Охрана здоровья определение

Основные правовые принципы охраны здоровья населения

Охрана здоровья определение

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются:

– соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

– приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

– доступность медико-социальной помощи;

– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

– ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан являются:

– определение ответственности и компетенции Комитета здравоохранения Читинской области в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления;

– правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

– определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

– определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ.

В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке.

Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности

Право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеющие также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку в порядке, установленном МЗ РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, установленном МЗ РФ.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2 Правовой статус муниципальной системы здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема и качества медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские структуры, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с «Основами законодательства об охране здоровья граждан» и другими законодательными актами Российской Федерации и местных органов власти.

Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Трудовое право является самостоятельной отраслью в правовой системе нашего государства и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения всех работников, деятельность которых основана на трудовом договоре (контракте).

Трудовое законодательство предоставляет каждому работнику право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение; на судебную защиту своих трудовых прав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает достаточно четко выраженный прикладной акцент. Сложилась ситуация, когда практика не может ждать завершения исследовательских работ в отмеченных направлениях.

В годовых докладах о состоянии здоровья жителей Читинской области среди факторов, определяющих продолжительность жизни населения, его заболеваемость и т. п. не нашлось места таким, которые характеризовали бы собственно систему здравоохранения, условия жилья, быта, качество питания и экологическую ситуацию в регионе.

Связанно это, скорее всего, с остающейся неопределенностью в дефиниции качества жизни населения, его основных составляющих. Отсюда и трудности в определении основных направлений аналитических работ, и существенный «разнобой» в выборе индикаторов для оценки состояния общественного здоровья населения Читинской области.

В тоже время в области идет подготовительная работа по разграничению полномочий государственной власти в муниципальных образованиях, в том числе по вопросам здравоохранения.

Больших изменений организации медицинской помощи в области не предполагается, более того часть специализированной помощи особенно по социально-значимым заболеваниям (психиатрия, туберкулез, наркология) остается на уровне муниципальных образований.

Передача всей специализированной помощи на уровень субъекта ухудшит доступность получения этой помощи населением, особенно отдаленных районов.

СПИСОК Литературы

1. Конституция РФ.

2. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта “Здоровье”. Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

3. Правительство РФ. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.

4. Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.2004

5. Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. – СПб, 1995. – 39 с.

6. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении. – Экономика здравоохранения, 2006 № 1(51). С. 5-11.

7. Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. – М.: Медицина176с

8. Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. – 9. Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. – М., 1994. – 180 с.

10. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие

Источник: https://studopedia.ru/14_90259_opredelenie-zdorovya-osnovnie-metodi-ego-izucheniya.html

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

Охрана здоровья определение

Моисеев, Н. Д. Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации / Н. Д. Моисеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62827/ (дата обращения: 20.10.2020).



В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Ключевые слова: здоровье, медицинская помощь, охрана здоровья, конституционное право, благополучие человека.

Комплексное социально-экономическое развитие страны неосуществимо без постоянного повышения уровня жизни и уровня экономического благосостояния его населения. По своей социальной значимости основное право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из наиболее важных, оно направлено на удовлетворение естественных человеческих потребностей.

Здоровье занимает самую верхнюю ступеньку в системе категорий человеческого бытия — среди интересов, идеалов, гармонии, красоты, смысла и счастья жизни, творческого труда, программы и ритма жизнедеятельности [4, с. 45].

Термин «здоровье» давно известен российскому законодательству, и в законе дано его правовое определение.

Формулировка этого понятия приводится в пункте 1 статьи 2 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Закон гласит: здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [3].

Как в российском законодательстве, так и международном праве понятие «здоровье» толкуется очень широко, обеспечение здоровья не сводится только к поддержанию жизнедеятельности организма, а обозначает и иные меры, связанные с повышением психического и социального благополучия человека. Политика государства в конкретной сфере общественных отношений обязательно определяет тем, как правоприменитель и законодатель определяют предмет правового регулирования, его пределы.

В нашем случае право охрану здоровья и медицинскую помощь определяется в комплексе с другими правами. Впервые всеобщее легальное закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь произошло недавно — в XX веке, путем принятия ряда международных договоров и создании международных организаций.

Так во Всеобщей декларации прав человека право на охрану здоровья и медицинскую помощь учитывается как составная часть права на достойный жизненный уровень, наряду с другими естественными правами: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [1].

В XXI веке медицина обрела некоторые успехи: уменьшилась детская смертность, увеличилась средняя продолжительность жизни, в большинстве стран медицина стала доступнее, чем в прошлом.

