Охрана здоровья в детском саду

Охрана здоровья детей в ДОУ (методы оздоровления)

Охрана здоровья в детском саду

Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели.

Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий.

Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.

Укрепление здоровья детей в ДОУ невозможно без целого ряда физических упражнений.

Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д.

Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.

Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений.

Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.

Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.).

Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета.

Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.

Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.

Физкультурные занятия

Оздоровление ребенка в ДОУ обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.

Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем.

В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости.

В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.

Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.

Закаливание

Оздоровление детей в детском саду невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
  • отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
  • начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
  • проводить закаливание регулярно и систематически.

В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.

Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ:

  • обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
  • дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
  • полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
  • ходьба босиком;
  • так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.

Профилактические мероприятия

Здоровье воспитанников ДОУ также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.

Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.

Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды.

Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света.

В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.

Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.

Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?

Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ).

Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.

Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:

Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.

Лидия Ситникова

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник: https://parta1.com/blog/26426.html

Консультация для родителей

Охрана здоровья в детском саду

Консультация для родителей

Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ

Подготовила: Гаджиханова Е.Ю.,

воспитатель МБДОУ ЦРР – «Детский сад №128»

Задачи: Систематизировать педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении физической деятельности в ДОУ и семьях; сформировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая.

  Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности.

Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей.

Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ участок, на котором дети гуляют должны систематически приводиться в порядок.

Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.   Все игровые снаряды, должны быть в исправности.

Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком.  

Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.               

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.             

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

  

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни:

– Рациональный режим.

– Правильное питание.

– Рациональная двигательная активность.

– Закаливание организма.

– Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.                    

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1) Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2) Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3) Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

4) Формирование культурно-гигиенических навыков.

5) Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6) Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.           

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды.

Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

  В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья в будущем.

Основные принципы рационального питания:

1) Обеспечение баланса

2) Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

3) Соблюдение режима питания.             

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.       

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

  Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

1) Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий. 2) Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

3) Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

4) Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.        

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.     

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.            

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.

Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи.

Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.            

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.   

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов.

В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

– направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

– комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

– созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

– формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение.   По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

Причин для этого много. Это связано с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

  Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

  Не случайно  именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей как смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д.

Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно – психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня). В дошкольном детстве изменяется формула белой крови: кровь   ребенка становится похожа на кровь взрослого, поэтому развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции.  

У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы.  

Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка.   В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.     

Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа и в семье и в дошкольном образовательном учреждении.

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-ohrana-zhizni-i-zdorovya-detej-v-dou-4140906.html

Охрана жизни и здоровья детей

Охрана здоровья в детском саду

 Основной задачей работы педагогического коллектива детского сада является задача создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

В ДОУ прилагаются большие усилия для организации оздоровительной работы: разработана система оздоровительной работы с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая медицинскую диагностику, закаливание, физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Основным компонентом здорового образа жизни является режим. 

Целью правильно организованного режима дня является укрепление здоровья детей, сохранения высокого уровня их работоспособности в течение длительного времени бодрствования. В основу рационального режима должны быть положены следующие моменты:

  • Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;
  • Определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;
  • Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;
  • Достаточный по продолжительности полноценный сон;
  • Регулярное сбалансированное питание.

Организация учебной деятельности.

В целях уменьшения утомляемости в младшей разновозрастной группе детского сада одно занятие проводится в утренние часы, а другое – в вечерние. В разновозрастной  группе среднего – старшего дошкольного возраста – занятия проводятся в утренние часы.

В детском саду занятия проводятся ежедневно, их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается.

Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям.

Организация прогулки – учитываются погодные условия, длительность прогулки, организация двигательной активности детей чередуется со спокойными играми.

Сон – четкое соблюдение алгоритма сна при открытых окнах. При распределении спальных мест учитывается физическое развитие ребенка, частота заболеваний.

Организация закаливающих процедур – учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, обращается внимание на эмоциональное состояние детей, соблюдается система, усложняется методика закаливающих процедур с возрастом детей.

Одна из основных задач детского сада – охрана и укрепление здоровья воспитанников

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

–         режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна,

–         составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе.

