Охрана жизни и здоровья воспитанников

Охрана жизни и здоровья детей

Охрана жизни и здоровья воспитанников

 Основной задачей работы педагогического коллектива детского сада является задача создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

В ДОУ прилагаются большие усилия для организации оздоровительной работы: разработана система оздоровительной работы с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая медицинскую диагностику, закаливание, физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Основным компонентом здорового образа жизни является режим. 

Целью правильно организованного режима дня является укрепление здоровья детей, сохранения высокого уровня их работоспособности в течение длительного времени бодрствования. В основу рационального режима должны быть положены следующие моменты:

  • Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;
  • Определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;
  • Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;
  • Достаточный по продолжительности полноценный сон;
  • Регулярное сбалансированное питание.

Организация учебной деятельности.

В целях уменьшения утомляемости в младшей разновозрастной группе детского сада одно занятие проводится в утренние часы, а другое – в вечерние. В разновозрастной  группе среднего – старшего дошкольного возраста – занятия проводятся в утренние часы.

В детском саду занятия проводятся ежедневно, их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается.

Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям.

Организация прогулки – учитываются погодные условия, длительность прогулки, организация двигательной активности детей чередуется со спокойными играми.

Сон – четкое соблюдение алгоритма сна при открытых окнах. При распределении спальных мест учитывается физическое развитие ребенка, частота заболеваний.

Организация закаливающих процедур – учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, обращается внимание на эмоциональное состояние детей, соблюдается система, усложняется методика закаливающих процедур с возрастом детей.

Одна из основных задач детского сада – охрана и укрепление здоровья воспитанников

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

–         режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна,

–         составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе.

В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы – физкультминутки.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», и договором «Об оказании медицинских услуг» между образовательным учреждением и ГБУЗ МО “Дмитровская городская больница”обеспечивается:

1) текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере здоровья;3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических  правил и нормативов; 

4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в установленном порядке. 

    Охрана здоровья воспитанников включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;2) организацию питания воспитанников;3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки;4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;6) прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров и диспансеризации;7) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;8) профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ;

9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе – сотрудники.

Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ – сбалансированное, разнообразное, достаточное.

Источник: https://dmdou14.edumsko.ru/conditions/medicine

Методическая разработка

Охрана жизни и здоровья воспитанников

Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников дошкольников группы «Звездочка» дошкольных групп «Ромашка» МБОУ «СОШ № 4»

(возрастная категория – младший и средний дошкольный возраст)

Целью здорового образования является воспитание и развитие целостной гармоничной личности с высоким уровнем духовно-нравственной, интеллектуальной и физической культуры, конкурентоспособной и легко адаптирующейся к изменениям в социально-культурной среде жизнедеятельности. Считаю, что охрана жизни, укрепления здоровья, обеспечение физического и психического благополучия, воспитания потребности в здоровом образе жизни являются приоритетными в моей педагогической деятельности.

В течение двух лет активно продолжаю работу по охране жизни и здоровья воспитанников моей группы младшего и среднего дошкольного возраста. В работе решаю следующие актуальные задачи:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;

– обеспечение условий для формирования важных двигательных умений и навыков младшего дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями при участии инструктора по физической культуре;

– организация системы мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни.

Работа по охране жизни и здоровья детей систематически осуществляется в тесном сотрудничестве с медицинским работником, совместно с которым проводится фитотерапия, оксолинопрофилактика, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, антропомитрия детей, «С» витаминизация III блюда, профилактика йода – дефицита, физиотерапия.

Система работы строится по нескольким направлениям и включает в себя следующее:

– охрану жизни (создание безопасной окружающей среды, выполнение требований охраны труда, формирование навыков, предупреждение неблагоприятных и опасных ситуаций);

– оптимизацию режима (организация жизни детей в адаптационный приод, создание комфортной среды);

– организацию двигательного режима (ООД Физическое развитие, утренняя гимнастик, гимнастика после дневного сна, динамические паузы, физминутки, прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр, малоподвижные игры в групповом помещении, оздоровительный и спортивный бег);

– профилактика заболеваемости (пальчиковый игротренинг, дыхательная гимнастика, точечный массаж, ароматерапия группы, минуты тишины, релаксационная гимнастика, психогимнастика);

– лечебно-оздоровительную работу (витаминотерапия третьего блюда, вакцинация и пр.);

– закаливание (воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, босоногохождение, обширное умывание, хождение по дорожкам здоровья, су-джок гимнастика, обливание прохладной водой стоп ног);

– коррекционную работу (профилактика плоскостопия, коррекция нарушений речи).

Каждое направление в системе работы решает свои определенны задачи, которые отражены в сводной таблице:

Система работы по охране жизни и укреплению здоровья детей

Профилактика простудных заболеваний (закаливающие процедуры, остеопатическая гимнастика в кроватях после сна, босохождение, чесночное полоскание, массаж стоп, водные процедуры, точечный массаж). Способствует укреплению организма, выработке иммунитета, понижению уровня заболеваемости.

Использование здоровьесберегающих технологий (элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, элементы технологии В.Ф.Базарного “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”, С.И.Веневцевой “Алфавит телодвижений”, В.Г.Алямовской “Здоровье”, кинезиологические упражнения) способствует профилактике заболеваний дыхательной системы, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Пропагандирование ЗОЖ (консультации “Чудеса массажа”, “Гимнастика для глаз”, “Профилактика осанки у дошкольников”; памятки: “Витамины на столе”, “Здоровые зубы”) являются источником информирмации о здоровом образе жизни для родителей, повышают их педагогическую компетентность.

Специально организованная образовательная деятельность, досуги, праздники, дни здоровья, соревнования, динамические паузы, физминутки помогают развитию физических качеств, снимают нервное напряжение, повышают умственную активность, способствуют формированию социльно-эмоционального развития.

Психогимнастика, игры с песком, реласакционные упражнения, использование ТРИЗ-минуток, кинезиологических упражнений, логоритмики позволяют сохранить эмоциональное здоровье детей в группе.

Соблюдение двигательного режима и режима дня (ежедневные прогулки, подвижные игры) способствуют профилактике простудных заболеваний, укреплению физического здоровья.

Пальчиковая, артикуляционная, игрогимнастика. Помогают в развитии мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Включение элементов арттерапии, музыкотерапии способствует снятию эмоционального напряжения воспитанников, созданию благоприятной психологической атмосферы в группе.

Эффективность системы работы по охране жизни и здоровья воспитанников повышается с каждым годом.

Результаты ежегодного профилактического осмотра детей врчами-специалистами подтверждают снижение простудных заболеваний в период с 2018 – 2019гг на 14%, в период с 2019 -2020гг – на 18%, а посещаемость детьми группы возрасла в период с 2018 – 2019гг на 23%, в период с 2019 -2020гг -на 25%. Отсутствуют случаи травматизма.

Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий, наравне с образовательно-воспитательными позволило добиться снижения уровня заболеваемости более чем на 10%, также уменьшилось количество часто и длительно болеющих детей.

Использование в работе здоровьесберегающих технологий позволяет укреплять и совершенствовать систему работы по охране жизни и здоровья дошкольников, так ка ставит своей целью – сохранение, поддержку и обогащение здоровья детей.

Поддерживает интерес детей к процессу обучения, повышает познавательную активность и улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей через использование динамических пауз, подвижные игры, релаксацию; гимнастик различных направлений, занятий по ЗОЖ, игровой массаж.

Тем самым повышаю результативность образовательного процесса, формирую у воспитанников, ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья (все возрастные группы)

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sistema-raboty-po-ohrane-zhizni-i-zdorovya-vospitannikov-doshkolnikov-4444340.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.