Охрана здоровья

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

Охрана здоровья

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

10) применением телемедицинских технологий.

Источник: https://www.prizyv.net/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federacii/glava-2-osnovnye-principy-ohrany-zdorovya/

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Охрана здоровья

ФЗ 323 Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3.

Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.

В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7.

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8.

Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9.

При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

3.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

4.

При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.

6.

В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

7.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

3.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Источник: https://mos03.ru/patients/the-rights-and-obligations-of-citizens-in-the-field-of-health/

Охрана здоровья – это что такое? Принципы организации

Охрана здоровья

Государственная система нашей страны – это довольно сложная и многообразная иерархия, включающая в себя министерства здравоохранения, как самое крупное государственное, так и отдельные, ответственные каждое за свою республику. Эти юридические лица по закону должны обеспечивать охрану здоровья граждан в Российской Федерации.

Общие положения

Если следовать формулировкам действующих законодательных нормативов, тогда охрана здоровья – это такие правила, которые позволяют обеспечить здоровье человека и укрепить его.

Предполагается взаимодействие со всем населением страны – здесь нет исключений. Причем в Российской Федерации об охране здоровья заботятся не исключительно лишь медицинские учреждения.

Эта зона обязательств разделена между политическими ведомствами, социальными, а также отвечающими за развитие культуры, науки.

Введены специальные противоэпидемиологические правила, которые введены в системе охраны здоровья. Это также призывает учитывать санитарные и гигиенические требования.

Действующая система создана в расчете не только на поддержку физически здорового человека, но и на работу с психикой. Действующий закон об охране здоровья разрабатывался таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать долгоживущего активного гражданина.

По мере необходимости таковой может рассчитывать на помощь со стороны профессиональных докторов.

Это важно!

Как видно из нынешней социальной политики государства в целом, из заявлений власть имущих и должностных лиц, из принимаемых законодательных норм и актов, в том числе ФЗ “Об охране здоровья”, в настоящее время считается, что именно здоровье – первичная необходимость в жизни любого человека. Важно поддерживать жизнь на высоком уровне качества в первую очередь обеспечением возможности безболезненного существования.

Состояние здоровья напрямую определяет длительность жизни гражданина. Принятые ФЗ “Об охране здоровья граждан” разрабатывались таким образом, чтобы обеспечить законные нормативы по поддержке высокого уровня продолжительности существования для всех без исключения в нашей стране.

Права и правила

Действующие в текущий момент времени на территории нашего государства основы охраны здоровья прописаны, задокументированы, обеспечены Конституцией, в частности 41-й статьёй. В ней указано, что в обязанности госвласти входит охрана здоровья всех без исключения граждан. Эта деятельность должна строго подчиняться оговоренным в Конституции принципам.

Охрана здоровья – это деятельность, которая позволяет соблюдать права всех граждан нашей страны относительно здравоохранения. При этом профилактика ставится на первое место, так как любое заболевание проще предотвратить, нежели потом справляться с ним.

Социальная, медицинская помощь, как следует из Конституции, должна быть доступна всем и каждому. Охрана здоровья – это еще и соцзащита тех, кто в силу разных причин утратил здоровье. За обеспечение введенных законодательно прав отвечают представители госвласти, чиновники, управленцы.

Кроме того, ответственность возлагается на ряд специфических организаций, учреждений.

В нашей стране об охране здоровья граждан рассказывает не только Конституция, но и ряд специфических нормативных актов, принятых обязательными к исполнению на территории всей страны. Задачи, которые решают действующие законы, довольно многообразны.

На них ложится распределение обязанностей по обеспечению претворения в жизнь нормативов, а также регулирование с точки зрения правосудия сферы здравоохранения. Именно законы ответственны за соблюдение гражданских прав, связанных со здравоохранением, медициной.

В законах прописаны гарантии, на воплощение которых реально вправе рассчитывать всякий гражданин государства.

Кроме того, законы на официальном уровне определяют профессиональные права, а также ограничивают ответственность, обязательства, возложенные на сотрудников сферы здравоохранения. Работники такой сферы имеют право на специфическую социальную защиту. О ней также рассказывают принятые в нашей стране нормативные акты об охране здоровья граждан.

Охраняем здоровье по закону

В настоящее время законодательство регламентирует принципы, которым подчинена сфера здравоохранения.

