Охрана здоровья детей в школе

Охрана здоровья

Охрана здоровья детей в школе

Сайт службы медицинской профилактики Московской области

Распоряжение Минпросвещения России “Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации”

Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ.

Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и доврачебной помощи.

Медицинский блок МБОУ «Школа №2» состоит из кабинета врача, процедурного и прививочного кабинетов, изолятора, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Врач – Кадиева Абидат Зубаировна (тел. 8(495)523-91-85 -секретариат)

Медицинская сестра – Шевцова Светлана Валерьевна (тел. 8(495)523-91-85 -секретариат)

Программа “Здоровая школа”

План работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогической профилактике употребления ПАВ среди подростков

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Организационная работа
  • Лечебно-оздоровительная работа
  • Медицинский контроль за физическим развитием обучающихся
  • Противоэпидемическая работа
  • Мероприятия по борьбе с педикулезом
  • Санитарно-просветительская работа
  • Профилактика ВИЧ-инфекций
  • Аналитическая работа

Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработник получает в результате ежегодных углубленных медицинских осмотров детей.

Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику.

Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся мед.

журнал, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.

Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
  • Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
  • Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока.

Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе.

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

ПРОФИЛАКТИКА ЭНТЕРОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ( К О К С А К К И )

Памятка “БЕШЕНСТВО НЕИЗЛЕЧИМО” (Во исполнение комплексного плана противоэпидемических мероприятий по профилактике заболеваний бешенством людей и животных в Московской области на 2015-2016 годы, утверждённого заместителем Председателя Правительства Московской области Д.П. Буцаевым, в школе проводится разъяснительная работа с учащимися о требованиях безопасного обращения с животными и признаками заболевания бешенством: проводятся занятия и инструктажи с обучающимися и на классных часах, и в рамках ОБЖ).

Памятка “Осторожно! Бешенство!” 

Листовки “Бешенство. Как избежать”

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

специфическая профилактика учащихся – вакцинация против гриппа;
санитарно-просветительская работа.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ:

  • физкультурные паузы;
  • гимнастика для глаз;
  • уроки здоровья;
  • подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха обучающихся.

В школе активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися.

Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков.

В процессе работы медработник прогнозирует тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной лечебно-профилактической работы.

Одно из ведущих направлений работы школьного медработника – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов. Прививки проводятся одноразовыми шприцами и иглами.

КАКИЕ ПРИВИВКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКУВ школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни.

Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка.

Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.

Первый класс

В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ.

Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ.

Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.

После 14 лет

Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза.

Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.

В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.

О гриппе

Вакцинация против гриппа проводится каждый год по желанию родителей учеников. Обычно она делается осенью, когда возрастает число заболевших. Она не входит в календарь прививок, и делать ее необязательно.

Но стоит отметить, что вакцина против гриппа снижает риск заражения и предотвращает развитие постинфекционных осложнений.

Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.

ролик по вакцинопрофилактике “Я привит”

Источник: https://bal-sch2.edumsko.ru/conditions/medicine

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении

Охрана здоровья детей в школе

35

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении 4

1.1.Понятие здоровья детей и подростков 5

1.2.Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей 6

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 10

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования 11

2.2. Рекомендации к учебному процессу по СанПиНу 21

Заключение 28

Список литературы. 30

Приложения 31

Введение

«Чтобысделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайтеего крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

Известно,что существующая в нашей стране системаобразования не способствует сохранениюи укреплению здоровья школьников.

Эточасто связано с завышенным объемом иинтенсивностью учебных программ,невысоким качеством полиграфическогооформления учебников, несоответствиемшкольной мебели санитарно-гигиеническимнормам, отсутствием полноценногопитания, значительным увеличениемдлительности выполнения учащимисядомашних заданий.

Интенсификацияучебного процесса и его организация,основанная на преобладании статическихнагрузок, способствуют искусственномусокращению объема произвольнойдвигательной активности учащихся. Вшколах широко практикуется неоправданноеосвобождение учащихся от уроковфизической культуры, слабо внедряются«малые формы» физического воспитания(физкультурные паузы, подвижные переменыи т.п.).

Врезультате перечисленных выше и рядадругих социально-экономических причинсостояние здоровья современных школьниковнаходится на очень низком уровне. Впоследние годы резко увеличилоськоличество детей, имеющих аномалии вфизическом и психическом развитии.Сегодня лишь 4-10 % выпускниковобщеобразовательных школ могут считатьсяабсолютно здоровыми [письмо].

