Охрана здоровья воспитанников в доу

Методическая разработка

Охрана здоровья воспитанников в доу

Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников дошкольников группы «Звездочка» дошкольных групп «Ромашка» МБОУ «СОШ № 4»

(возрастная категория – младший и средний дошкольный возраст)

Целью здорового образования является воспитание и развитие целостной гармоничной личности с высоким уровнем духовно-нравственной, интеллектуальной и физической культуры, конкурентоспособной и легко адаптирующейся к изменениям в социально-культурной среде жизнедеятельности. Считаю, что охрана жизни, укрепления здоровья, обеспечение физического и психического благополучия, воспитания потребности в здоровом образе жизни являются приоритетными в моей педагогической деятельности.

В течение двух лет активно продолжаю работу по охране жизни и здоровья воспитанников моей группы младшего и среднего дошкольного возраста. В работе решаю следующие актуальные задачи:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;

– обеспечение условий для формирования важных двигательных умений и навыков младшего дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями при участии инструктора по физической культуре;

– организация системы мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни.

Работа по охране жизни и здоровья детей систематически осуществляется в тесном сотрудничестве с медицинским работником, совместно с которым проводится фитотерапия, оксолинопрофилактика, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, антропомитрия детей, «С» витаминизация III блюда, профилактика йода – дефицита, физиотерапия.

Система работы строится по нескольким направлениям и включает в себя следующее:

– охрану жизни (создание безопасной окружающей среды, выполнение требований охраны труда, формирование навыков, предупреждение неблагоприятных и опасных ситуаций);

– оптимизацию режима (организация жизни детей в адаптационный приод, создание комфортной среды);

– организацию двигательного режима (ООД Физическое развитие, утренняя гимнастик, гимнастика после дневного сна, динамические паузы, физминутки, прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр, малоподвижные игры в групповом помещении, оздоровительный и спортивный бег);

– профилактика заболеваемости (пальчиковый игротренинг, дыхательная гимнастика, точечный массаж, ароматерапия группы, минуты тишины, релаксационная гимнастика, психогимнастика);

– лечебно-оздоровительную работу (витаминотерапия третьего блюда, вакцинация и пр.);

– закаливание (воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, босоногохождение, обширное умывание, хождение по дорожкам здоровья, су-джок гимнастика, обливание прохладной водой стоп ног);

– коррекционную работу (профилактика плоскостопия, коррекция нарушений речи).

Каждое направление в системе работы решает свои определенны задачи, которые отражены в сводной таблице:

Система работы по охране жизни и укреплению здоровья детей

Профилактика простудных заболеваний (закаливающие процедуры, остеопатическая гимнастика в кроватях после сна, босохождение, чесночное полоскание, массаж стоп, водные процедуры, точечный массаж). Способствует укреплению организма, выработке иммунитета, понижению уровня заболеваемости.

Использование здоровьесберегающих технологий (элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, элементы технологии В.Ф.Базарного “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”, С.И.Веневцевой “Алфавит телодвижений”, В.Г.Алямовской “Здоровье”, кинезиологические упражнения) способствует профилактике заболеваний дыхательной системы, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Пропагандирование ЗОЖ (консультации “Чудеса массажа”, “Гимнастика для глаз”, “Профилактика осанки у дошкольников”; памятки: “Витамины на столе”, “Здоровые зубы”) являются источником информирмации о здоровом образе жизни для родителей, повышают их педагогическую компетентность.

Специально организованная образовательная деятельность, досуги, праздники, дни здоровья, соревнования, динамические паузы, физминутки помогают развитию физических качеств, снимают нервное напряжение, повышают умственную активность, способствуют формированию социльно-эмоционального развития.

Психогимнастика, игры с песком, реласакционные упражнения, использование ТРИЗ-минуток, кинезиологических упражнений, логоритмики позволяют сохранить эмоциональное здоровье детей в группе.

Соблюдение двигательного режима и режима дня (ежедневные прогулки, подвижные игры) способствуют профилактике простудных заболеваний, укреплению физического здоровья.

Пальчиковая, артикуляционная, игрогимнастика. Помогают в развитии мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Включение элементов арттерапии, музыкотерапии способствует снятию эмоционального напряжения воспитанников, созданию благоприятной психологической атмосферы в группе.

Эффективность системы работы по охране жизни и здоровья воспитанников повышается с каждым годом.

Результаты ежегодного профилактического осмотра детей врчами-специалистами подтверждают снижение простудных заболеваний в период с 2018 – 2019гг на 14%, в период с 2019 -2020гг – на 18%, а посещаемость детьми группы возрасла в период с 2018 – 2019гг на 23%, в период с 2019 -2020гг -на 25%. Отсутствуют случаи травматизма.

Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий, наравне с образовательно-воспитательными позволило добиться снижения уровня заболеваемости более чем на 10%, также уменьшилось количество часто и длительно болеющих детей.

Использование в работе здоровьесберегающих технологий позволяет укреплять и совершенствовать систему работы по охране жизни и здоровья дошкольников, так ка ставит своей целью – сохранение, поддержку и обогащение здоровья детей.

Поддерживает интерес детей к процессу обучения, повышает познавательную активность и улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей через использование динамических пауз, подвижные игры, релаксацию; гимнастик различных направлений, занятий по ЗОЖ, игровой массаж.

Тем самым повышаю результативность образовательного процесса, формирую у воспитанников, ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья (все возрастные группы)

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sistema-raboty-po-ohrane-zhizni-i-zdorovya-vospitannikov-doshkolnikov-4444340.html

Охрана здоровья детей в ДОУ (методы оздоровления)

Охрана здоровья воспитанников в доу

Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели.

Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий.

Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.

Укрепление здоровья детей в ДОУ невозможно без целого ряда физических упражнений.

Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д.

Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.

Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений.

Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.

Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.).

Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета.

Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.

Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.

Физкультурные занятия

Оздоровление ребенка в ДОУ обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.

Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем.

В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости.

В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.

Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.

Закаливание

Оздоровление детей в детском саду невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
  • отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
  • начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
  • проводить закаливание регулярно и систематически.

В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.

Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ:

  • обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
  • дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
  • полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
  • ходьба босиком;
  • так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.

Профилактические мероприятия

Здоровье воспитанников ДОУ также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.

Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.

Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды.

Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света.

В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.

Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.

Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?

Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ).

Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.

Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:

Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.

Лидия Ситникова

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник: https://parta1.com/blog/26426.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.