Охрана здоровья граждан это совокупность мер
1. Понятие и принципы охраны здоровья
Старший преподавательА. И. Костяков
Тема лекции:
ЗаконодательствоРФ об охране здоровья граждан
Основополагающими нормативными актами,регулирующими медицинскую деятельностьв РФ, являются: Конституция РФ,федеральный закон «Основы законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровьяграждан»от 22 июля 1993 г. N 5487-1, федеральныйзакон«О предупреждении распространениятуберкулеза в Российской Федерации»от 18 июня 2001 г.
N 77-ФЗ, федеральный закон«О предупреждении распространения вРоссийской Федерации заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицитачеловека (ВИЧ-инфекции)»от 30 марта1995 г. N 38-ФЗ, федеральный закон«Отрансплантации органов и (или) тканейчеловека »от 22 декабря 1992 г.
N 4180-I,федеральныйзакон «Опсихиатрической помощи и гарантияхправ граждан при ее оказании» от2 июля 1992 г. N 3185-I и другие.
Охрана здоровья граждан– этосовокупность мер политического,экономического, правового, социального,культурного, научного, медицинского,санитарно-гигиенического ипротивоэпидемического характера,направленных на сохранение и укреплениефизического и психического здоровьякаждого человека, поддержание егодолголетней активной жизни, предоставлениеему медицинской помощи в случае утратыздоровья.
Государство гарантирует охрану здоровьякаждого человека в соответствии сКонституцией Российской Федерации(ст. 41 «Каждый имеет право на охрануздоровья и медицинскую помощь. Медицинскаяпомощь в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения оказываетсягражданам бесплатно за счет средствсоответствующего бюджета, страховыхвзносов, других поступлений».
) ГражданеРоссийской Федерации обладают неотъемлемымправом на охрану здоровья. Это правообеспечивается охраной окружающейприродной среды, созданием благоприятныхусловий труда, быта, отдыха, воспитанияи обучения граждан, производством иреализацией доброкачественных продуктовпитания, а также предоставлениемнаселению доступной медико-социальнойпомощи.
Государство обеспечиваетгражданам охрану здоровья независимоот пола, расы, национальности, языка,социального происхождения, должностногоположения, места жительства, отношенияк религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а такжедругих обстоятельств. Государствогарантирует гражданам защиту от любыхформ дискриминации, обусловленнойналичием у них каких-либо заболеваний.
Лица, виновные в нарушении этогоположения, несут установленную закономответственность.
Основными принципамиохраны здоровьяграждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданинав области охраны здоровья и обеспечениесвязанных с этими правами государственныхгарантий;2) приоритет профилактических мер вобласти охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан вслучае утраты здоровья;
5)ответственность органов государственнойвласти и органов местного самоуправления,предприятий, учреждений и организацийнезависимо от формы собственности,должностных лиц за обеспечение правграждан в области охраны здоровья.
2. Системы здравоохранения в Российской Федерации
В Российской Федерации предусмотренотри системы здравоохранения:
Кгосударственнойсистеме здравоохранения относятсяфедеральные органы исполнительнойвласти в области здравоохранения, органыисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в областиздравоохранения, Российская академиямедицинских наук, которые в пределахсвоей компетенции планируют и осуществляютмеры по охране здоровья граждан.
Кгосударственной системе здравоохранениятакже относятся находящиеся вгосударственной собственности иподчиненные органам управлениягосударственной системы здравоохранениялечебно-профилактические инаучно-исследовательские учреждения,образовательные учреждения, фармацевтическиепредприятия и организации, аптечныеучреждения, санитарно-профилактическиеучреждения, территориальные органы,созданные в установленном порядке дляосуществления санитарно-эпидемиологическогонадзора, учреждения судебно-медицинскойэкспертизы, службы материально-техническогообеспечения, предприятия по производствумедицинских препаратов и медицинскойтехники и иные предприятия, учрежденияи организации. В государственную системуздравоохранения входят медицинскиеорганизации, в том числе лечебно-профилактическиеучреждения; фармацевтические предприятияи организации; аптечные учреждения,создаваемые федеральными органамиисполнительной власти в областиздравоохранения, другими федеральнымиорганами исполнительной власти иорганами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.
Кмуниципальнойсистемездравоохранения могут относитьсямуниципальные органы управленияздравоохранением, а также находящиесяв муниципальной собственности медицинские,фармацевтические и аптечные организации,которые являются юридическими лицами.Муниципальные органы управленияздравоохранением несут ответственностьв пределах своей компетенции.
Финансовоеобеспечение деятельности организациймуниципальной системы здравоохраненияявляется расходным обязательствоммуниципального образования.
Оказаниемедицинской помощи в организацияхмуниципальной системы здравоохраненияможет также финансироваться за счетсредств обязательного медицинскогострахования и других источников всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Кчастнойсистеме здравоохранения относятсялечебно-профилактические и аптечныеучреждения, имущество которых находитсяв частной собственности, а также лица,занимающиеся частной медицинскойпрактикой и частной фармацевтическойдеятельностью. В частную системуздравоохранения входят медицинские идругие организации, создаваемые ифинансируемые юридическими и физическимилицами.