Как видно из ФЗ “Об основах охраны здоровья”, правами на пользование возможностями здравоохранения располагают как те, кто входит в программу социального страхования, в том числе платит за это деньги, так и все прочие граждане страны.

Государство гарантирует ряд особенностей по обеспечению охраны здоровья. В некоторой степени это обеспечено возложением обязанности на задействованных в сфере здравоохранения работников.

Свободы, права граждан в области здравоохранения – это сфера ответственности федеральной власти, а также властных представителей субъектов государства.

О том, каковы обязанности, права отдельно взятых личностей, обладающих гражданством нашей страны, рассказывает принятый в 2011 году под 323-м номером ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан”.

Именно здесь декларировано право на охрану, реализация которого производится через создание специфической среды обитания, трудовых, бытовых, рекреационных условий. Также закон затрагивает аспекты обучения, воспитательной работы, особенности изготовления, продажи продуктов.

Здесь установлены нормативы качества, безопасности медикаментов. Закон “Об основах охраны здоровья граждан” обеспечивает всех медпомощью высокого уровня качества при условии доступности для широких слоев населения.

Помогут так или надо заплатить?

Как видно из нормативов действующих законных актов, у всякого индивида, располагающего гражданством нашей страны, есть право получить квалифицированную медпомощь в том объеме, который прописан в законе “Об основах охраны здоровья граждан”. За эти услуги не просят денег, так как они реализуются в ходе госпрограммы бесплатной медпомощи.

В то же время у всякого гражданин есть право получить платные медуслуги. Таковые могут быть оказаны по заключенному в добровольном порядке страховому договору, а также при отсутствии оного.

Платные медуслуги доступны всем гражданам, они оказываются, если человек изъявляет свою волю в ситуации, когда ему требуется медпомощь.

Коме того, есть возможность получения за оговоренную сумму немедицинских услуг – транспортировка, сервис, бытовые и другие категории. Это специфическое обслуживание может сопровождать медпомощь.

Права: хочу и получу!

Как видно из действующего законодательства, в нашей стране охрана здоровья предполагает возможность человека выбирать для себя как организацию, в которой получать квалифицированную помощь, так и специалиста, который будет ее оказывать. По действующей госпрограмме в рамках исполнения указанных в законах гарантий пациент может выбрать для себя врача, правда, только если доктор на это согласится.

Выбирая для себя больницу, доктора, больной может пользоваться всеми открытыми источниками информации. В частности стоит принимать к сведению и данные на просторах Всемирной паутины.

Не будет лишним проанализировать информацию о потенциально привлекательном медицинском учреждении, о его деятельности, о трудящихся в его стенах специалистах.

Во многом качество услуг зависит от уровня квалификации, полученного образования, опыта работы профессионала, к которому пациент записался на прием.

Обеспечение информацией и услугами

Действующие в нашей стране законы гласят, что охрана здоровья предполагает информирование широких слоев населения обо всем, что связано со сферой здравоохранения. В частности, если пациент обратился к врачу, он имеет право получить в свое распоряжение все данные о состоянии своего здоровья.

Одновременно с этим врач обязан продиагностировать больного и оказать помощь в лечении, реабилитации. Ответственность специалиста – профилактика заболевания.

При этом условия в медицинских учреждениях должны соответствовать санитарным, гигиеническим требованиям, задокументированным в действующем законодательстве.

Каждый гражданин имеет право на консультацию специалиста. Оно прописано в федеральных законах. Если человек страдает от болей, спровоцированных нарушением здоровья, медицинскими мероприятиями, у него есть право обратиться за специфической помощью. Доктора обязаны применять медицинские, лекарственные методы, препараты и способы, позволяющие улучшить, облегчить состояние больного.

Хочу все знать!

Как видно из актуальных норм права, у каждого гражданина страны есть шанс обратиться за информацией о своих возможностях, и должностные лица медицинских учреждений должны своевременно предоставить ответ на запрос.

Также гражданин может направить запрос о состоянии своего здоровья и сформулировать список тех лиц, кому доктора могут разгласить данные о состоянии человека. Медицинское учреждение должно предоставлять информацию о состоянии здоровья в той форме, которая доступна и понятна конкретному пациенту.

При этом необходимо сообщить об итогах проведённых исследований, установленном диагнозе, наличии ряда заболеваний, если таковые выявлены. Учреждение обязательно сообщает о прогнозе в текущих условиях, о возможных вариантах помощи, рисках, сопряженных с каждым из выбранных терапевтических курсов.

