Охрана здоровья как приоритетная составляющая работы медработника

Профилактика – приоритетное направление охраны здоровья населения. Стратегии профилактики

Охрана здоровья как приоритетная составляющая работы медработника

Профилактика (др.-греч. prophylaktikos – предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия – важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Другими словами, Основой формирования здорового образа жизни является профилактика.

Еще Н. И. Пироговым было сказано, что «Будущее принадлежит медицине профилактической». В нашем мире сверхскоростей, постоянных стрессов, загрязненной окружающей среды вопросы профилактики становятся особенно важными.

Мы должны уделять большое внимание своему здоровью, профилактике заболеваний, так как рано или поздно приходим к простой истине: лучше быть здоровым, чем лечиться от разных болезней, затрачивая на это просто огромные средства, дорогое время и нервы.

Основными направлениями профилактики являются: 1) медицинское; 2) психологическое; 3) биологическое; 4) гигиеническое; 5) социальное; 6) социально-экономическое; 7) экологическое; 8) производственное.

Медицинская профилактика – широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего населения. Выделяют: индивидуальную (личную) и общественную, немедикаментозную и медикаментозную профилактику.

Индивидуальная – включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная – включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными структурами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Виды профилактики

Целью профилактики заболеваний является предупреждение возникновения или прогрессирования заболеваний, а также их последствий и осложнений.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности.

Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

В первичной профилактике основным является борьба с факторами риска возникновения заболеваний, которая проводится на уровне первичной медико-санитарной помощи. Выделяют 4 группы факторов риска: поведенческие, биологические, индивидуальные и социально-экономические.

Индивидуальные факторы риска. Учитывая приоритетность направлений факторной профилактики из наиболее значимых индивидуальных факторов риска являются возраст и пол.

Так, например, распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта увеличивается с возрастом и составляет около10% среди лиц 50 лет, 20% среди лиц 60 лет, 30% среди лиц старше 70 лет.

В возрасте моложе 40 лет артериальная гипертония и другие сердечно­-сосудистые заболевания чаще встречается у мужчин, чем у женщин, а заболева­ния урогенитальных путей более чаще встречается у женщин. В более старшем возрастных группах различия выравниваются и не столь выражены.

Из наиболее значимых биологических факторов выделяют наследственность.

Хронические неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые забо­левания, заболевания нервной системы, желудочно-кишечного тракта и мочепо­ловой системы в значительной мере имеют семейную предрасположенность.

Например, в случае, если оба родителя страдают артериальной гипертонией, болезнь развивается в 50-75% случаев. Это не означает, что болезнь обязательно проявится, но если к отягощенной наследственности прибавятся другие факторы (курение, лишний вес и др.), то риск заболевания возрастает.

Вместе с тем, установлено, значительное влияние поведенческих факторов риска на состояние здоровья человека.

К наиболее распространенным относятся – избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность.

В статье 158, 159 вышеуказанного Кодекса изложены профилактика зависимости от психоактивных веществ, а также профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма.

Анализируя влияние факторов риска на возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний, частое их сочетание и усиление эффекта при этом, можно сделать вывод о том, что факторы риска явля­ются синергистами в отношении развития хронических неинфекционных заболеваний, и поэтому любая комбинация из двух и более факторов увеличивает степень риска возникновения заболевания.

Интегрированный подход является одним из основных направлений стратегий массовой первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ) на уровне ПМСП.

При таком подходе отдельные лица, семья и общество оказываются в центре внимания системы здравоохранения, а медицинский работник, представляя собой первое звено контакта общества с системой здравоохранения становится активным участником программы.

Концепция интеграции основана на признании общей природы факторов, связанных с образом жизни, в развитии основных неинфекционных болезней; этот факт основывает интеграцию усилий и ресурсов, особенно в рамках ПМСП.

Интеграция имеет несколько трактовок. По одной из них один фактор риска может иметь отношение к развитию нескольких болезней (например, влияние курения на возникно­вение и развитие рака легкого, хронического бронхита, ишемической болезни сердца, болез­ней пищеварительной системы).