Правона занятие медицинской и фармацевтическойдеятельностью в Российской Федерацииимеют лица, получившие высшее или среднеемедицинское и фармацевтическоеобразование в Российской Федерации,имеющие диплом и специальное звание, атакже сертификат специалиста и лицензиюна осуществление медицинской илифармацевтической деятельности. Сертификатспециалиста выдается на основаниипослевузовского профессиональногообразования (аспирантура, ординатура),или дополнительного образования(повышение квалификации, специализация),или проверочного испытания, проводимогокомиссиями профессиональных медицинскихи фармацевтических ассоциаций, по теориии практике избранной специальности,вопросам законодательства в областиохраны здоровья граждан. Врачи в периодих обучения в учреждениях государственнойили муниципальной системы здравоохраненияимеют право на работу в этих учрежденияхпод контролем медицинского персонала,несущего ответственность за ихпрофессиональную подготовку. Студентывысших и средних медицинских учебныхзаведений допускаются к участию воказании медицинской помощи гражданамв соответствии с программами обученияпод контролем медицинского персонала,несущего ответственность за ихпрофессиональную подготовку, в порядке,устанавливаемом федеральным органомисполнительной власти в областиздравоохранения.
Лица, не имеющие законченного высшегомедицинского или фармацевтическогообразования, могут быть допущены кзанятию медицинской или фармацевтическойдеятельностью в должностях работниковсо средним медицинским образованием впорядке, устанавливаемом федеральныморганом исполнительной власти в областиздравоохранения.
Врачи или провизоры,не работавшие по своей специальностиболее пяти лет, могут быть допущены кпрактической медицинской илифармацевтической деятельности послепрохождения переподготовки всоответствующих учебных заведенияхили на основании проверочного испытания,проводимого комиссиями профессиональныхмедицинских и фармацевтическихассоциаций.
Работники со средниммедицинским или фармацевтическимобразованием, не работавшие по своейспециальности более пяти лет, могутбыть допущены к практической медицинскойили фармацевтической деятельностипосле подтверждения своей квалификациив соответствующем учреждениигосударственной или муниципальнойсистемы здравоохранения либо на основаниипроверочного испытания, проводимогокомиссиями профессиональных медицинскихи фармацевтических ассоциаций. Лица,получившие медицинскую и фармацевтическуюподготовку в иностранных государствах,допускаются к медицинской илифармацевтической деятельности послеэкзамена в соответствующих учебныхзаведениях Российской Федерации впорядке, устанавливаемом ПравительствомРоссийской Федерации, а также послеполучения лицензии на осуществлениемедицинской или фармацевтическойдеятельности, если иное не предусмотреномеждународными договорами РоссийскойФедерации.Источник: https://studfile.net/preview/6204097/
Об охране здоровья граждан
ЛЕКЦИЯ № 2
Медицинское право. Аналитический обзор законодательства
об охране здоровья граждан
1. Понятие «охрана здоровья граждан», основные принципы
Человек, его жизнь, здоровье – высшие первичные ценности, относительно которых определяются другие ценности и блага. Огромное значение таких благ, как жизнь и здоровье, обусловливает необходимость их всемерной охраны, в том числе и правовой.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Право на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало предусматриваться конституциями многих стран мира. В конституциях 18-19 веков не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека и провозглашались.
В международном масштабе право человека на здоровье было признано в 1948 году ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, которая провозглашает: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи”
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты, участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права включают:
1. Обеспечение сокращения мертворождаемости, детской смертности и здорового развития ребенка.
2. Улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности.
3. Предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней в борьбе с ними.
4. Создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Конституция провозгласила Россию социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Одно из важнейших конституционных прав – право на охрану здоровья.
Медики утверждают что, среди факторов, обуславливающих состояние здоровья населения, 50% составляют факторы образа жизни, примерно по 20% приходится на наследственные факторы и состояние окружающей природной среды и около 10% – на работу органов и учреждений здравоохранения.
В сегодняшних условиях следует констатировать резкое ухудшение показателей по всем приведенным факторам. За последние годы общая смертность населения значительно выросла и сейчас в 1,5 раза выше, чем в развитых странах.
В основном это происходит за счет высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, травм и онкологических заболеваний. За 2004 год население страны уменьшилось на 1 млн., еще 2 млн. человек мы потеряли в виде абортов. По уровню жизни мужчин РФ занимает 138 место в мире, женщин – 100 место.Число детей за последние 5 лет сократилось на 12 %, сейчас 700 тыс. сирот. Население России к 2025 г. сократится на 10 млн., а молодых останется не более 6 млн. На 1.08.2005 в России зарегистрировано 326587 ВИЧ-инфицированных, причем 71% заразились при употреблении наркотиков, 20% половым путем. 79% наркоманов в возрасте 15-30 лет.
По Читинской области, хотя рождаемость имеет незначительную тенденцию к повышению, растет и смертность. Естественный прирост составляет –3,1, ниже общероссийского показателя в 2,5 раза. Уровень мужской смертности у нас в 3 р. больше женской (по России в 4 р). Между тем бюджет на ЗО менее 3,5% от ВВП.
Таким образом, охрана жизни и здоровья человека – приобретает в настоящее время первостепенное значение. Решение этой проблемы имеет экономический, социальный, организационный, юридический и др. аспекты.
Охрана здоровья граждан – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему мед. помощи в случае утраты здоровья.
Основные принципы охраны здоровья граждан:
1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан (необходима не только специфическая мед. профилактика, но и формирование здорового образа жизни. Например, с этой целью принят ФЗ «Об ограничении курения табака» от 10.07.2001 г. Этот закон направлен на:
– защиту здоровья несовершеннолетних (запрет продажи несовершеннолетним)
– установление более низких норм содержания никотина и смол.
– защита интересов некурящих (запрет курения в транспорте, общественных местах, на рабочем месте, учреждениях образования и здравоохранения)
3. Доступность медико-социальной помощи.
4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
5. Ответственность органов гос. власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Что же принимается для решения этой проблемы в юридическом аспекте?
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских правИсточник: https://lektsii.net/2-110889.html