Также обязательно нужно сообщить больному о последствиях заболевания и терапии и о результатах, которых можно добиться при успешном прохождении лечения.

Кроме пациента, права получать данные и совершать выбор есть у законного представителя этого человека. Одно из этих лиц должно в официальном порядке ознакомиться с документами, связанными с медицинским процессом, информацией, позволяющей сделать заключение о состоянии здоровья.

Письменное заявление может быть основанием для формирования в установленном порядке выписок из медицинской документации, а также копирования некоторых официальных бумаг.

У каждого современного российского гражданина есть право получить в госорганах, от должностных лиц данные, связанные с его здоровьем, свободой.

А что еще положено?

Если больной был помещен в стационар медицинского учреждения, законодательно гарантировано, что ему должно выдаваться лечебное питание. Также в официальном порядке установлено, что врачебная тайна защищена от разглашения.

У граждан нашей страны есть право отказаться от медмероприятий, сопряженных с улучшением состояния здоровья. Прекращение лечения, отказ допускаются с учетом нормативов ФЗ, посвященного охране здоровья.

В 20-й статье указано, что право отказа есть не только у пациента, но и у законного представителя (включая родителя). Если же в процессе помощи был нанесён вред здоровью, можно обратиться за возмещением.

В установленном порядке при внимательном рассмотрении дела (обычно этим занимается суд) принимают обоснованное решение о наличии виновных и компенсации, положенной в сложившейся ситуации.

Права есть у всех

При прохождении лечения в медицинском учреждении всякий гражданин имеет право общаться со своими законными представителями. Это касается в том числе взаимодействия с адвокатом, если есть необходимость защищать свои права. По закону никто не имеет права воспрепятствовать пациенту, пожелавшему встретиться с адвокатом или иным лицом, способным отстаивать интересы больного.

Если пациент проходит лечение в стационаре и нуждается в услугах священнослужителя, сотрудники медицинского учреждения обязаны допустить духовное лицо в помещение, где находится больной.

Одновременно с этим необходимо предоставить все условия для возможности проведения обряда, если это реально сделать в больнице.

В частности доктора несут ответственность за предоставление помещения, если это не идет вразрез с внутренним распорядком конкретной организации.

Точно, вовремя и коллективно

По закону охрана здоровья предполагает предоставление точной, своевременной, достойной доверия информации. Врач обязан передавать пациенту все те данные, которые помогут ему сохранить здоровье. Кроме того, доктор обязан оповещать о факторах, вредящих человеку.

У граждан есть право защищать свои интересы путем создания общественных объединений. Такие же союзы можно формировать и ради иных целей, связанных с охраной здоровья. Обязательное условие – добровольная основа. О возможности формирования подобных объединений гласит 28-я статья упомянутого ранее федерального закона.

А вот властные организации, самоуправление отвечают за то, чтобы все гарантии применительно как к отдельным гражданам, так и к их союзам были исполнены в полной мере. Власть отвечает за это, а должностные лица призваны соблюдать права, свободы широких слоев населения.

При этом все участники правовых взаимоотношений должны руководствоваться действующими в настоящее время законами, правовыми нормативными актами.

Знать свои права

У каждого жителя нашей страны, участвующего в программе обязательного медицинского страхования, есть право получить медпомощь на безвозмездной основе. Она оказывается медорганизациями, если имеет место страховой случай.

Воспользоваться возможностью можно, если ситуация произошла на территории страны. Объем услуг декларирован в базовой программе.

Если гражданин находится на территории того региона, в котором он получил свой полис, тогда объем оказания медуслуг регламентирован территориальной страховой программой.

Каждый современный гражданин имеет право сам выбирать такую организацию, через которую он хочет приобрести полис обязательной страховки. Для этого достаточно написать заявление по установленной форме в компанию, предоставляющую соответствующий спектр услуг.

Сменить страховую организацию возможно раз в год до первого ноября. Также можно поменять компанию, если изменилось место жительства. У граждан есть право разорвать договор финобеспечения и написать заявление в другую организацию, специализирующуюся на полисах ОМС.

Источник: https://FB.ru/article/353257/ohrana-zdorovya---eto-chto-takoe-printsipyi-organizatsii

Городская поликлиника №19 Москва

Охрана здоровья

1. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Согласно ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011 каждый человек имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается не только охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, но и оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

При этом каждый человек имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, вт. ч. в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ № 546 от 01.09.2005. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ ».