По второй трактовке можно интегрировать действия, на­правленные против нескольких факторов риска, которые считаются важными в развитии од­ной болезни (например, влияние алкоголя, курения, ожирения, стресса на возникновение и развитие ишемической болезни сердца).

Но чаще всего, интегрированную профилактику рас­сматривают как направленную одномоментно на несколько факторов риска и несколько классов болезней (например, влияние курения и злоупотребления алкоголем на возникнове­ние рака легких, ишемической болезни сердца и болезней желудочно-кишечного тракта).

Существуют различные стратегии профилактики на уровне ПМСП: 1) индивидуальная, 2) групповая и 3) популяционная профилактика.

Индивидуальная профилактика заключается в проведении медицинскими работниками бесед, консультаций, в течение которых медицинский работник должен информировать пациента о факторах риска, их влияние на усугубление течения хронического заболевания, дать рекомендации по изменению образа жизни.

Индивидуальная работа позволяет врачу установить возможные причины развития осложнений ХНЗ и своевременно их предупредить. Профилактика на групповом уровне заключается в проведении лекций, семинаров для группы пациентов, имеющих одинаковые или схожие заболевания.

Одной из форм работы на групповом уровне является организация «школ здоровья», например, «школа диабета», «школа артериальной гипертонии», «астма-школа». Популяционная профилактика включает массовые мероприятия, проводимые для всего населения, например, йодирование продуктов соли и мучных изделий, широкая пропаганда и распространение оздоровительных методов.

Роль санэпидслужбы в системе профилактики и охраны здоровья населения. Главной задачей санитарно-эпидемиологической службы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье.

Задачами связанные с профилактикой и охраной здоровья населения санэпидемслужбы являются: осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора; изучение и прогнозирование состояния здоровья населения; динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека; выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых инфекционных заболеваний и отравлений; координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

Государственный санэпиднадзор направлен на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства РК в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также контроль за соблюдением нормативных правовых актов в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов в целях охраны здоровья и среды обитания населения. Права должностных лиц уполномоченного органа, связанные с профилактикой указаны в статье 21, п.7. Кодекса

Методы проведения профилактической работы с населением:

– целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое

консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с

конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилак­тических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Источник: https://studopedia.su/13_32175_profilaktika--prioritetnoe-napravlenie-ohrani-zdorovya-naseleniya-strategii-profilaktiki.html

Роль медицинского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Охрана здоровья как приоритетная составляющая работы медработника

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 16Следующая ⇒

Значительную роль в поддержании здоро­вья здоровых, формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья могут и должны сыграть медицинские работники, одной из основных функций которых яв­ляется проведение профилактики.

Профилактическая деятельность медицинского персонала, деятельность по сохранению и укреплению здоровья населения должна быть широкой, многообразной и самостоятельной и заключаться не только в помощи врачу, медико-просветительной работе, но и охватывать обучаю­щую, консультативную деятельность. Весьма актуальными для населения нашей страны темами для консультирования остаются проблемы адекватного и ра­ционального питания, причем решение этой проблемы каса­ется людей всех возрастов. Актуальными являются и проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табакокурением.

Все это может послужить поводом для беседы медицинского работника со своими пациентами, в ходе которой необходимо не только проинформировать пациента о факторах риска при тех или иных заболеваниях, перечислить конкретные условия жизни, способствующие сохранению здоровья, но и постараться убедить его в необходимости избегать воздейст­вия неблагоприятных факторов и соблюдать условия, поддер­живающие высокий уровень здоровья. При этом необходимо учитывать возрастные особенности пациента, его социальный и психологический статус, уровень интеллектуальной и физической активности, степень осве­домленности о своем здоровье и множество других факторов, формирующих тот или иной образ жизни.