Как правило, наряду с международными договорами, современные государства по-своему перенимают и закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь в нормах национального законодательства. Образуется иерархия нормативно-правовых актов, с верховенством Основного Закона государства.

Российская Федерация не является исключением, в её законодательстве также прослеживается иерархия из нормативно-правовых актов.

В первую очередь, провозглашая право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, в статье 41 КРФ законодатель изложил основные особенности права, а также выделил следующие гарантии его исполнения: 1) запрет на сокрытие должностным лицом информации об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья; 2) поощрение создания частной, государственной и муниципальной системы здравоохранения; 3) создание условий для укрепления здоровья населения; 4) предоставление медицинской помощи бесплатно за счет указанных в законе источников [2].

Анализ положений Конституции РФ на содержание права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь указывает на несколько групп правомочий в указанной сфере. Савостьянова определяет эти группы следующим образом:

1) Права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);

2) Обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);

3) Установленную законом ответственность государства, юридических лиц и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредоставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью [5, c. 39].

права на медицинскую помощь раскрывается в одиннадцати пунктах ч. 5 ст. 19 ФЗ № 323.

В соответствии с ними пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства и другие права [6, с. 16].

На основании вышеизложенного, можно сформулировать понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как право каждого на безусловный доступ к медицинским услугам (в установленных законом случаях на бесплатной основе) надлежащего качества, на поддержание цивилизованной среды проживания гражданина, не вредящих его физическому, психическому и социальному состоянию.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/278/62827/

Определение понятия «Охрана здоровья граждан», основные принципы ОЗГ, соблюдение прав граждан в сфера охраны здоровья

Охрана здоровья определение

Охрана здоровья граждан (ОЗГ) – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранения и укрепления физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетия, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Ст.4 Основные принципы ОЗГ:

· Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья.

· Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

· Приоритет охраны здоровья детей.

· Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.

· Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

· Доступность и качество медицинской помощи.

· Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

· Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

· Соблюдение врачебной тайны.

Ст.5 Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья.

1) Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан.

2) Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

3) Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Политика в области охраны здоровья населения.

2. Основные задачи медицинской науки

3. Современная медико-социальная ситуация в РФ.

4. Основы политики отечественного здравоохранения. Принципы здравоохранения в РФ.

5. Законодательная база здравоохранения как отрасли.

Задания для самостоятельной работы

1. Реорганизация амбулаторно-поликлинической помощи в РФ.

2. Рерганизация стационарной помощи в РФ.

Тема №3: «Медико-социальные аспекты демографии».

Цель обучения: изучить медико-социальные аспекты демографии, определение понятия «демография», основные разделы и показатели естественного и механического движения населения, статику населения, расчёты коэффициентов миграционного прироста, коэффициент общей плодовитости нации, показатели младенческой смертности, перинатальной смертности, изучить расчёты данных показателей.

Учебно-целевые задачи.

Студент должен знать:

1) Определение медицинской демографии, её основные разделы и показатели;

2) Источники информации медико-демографического состояния нации, роль врачей в её сборе и анализе;

3) Основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.

Студент должен уметь:

1) Рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

2) Использовать полученную медико-демографическую информацию при анализе других показателей общественного здоровья, оценки деятельности учреждений здравоохранения, планирование медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.

Учебно-воспитательные задачи: каждый студент должен знать понятия «демография» и её медико-социальные аспекты, основные разделы, значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Знать статику населения и её важнейшие показатели (численность, плотность населения, возрастно-половой состав и др.), типы возрастно-половой структуры населения, постарение населения как современная демографическая тенденция развитых стран.

Знать динамику населения, её виды, миграцию населения – внешнюю, внутреннюю, факторы, её определяющие, основные тенденции, влияние миграции на здоровье населения, задачи органов и учреждений здравоохранения.

Воспроизводство населения (естественное движение), общие и специальные показатели, методы расчёта, анализ, оценка, современное состояние и тенденции демографических процессов РФ, факторы, определяющие особенности и динамику современных демографических процессов.

Результат освоения:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 З-1 Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные)
У-1 Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды
В-1 Владеть оценками состояния общественного здоровья
ПК-11 З-1 Определение медицинской демографии, ее основные разделы и показатели
З-2 Источники медико-демографической информации и роль врачей в ее сборе и анализе
З-3 Основные тенденции медико-демографических процессов и факторы их определяющие
У-1 Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения
У-2 Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности
У-3 Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения
У-4 Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики

Определения и основные вопросы темы.

Источник: https://cyberpedia.su/12xb921.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.