сравнении с коллегами (вместо 28 — 30 дней).
    • Отсутствие испытательного срока при приёме на службу.
    • Неоплачиваемый отпуск до 60 дней в год.
    • Право на проведение процедур по оздоровлению в течение рабочего времени (если таковые описаны в заключении).

    Обратите внимание! Установление 3 группы инвалидности и 3 степени ограничения трудовой деятельности в большинстве случаев влечёт за собой полную нетрудоспособность и присвоение нерабочей группы инвалидности, однако это не лишает гражданина право на труд, если его состояние стабильно.

    Инвалидность 1 группы устанавливается сроком на два года, 2 и 3 — на один год. В том случае, если пациент имеет заболевание, включённое в перечень необратимых, — статус инвалида устанавливается без срока переосвидетельствования.

    Ограничения к трудовой деятельности для 2 группы инвалидности

    Вторая группа инвалидности может сопровождаться всеми возможными степенями ограничения в зависимости от выраженности заболевания. При этом граждане, имеющие 3 степень могут быть приняты на службу в зависимости от собственного пожелания и под личную ответственность, поскольку создание полностью оборудованного рабочего места практически невозможно.

    Относящиеся к категории инвалидов 2 группы и 1 и 2 степени допускаются к работе при соблюдении особых условий труда:

    • Сокращение рабочей недели до 35 часов при сохранении полного объёма заработной платы для занимаемой должности.
    • Запрет на сверхурочную, в том числе и посуточную трудовую деятельность, несмотря на согласие инвалида.
    • Продление оплачиваемого отпуска с 28 до 30 дней.
    • Предоставление 60 календарных дней отпуска за счёт сотрудника с сохранением за ним рабочего места.
    • Прохождение процедур по укреплению и сохранению здоровья в рабочее время.
    • Право переноса рабочего места на дом (при возможности) или его техническое оснащение в соответствии с нуждами инвалида.

    Обратите внимание! Работодатель вправе отказать инвалиду третьей группы в принятии в штат, если организация не имеет квоты на трудоустройство граждан этой категории или возможности полного оснащения рабочего места для сотрудника с ограниченными возможностями.

    Ограничения к трудовой деятельности для 1 группы инвалидности

    До недавнего времени 1 группа инвалидности являлась полностью нерабочей, однако в 2020 году граждане этой группы имеют право на трудоустройство. При этом сфера деятельности сильно ограничена лишь умственным трудом.

    Обратите внимание! Граждане, которым присвоена 1 группа инвалидности и 3 степень ограничения к трудовой деятельности, имеют в индивидуальной программе реабилитации пометку о неспособности к труду. Однако, если работодатель заинтересован в таком сотруднике, а инвалид имеет желание трудиться, законом трудоустройство не запрещено.

    Варианты рабочей деятельности для инвалидов 1 группы рассматриваются с двух позиций: в первом случае работодатель обязуется обустроить условия труда для сотрудника с инвалидностью, во втором — работник с ограниченными возможностями заполняет заявление о принятии ответственности за свою реабилитацию на себя.

    Условия труда для инвалидов 1 группы:

    • Сокращение рабочей недели до 35 часов при полной выплате заработной платы, возможность работать и меньшее время с расчётом вознаграждения, исходя из отработанных часов.
    • Право отказа от командировочных поездок, дополнительных смен и сверхурочного труда.
    • Три календарных месяца отпуска, один из которых полностью оплачивается.
    • Организация рабочего место в соответствии с ограничениями, наложенными заболеванием (ое управление приборами, наличие пандуса для инвалида-колясочника, предоставление помощника и т.д.)
    • Строгий запрет на работу с химическими реактивами, биологически опасными веществами, при повышенном уровне вибрации и шума или психических нагрузок.

    Подведем итоги

    Если при прохождении медицинской комиссии пациенту присваивается та или иная группа инвалидности со степенью ограничения трудоспособности или без неё, это не означает полную потерю работоспособности. При этом в индивидуальном плане реабилитации (ИПР) чётко прописываются требования к рабочему месту и занимаемой должности, которые работодатель должен соблюсти.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://medpravo.su/gruppy-invalidnosti-i-stepeni-ogranicheniya-k-trudovoy-deyatelnosti/

    Новые Классификации и критерии, используемые при МСЭ

    Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалидов

    Приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 года N 1024н “Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (с изменениями на 5 июля 2016 года)”  – Начало действия документа с 02.02.2016г.

    Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

    I. Общие положения

    1.

    Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

    2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

    II. Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

    3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

    • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
    • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
    • нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
    • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
    • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
    • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

    4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

    Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

    • I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
    • II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
    • III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
    • IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

          Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.

          Если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим – шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.       При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека.

          При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

    III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

    5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

    • а) способность к самообслуживанию;
    • б) способность к самостоятельному передвижению;
    • в) способность к ориентации;
    • г) способность к общению;
    • д) способность контролировать свое поведение;
    • е) способность к обучению;
    • ж) способность к трудовой деятельности.

    6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

    а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:

    • 1 степень – способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    • 2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    • 3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

    б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

    • 1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    • 2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    • 3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

    в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

    • 1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
    • 2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    • 3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

    г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

    • 1 степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха – способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
    • 2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    • 3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

    д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

    • 1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
    • 2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
    • 3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

    е) способность к обучению – способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

    • 1 степень – способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
    • 2 степень – способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
    • 3 степень – способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

    ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями , объему, качеству и условиям выполнения работы:

    • 1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
    • 2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
    • 3 степень – способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

    7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

    IV. Критерий для установления инвалидности

    8.

    Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

    V. Критерии для установления групп инвалидности

    9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев. 10.

    Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. 11.

    Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. 12.

    Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    13. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

    Источник: http://www.inva-life.ru/publ/normativnye_akty/novye_klassifikacii_i_kriterii_ispolzuemye_pri_mseh/147-1-0-142

    Инвалидность и ее группы

    Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалидов

    Инвалидность – это не только расстройство функций организма, но и основание для получения человеком различных льгот со стороны государства. При этом перечень последних зависит от того, какая группа была установлена.

    Прочитав статью далее, вы узнаете, какие именно льготы может получить человек после официального признания его инвалидом, какие существуют виды и группы инвалидности и какими законами регулируется порядок ее присвоения.

    Законодательное регулирование инвалидности

    В России нет единого закона, определяющего порядок присвоения статуса инвалида и права этой категории граждан, поэтому людям сложно найти актуальную и точную информацию по этим вопросам. Однако есть нормативные акты, которые их раскрывают.

    Основные из них:

    • закон «О социальной защите инвалидов…» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, устанавливающий основные понятия и общие положения о процедуре признания инвалидом, а также общий список прав лиц с инвалидностью;
    • постановление Правительства РФ «О порядке и условиях…» от 20.02.2006 № 95, в котором четко и подробно прописана процедура признания инвалидом;
    • приказ Минтруда РФ «О классификациях и критериях…» от 17.12.2015 № 1024н, на основании которого определяется возможность признания человека инвалидом, а также группа, которую ему следует присвоить.

    Виды инвалидности

    В законодательстве четкого разделения на виды инвалидности не производится, поэтому такое деление носит теоретический характер. При этом для классификации используются различные критерии.

    Например, из определения понятия «инвалид» можно выделить такой критерий, как причина расстройства здоровья. В таком случае получаем три вида, т. к. инвалидность может стать результатом:

    • заболевания;
    • дефекта;
    • травмы.

    Постановление Правительства № 95 (п. 14) содержит более подробную классификацию причин присвоения данного статуса, согласно которой снованием может быть:

    • общее заболевание;
    • профессиональная болезнь;
    • трудовое увечье;
    • военная травма или заболевание, возникшее в ходе прохождения военной или приравненной к ней службы;
    • инвалидность с детства;
    • заболевание, полученное вследствие воздействия радиации на различных техногенных авариях, и т. д.

    Наиболее же распространено разделение инвалидности по видам расстройств здоровья. Все они указаны в разделе II приказа Минтруда 1024н:

    • психические расстройства;
    • расстройства органов чувств (в частности, слуха и зрения);
    • нарушения речи;
    • физические расстройства (в отношении частей тела, например рук, ног или позвоночника);
    • нарушения двигательной функции;
    • болезни внутренних органов и крови (в том числе связанные с нарушением обмена веществ, энергетического обмена и др.);
    • внешние уродства (различные деформации, карликовость и т. п.).

    Группы и степени инвалидности

    По результатам проведения специальной экспертизы человеку присваивается группа инвалидности или категория «ребенок-инвалид» (это отдельная группа). Постановление Правительства № 95 (п. 7) предусматривает три группы для взрослых (с 16 лет) и лишь одну — для детей.