Деятельность медицинских работников по поддержанию здоровья здоровых может быть успешной только в том слу­чае, если она будет базироваться на глубоких знаниях про­цессов, протекающих в обществе, учете факторов и условий, воздействующих на здоровье. К числу таких факторов отно­сятся и демографические явления, во многом определяющие условия жизни человека (численность населения, распреде­ление его по территории, миграция, урбанизация* и др.).

Демография (от греч. demos — народ и grapho — писать) — наука о населении, закономерностях его воспроизводства в связи с социально-экономическими и историческими услови­ями.

Под населением (народонаселением) принято понимать со­вокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах какой-либо страны или части ее территории (про­винции, земли, области, края, района, определенного насе­ленного пункта), а также группы стран или всего мира.

К числу вопросов, изучением которых занимается демо­графия, относятся:

• территориальное размещение населения;

• анализ воздействия на население различных факторов — экологических, медицинских, правовых, социально-экономи­ческих, условий жизни, быта, традиций и т.д.;

• выявление тенденций и процессов, происходящих среди населения в связи с этими факторами.

Изучение народонаселения ведется с помощью статистических методов в двух основных направлениях — изучение статики и динамики населения.

Статика населения — это численный состав населения на определенный (критический) момент времени. Состав населения изучается по ряду основных признаков, характеризующих его структуру. К таким признакам относятся:

• пол;

• возраст;

• социальная и профессиональная принадлежность;

• семейное положение;

• уровень образования;

• место жительства;

• географическое размещение;

• плотность населения.

Динамика населения представляет собой движение населения, мобильность, изменение его численности, которое может происходить в результате различных процессов. За счет движения населения изменяются его численность, возрастно-половой, национальный, социальный состав, доля занятого населения и другие показатели.

Воспроизводство населения – это воспроизводство его структуры, осуществляемое через рождение и смерть, которое бывает расширенным (преобладание молодой возрастной структуры) и суженным (преобладание пожилой возрастной структуры)

Демографические показатели:

1. ПОКАЗАТЕЛИ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

число, родившихся живыми за год

РОЖДАЕМОСТЬ = x 1000;

среднее число населения

число умерших за год

СМЕТРНОСТЬ = x 1000;

среднегодовая численность населения

ДЕТСКАЯ число, умерших детей в возрасте до 1-го года

СМЕРТНОСТЬ = x 1000;

Число, родившихся живыми в течение года

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ = рождаемость – смертность;

ПЛОДОВИТОСТЬ = число рождений на 1000 женщин в возрасте 15 – 44 лет

СУММАРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ = кол-во детей, которое должна родить каждая женщина для простого воспроизводства населения, он должен составить 2,17

2. ПОКАЗАТЕЛИ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

– эмиграция (движение вне рассматриваемой территории)

– миграция (движение в рамках рассматриваемой территории)

3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ:

– численность населения

– структурный состав населен

4 фазы демографического перехода:

1-я фазахарактеризуется высоким уровнем рождаемости и смертности, естественного прироста и молодой возрастной структурой населения. (В России состоялась в 20-30 – е годы XX века)

2-я фаза – падением рождаемости и смертности, высоким естественным приростом населения, которое расценивается как демографический бум. (В России состоялась в 1940-1960 годы)

3-я фаза– снижением рождаемости при нарастании смертности, снижением естественного прироста, постарением населения. (В России состоялась в 1960-1990 годы на фоне социально-экономического кризиса с более высокими, нежели в странах Европы показателями смертности).

4-я фаза – устойчивым равенством рождаемости и смертности на у-не низкого естественного прироста населения и преобладании пожилой возрастной структуры населения. (В России началась с 1991 года в социально и экономически развитых регионах)

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 8078; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-94594.html

Профилактическая деятельность среднего медицинского персонала как необходимая и важная составляющая успешной профессиональной работы

Охрана здоровья как приоритетная составляющая работы медработника

Медицинская профилактика признана приоритетным направлением государственной политики в системе здравоохранения.
Перед системой подготовки медицинских кадров среднего звена стоит важная задача – выпуск специалистов, квалифицированных в вопросах профилактики различных заболеваний.