Международная практика выработала следующие принципы подхода к правам пациентов и реализации этих прав:

  • основополагающая ценность жизни (право на жизнь – основополагающее);
  • тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья;
  • психическая и физическая целостность человека;
  • уважение достоинства человека;
  • неприкосновенность человека и его личной жизни;
  • индивидуальность и выбор;
  • признание пациента в качестве равноправного участника при принятии решения о медицинском вмешательстве;
  • регулирование прав и обязанностей пациента, условий ограничения его прав в целях здоровья и интересов самого пациента и других лиц;
  • регулирование прав пациента механизмами их обеспечения и защиты;
  • утверждение принципа взаимного доверия во взаимоотношениях пациента и медицинского работника;
  • оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациентов и ответственности за наруше-ние прав;
  • контроль и независимая экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи.

В России в настоящее время права пациентов реализуются самими пациентами, достигшими 15-летнего возраста (больные наркоманией – 16-летнего возраста), а в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, или лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их родителями или иными законными представителями. Ответственность за реализацию прав пациентов, не достигших 15-летнего возраста или признанных судом недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на администрацию учреждения здравоохранения или социального обслуживания, где они находятся, или которое оказывает им помощь.

Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья…», пациент имеет право на:

  • выбор врача и выбор медицинской организации. Это же положение находим в пунктах 4 и 5 ст. 16 Ф3№ 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»;
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Действительно, люди имеют право выбирать врача, там, где имеется такая возможность, и нередко склонны обращаться за консультациями к специалистам, имеющим ученые степени и звания, или к более опытным врачам, равно как к специалистам с более высоким социальным статусом.

Но иногда при таких консультациях роль и возможности лечащего врача явно занижаются, в первую очередь, недоверчивым отношением пациента к своему врачу.

Комплекс объективных диагностических данных, собранных лечащим врачом, игнорируется, что может негативно сказываться на дальнейших взаимоотношениях «врач-больной».

Консультант, пренебрегающий данными и мнением лечащего врача консультируемого пациента, тем более пренебрежительно относящегося к коллегам из-за собственных экономических или социальных соображений, совершает серьезную деонтологическую ошибку, способную принести больному существенный вред.

Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредных влияний на здоровье человека факторов среды его обитания.

2. ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ

Бесплатные медицинские услуги оказываются в рамках договора обязательного медицинского страхования. Такой договор является гражданско-правовым.

На основании этого договора одна сторона (лечебное учреждение, частнопрактикующий врач) обязана обеспечить пациенту квалифицированную медицинскую помощь, другая же сторона (пациент) обязана следовать предписаниям лечебного учреждения (частнопрактикующего врача), а также имеет право требовать качественного и квалифицированного оказания медицинской помощи, сообщения информации о диагнозе, методах лечения, его возможных последствиях.

В случаях причинения вреда здоровью ненадлежащим врачеванием при наступлении смерти гражданина его родственники и законные представители могут требовать возмещения имущественного и морального вреда по нормам действующего законодательства.

Договор между пациентом и ЛПУ на оказание медицинской помощи может заключаться как письменно, так и устно. Он может быть возмездным и безвозмездным, последнее, впрочем, вещь условная, учитывая, что почти каждый пациент имеет полис обязательного медицинского страхования, и страхователь из его заработной платы ежемесячно делает отчисления в счет этого договора.

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Согласно ст. 1095 ГК РФ, вред, причиненный жизни и здоровью гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в письменных договорных отношениях или нет.

Учитывая специфику медицины, заключение договора может быть и не письменным, обусловленным фактом самостоятельного обращения пациента за медицинской помощью, например, к врачу в поликлинике. В соответствии со ст.

435 ГК РФ, достаточно выраженного, понятного, недвусмысленного намерения человека, обратившегося за медицинской помощью, получить эту помощь.

Другой стороной в договоре на оказание медицинской помощи выступают лечебные учреждения (больницы, специализированные клиники, участковые пункты, поликлиники, станции скорой помощи и др.), а также отдельные медицинские работники.

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Эти услуги оказываются сверх программы государственных гарантий оказания медицинской помощи по выбору пациента.

Источник: https://gp19.mos.ru/content/rights/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.