    Критерии отнесения к той или иной группе содержатся в разделе V приказа № 1024н. В основу деления положена степень выраженности нарушения функций организма.

     Группа I устанавливается для людей, у которых степень выраженности составляет от 90 до 100%, II — от 70 до 80%, III — от 40 до 60%, ребенок-инвалид — от 40 до 100%.

    Возникает резонный вопрос: как понять, каков процент степени выраженности нарушения функций организма у конкретного человека? Степень рассчитывается на основании приложения к приказу № 1024н — в нем перечислены возможные болезни и процент нарушения функций организма, который они влекут. Приложение объемно, в нем очень много заболеваний, влекущих признание человека лицом с ограниченными возможностями (нарушения работы сердца, органов дыхания, тяжкие травмы и т. д.).

    Например, значительное нарушение сердечного ритма имеет степень выраженности от 90 до 100% и, соответственно, является основанием для признания человека инвалидом I группы. Наличие или отсутствие болезни устанавливается экспертизой.

    Степень инвалидности (ограничение способности к труду) сегодня не устанавливается. Те степени, которые ранее были присвоены бессрочно, сохранились, но переквалифицированы по ныне действующим правилам. То есть если, например, за время действия степеней гражданин был признан инвалидом группы II (степень 3), то ему полагаются такие же гарантии, как инвалиду группы I.

    Почему детей-инвалидов выделяют в отдельную категорию

    Детям, не достигшим совершеннолетия, при признании инвалидности группа не устанавливается — им присваивается категория «ребенок-инвалид». причина кроется в особом статусе детей, их особой незащищенности и потребности в специальной защите.

    Другой причиной является тот факт, что затруднительным представляется определить как степень нарушения их жизнедеятельности (в силу отсутствия полной дееспособности), так и способность к самообслуживанию, общению, контролю поведения (в силу возраста).

    Права инвалидов

    Права лиц с ограниченными возможностями обозначены в законе № 181-ФЗ:

    • Бесплатный доступ к медицинским услугам, возможность участия в специальных государственных программах.
    • Доступ к информации на безвозмездной основе, в том числе предоставление незрячим источников (книг, газет, литературы), выполненных шрифтом Брайля.
    • Использование факсимильной подписи для инвалидов по зрению.
    • Беспрепятственный доступ в социальные объекты, учреждения и организации всех форм собственности. Это значит, что для инвалидов организуется специальная инфраструктура (пандусы, лифты, информационные таблички, выполненные шрифтом Брайля).
    • Жилищные преференции, в частности обеспечение жильем на льготных условиях.
    • Обеспечение права на получение образования. Это и специальный подход к людям с ограниченными возможностями при обучении, и психологическая помощь, и организация специальных условий для обучения.
    • Право на трудоустройство: крупными организациями устанавливается квота на трудоустройство инвалидов в процентном соотношении к общему числу сотрудников, создаются специальные условия труда.
    • Уход и бытовое обслуживание со стороны социальных учреждений.
    • Различные материальные выплаты, включая специальные пенсии, пособия, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и т. д.

    О размере материального обеспечения можно узнать из нашего материала «Каков размер пенсии по инвалидности (1, 2 и 3 группы)».

    ***

    Таким образом, права инвалидов и общие положения об инвалидности и процедуре ее присвоения устанавливаются законом № 181-ФЗ.

    Подробно же процедура, перечень заболеваний и порядок проведения медицинской экспертизы регламентируются подзаконными актами. Предусмотрено 4 группы инвалидности: три — для взрослых и одна — для детей-инвалидов.

    Отнесение к той или иной группе зависит от степени выраженности нарушения здоровья.

    ***

    Больше полезной информации — в рубрике «Инвалидность».

    Источники:

    • закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ
    • постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.2006 № 95
    • приказ Минтруда России «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 17.12.2015 № 1024н

    ***

    Дорогие друзья, спасибо за прочтение статьи. Мы очень старались передать вам актуальную и правдивую информацию, изложив ее простым языком. Если вам нравится то, что мы делаем, поставьте лайк, поддержите канал! Всегда ваш, https://nsovetnik.ru/.

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/invalidnost-i-ee-gruppy-5dd5fcb1992239515030f42d

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.