Профилактика в здравоохранении – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья населения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.

В проведении профилактических мероприятий основной фигурой являются медицинские работники, они должны видеть свою главную задачу не столько в лечении больных, сколько в профилактике болезней и поддержании здоровья населения.

Профилактическая деятельность в РФ осуществляется с учетом достижений современной медицинской науки и опытом отечественных исследователей, что позволяет брать во внимание региональную специфичность. Действительно, ни одна другая страна мира не характеризуется таким разнообразием географических и климатических зон.

Разнообразнейшие экологические факторы, как природного, так и урбанистического характера оказывают прямое и опосредованное влияние на состояние здоровья, поэтому их учитывают при разработке программ охраны здоровья в субъектах РФ.

Фактически вся система государственной политики в области охраны здоровья граждан направлена на то, чтобы сместить акценты системы здравоохранения от лечения к профилактике.

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определяет:

– правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

– права и обязанности человека и гражданина. Отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

– полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

– права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

– права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Указанным законом профилактика определена как – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Кроме того, данный закон определяет механизмы государственного регулирования в области охраны здоровья и предполагает:

– создать сбалансированную систему охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, которая основа на равном доступе к качественной медицинской помощи для всех граждан России;- установить приоритет профилактики при планировании мероприятий по охране здоровья;- ввести единые требования к качеству медицинской помощи;

– защитить права больных с редкими заболеваниями.

Таким образом, профилактическая деятельность среднего медицинского персонала есть необходимая и важная составляющая успешной профессиональной работы.

В круг профессиональных обязанностей среднего медицинского персонала, в зависимости от амбулаторной или стационарной деятельности, по проведению профилактической работы входят следующие мероприятия:

– организация и участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров населения,- проведение бесед и обучающих занятий с пациентами,- участие в проведении диспансеризации,- работа в школах здоровья и центрах профилактики,

– пропаганда здоровья среди населения.

Проведение профилактической работы должно восприниматься и осуществляться медицинским персоналом, как полноценная служебная обязанность, и не быть формальным.

Условиями, обеспечивающими эффективную профилактическую работу с населением, являются: комплексное участие в осуществлении профилактических мероприятий медицинских работников, средств массовой информации и самого населения.

Профилактическая направленность в деятельности среднего медицинского персонала – надёжный и эффективный инструмент в сохранении здоровья населения и повышения качества жизни, что является приоритетной задачей системы здравоохранения нашего государства.

Укреплению здоровья населения способствует хорошо налаженная система санитарного просвещения, в которой участвуют все медицинские работники. Она представляет совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни.

Медицинские сестры, работающие как в учреждениях клинической медицины, так и на поликлинических участках вместе с врачами являются пропагандистами медицинских знаний среди населения.

Наиболее важные направления работы: антенатальная профилактика в период беременности, проводимая в женских консультациях; профилактика заболеваний среди детей, в осуществлении которой велика роль медицинских работников всех детских учреждений.

Медсестры, работающие в женских консультациях (акушерки), проводят занятия с будущими матерями, подготавливают их к родам, преподают им навыки общения с новорожденными.

Санитарное просвещение, реализуемое средним медицинским персоналом, планируется как обязательная часть их производственной деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению санитарно-просветительской работы в систему диспансеризации населения.

Для обучения населения приемам оказания первой помощи следует использовать все средства массовой информации. Особо важная роль в пропаганде санитарных знаний принадлежит медсестрам с высшим образованием и фельдшерам.

Профилактическое направление деятельности среднего медицинского персонала подразумевает следующие цели:

1. Участие в дополнительном проведении диспансеризации трудящегося населения.

2. Участие в проведении мероприятий по медицинскому наблюдению в динамике за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение пакета социальных услуг. 3. Участие в мероприятиях по иммунизации населения. 4.

Отбор групп и направление их на прохождение вакцинации. 5. Участие в проведении первичной профилактики. 6. Участие в мероприятиях по профилактике травматизма: специфическая профилактика дорожно-транспортного и бытового травматизма.