В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы – физкультминутки.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», и договором «Об оказании медицинских услуг» между образовательным учреждением и ГБУЗ МО “Дмитровская городская больница”обеспечивается:

1) текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере здоровья;3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических  правил и нормативов; 

4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в установленном порядке. 

    Охрана здоровья воспитанников включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;2) организацию питания воспитанников;3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки;4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;6) прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров и диспансеризации;7) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;8) профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ;

9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе – сотрудники.

Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ – сбалансированное, разнообразное, достаточное.

Источник: https://dmdou14.edumsko.ru/conditions/medicine

детский сад – Охрана здоровья воспитанников

Охрана здоровья в детском саду

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в

свои силы»

В.А. Сухомлинский

В  учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели,  заведующий.

Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.

Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.

Все игровые снаряды находятся в исправности.

Во время зимы здание и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.

Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.

Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.

Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже  в детском саду.

 Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.

Основные компоненты здорового образа жизни:

• Рациональный режим.

• Правильное питание.

• Рациональная двигательная активность

• Закаливание организма.

• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.

Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

1. Обеспечение баланса

2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

3. Соблюдение режима питания.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

4. Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач.

Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.

Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:

-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Договор о совместной деятельности по организации оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанников

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Обеспечение безопасных условий для пребывания детей в ДОУ и охрана их здоровья

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Комплексный план оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Схема “Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников”

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочной площадке, на участке

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Рабочая программа “ЗДОРОВЬЕ”

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Программа “Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста”

Для скачивания файла нажмите ЗДЕСЬ

Источник: http://jasends.ucoz.com/index/okhrana_zdorovja_vospitannikov/0-36

Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей

Охрана здоровья в детском саду

Епураш Ольга
Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма-вот главная цель сотрудников детского сада №20»Щелкунчик». Наш детский сад работает над этой проблемой с момента открытия. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания.

Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год.

Система работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия: Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)

-Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)

-Воздушные ванны (перед сном, после сна)

-Физкультурные занятия(3 раза в неделю)

-Проветривание (перед сном и после)

-Пальчиковая гимнастика(3 раза в неделю)

-Полоскание горла (ежедневно)

-Витаминизация: соки, напитки, сиропы (ежедневно)

-Профилактические прививки

-Закаливание солнцем, водой (в летний период)

-Профилактика плоскостопия (ежедневно)

-Профилактика осанки детей (ежедневно)

-Физкультминутки (ежедневно)

-Подвижные игры (ежедневно)

-Прогулки

-Работа с родителями по профилактике заболеваний в течение года. Для полноценного физического развития детейи удовлетворения их потребления в движении в ДОУ созданы следующие условия:

-Зал, оснащенный спортивным комплексом и спортивным инвентарем;

-спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;

-имеется музыкальный зал;

-функционирует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, врачом, инструктором физкультуры, музыкальным руководителем. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах.

-консультации для воспитателей:»Особенности проведения гимнастики после дневного сна»,»Физическая готовность детей к школе»

-выступления на педсоветах:»Охрана жизни и здоровья детей»,»Итоги оздоровительной работы»

-планирование медико- педагогических совещаний:»Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы».

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий,среди которых преобладают:

-сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

-занятия соревнования

-занятия-тренировки основных видов движений;

-общеразвивающие упражнения, подвижные игры;

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает воспитателям, подбирает упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей.Основными из них являются:

-подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики,

для организации игр между занятиями;

-оборудование физкультурного уголка;

-организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Для обеспечения здоровья,разумеется важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата.

В детском саду оздоровительныммероприятиям отводится одно из главных мест:

-воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;

-рациональное, сбалансированное питание;

-оптимальная двигательная активность, физическая культура;

-закаливание-адаптация организма к различным условиям окружающей среды;

-профилактическая работа

-здоровье сберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать значение здорового образа жизни, осознать особенности функционирования организма, обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей, взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни, усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, как правильно вести себя в обществе.

Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка- вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-835346.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.