7.

Участие в общеоздоровительных мероприятиях, связанных с вторичной профилактикой:

– создание тематических «Школ здоровья» для пациентов и их близких: мониторинг потребности населения в оздоровительных мероприятий, разработка программ их проведения; информирование больных о заболевании и факторах риска его развития, осложнений и обострении; формирование чувства ответственности пациента за сохранение своего здоровья, активного и разумного отношения к своему заболеванию, мотивации к выздоровлению, приверженности к лечению; формирование практических навыков анализа факторов и причин, влияющих на состояние здоровья, обучение составлению плана активного оздоровления; формирование навыков и умений по снижению негативного воздействия на здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, избегание стрессовых ситуаций), а также навыков самоконтроля состояния здоровья, оказания доврачебной помощи в случае обострения;

– медико-психологическая адаптация инвалидов.

8. Обеспечение инфекционной безопасности как одно из направлений профилактической деятельности медсестры.

Из выше сказанного следует, что цель социальной (первичной) профилактики состоит в том, чтобы уменьшить частоту новых случаев (инцидентность) какой-либо болезни путем контроля за ее причинами, эпидемиологическими условиями, факторами риска. Нужно помнить, что в медицинском секторе здравоохранения такое подразделение соответствует клиническому и профилактическому разделам теории и практики медицины.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение обострений, осложнений и хронизации патологического процесса, а также инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика направлена на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Анализ изложенного материала статьи показывает, что значимая роль медицинского персонала в проведении профилактических мероприятий очевидна.

И как следствие, развитие профилактической направленности в практической деятельности среднего медицинского персонала – это системный многоуровневый процесс, который начинается в период обучения профессии, в колледже, и продолжается в течение всей профессиональной деятельности, что и определяет ее успешность.

Список литературы

1. Крекотень, Е.Н. Центр медицинской профилактики региона как основополагающий вектор практической медицины будущего / Е.Н. Крекотень // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2013. – №4 (44). – С. 104-107. 2. Медик, В.А.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, – 2015. – 288 стр. 3.

Профилактическая активность пациентов поликлиник как важный фактор эффективности диспансеризации и диспансерного наблюдения: региональный опыт / А. Калинина [и др.] // Профилактическая медицина. – 2015. – Т. 18. -№2. С. 4-10.

4. Федеральный закон от 21.11.

2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW121895/

Источник: https://www.informio.ru/publications/id5194/Profilakticheskaja-dejatelnost-srednego-medicinskogo-personala-kak-neobhodimaja-i-vazhnaja-sostavljayushaja-uspeshnoi-professionalnoi-raboty

Мероприятий по охране здоровья населения. Участие медицинских работников » гигиеническом обучении и воспитании населения

Охрана здоровья как приоритетная составляющая работы медработника

Гигиеническое обучение и воспитание населения в практике средних медицинских работников.

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

= снижение распространенности курения;

= улучшение качества питания;

= увеличение физической активности;

= смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

= соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

= снижение потребления алкоголя;

= профилактика употребления наркотиков;

= улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей.

При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичныепрофилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения.

Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

= профилактическое консультирование отдельных пациентов;

= профилактическое консультирование групповое;

= профилактические медицинские осмотры;

= вакцинопрофилактика;

= диспансеризация;

= профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

и пропаганда здорового образа жизни:

методы средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.
Наглядный ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.
смешанный Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседыпроводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов– это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени)– это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.

Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

= 5% лекция;

= 10% чтение;

= 20% аудиовизуальные средства;

= 30% использование наглядных пособий;

= 50% обсуждение в группах;

= 70% обучение практикой действия;

= 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.

Источник: https://studopedia.ru/10_297067_meropriyatiy-po-ohrane-zdorovya-naseleniya-uchastie-meditsinskih-rabotnikov--gigienicheskom-obuchenii-i-vospitanii-naseleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.