Сегоднянужны новые формы работы, широкий выборне только спортивных, но и оздоровительныхзанятий, особенно для детей младшеговозраста, когда происходит формированиежизненных привычек и интересов. Активныйобраз жизни, спорт должны стать нормойроссийского общества, «модным трендом»среди молодежи, начиная с раннеговозраста.

Такимобразом, сохранение и укрепление здоровьяучащихся, формирование здорового образажизни в процессе обучения и воспитанияявляются неотъемлемыми составляющимиобразовательного процесса, входят вчисло первостепенных задач образовательныхучреждений. Развитие и совершенствованиесопровождающей законодательной инормативной базы будут способствоватьэффективной реализации приоритетовгосударственной политики в сфересохранения и укрепления здоровьяподрастающего поколения нашей страны.

Внашей стране забота о детях – делопоистине всенародное. Фундамент здоровьячеловека закладывается в школе. Проведениекомплексных мероприятий, направленныхна охрану здоровья школьников, являетсявсенародным делом.

Цельюмоей работы является изучение проблемыохраны здоровья обучающихся.

Главнойзадаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности охраныздоровья школьников в современныхшколах и ее соответствие санитарнымтребованиям.

Поопределению Всемирной организацииздравоохранения «Здоровье – это нетолько отсутствие болезней и физическихдефектов, а состояние полного физического,духовного и социального благополучия.»[http://www.elitarium.ru/] Здоровье- это нормальное состояние организмачеловека, означающее его оптимальнуюсаморегуляцию, согласованное взаимодействиеего органов и равновесие между егофункциями и внешней средой”.

Современныеусловия социально-экономическогоразвития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся насостоянии здоровья детей и подростков.Эта ситуация обострилась в результатепроцессов социально-политического иэкономического реформирования, начальныеэтапы которого неизбежно связаны сразрушением сложившейся ранееинфраструктуры сохранения и укрепленияздоровья детей и подростков.

Здоровьесовременных детей и подростков формируетсяпод воздействием комплекса факторов,важнейшими из которых являютсябиологические (включая наследственность),экологические, социальные (образ жизни,условия воспитания и обучения, уровеньмедицинского обслуживания и так далее).

Важноотметить роль, так называемых управляемыхфакторов – окружающей среды исанитарно-гигиенических условий, тоесть факторов, влияющих на жизнь, здоровьеи образование школьников. При этомнеобходимо подчеркнуть, что 20 процентовфакторов приходится на условиявнутришкольной среды, так как большуючасть дня (более 70 процентов времени)школьники проводят в стенах школы.

Поэтомунеобходимо, чтобы все то, что формируетэту среду, включая школьные занятия,находилось в гармонии с детскиморганизмом, соответствовало возрастнымвозможностям и особенностям детей иподростков.

Именноо школьном периоде можно сказать, чтов этот период формируется потенциалздоровья на всю жизнь. И чрезвычайноважно то обстоятельство, что на этот”потенциал здоровья” можно оказыватьвоздействие. Здоровье либо формируетсяи развивается, либо расстраивается иутрачивается в процессе воспитаниячеловека.

Состояниездоровья детей и подростков, сохранениездоровья будущих матерей и отцов являетсяобщегосударственной задачей, требующейкомплексного стратегического решения.

Значительноеместо в осмыслении и решении этой задачипринадлежит системе образования.

Здоровыйобраз жизни формируется всеми сторонамии проявлениями общества, связан сличностно-мотивационным воплощениеминдивидом своих социальных, психологическихи физиологических возможностей испособностей.

От того, насколько успешноудается сформировать и закрепить всознании принципы и навыки здоровогообраза жизни в молодом возрасте, зависитв последующем вся деятельность,препятствующая раскрытию потенциалаличности.

Посовременным представлениям в понятиездорового образа жизни входят следующиесоставляющие:

– отказот вредных пристрастий (курение,употребление алкогольных напитков инаркотических веществ);

– оптимальныйдвигательный режим;

– рациональноепитание;

– закаливание;

– личнаягигиена;

– положительныеэмоции.

Однойиз составляющих здорового образа жизниявляется отказ от разрушителей здоровья:курения, употребления алкогольныхнапитков и наркотических веществ.

Опоследствиях для здоровья, которыевозникают в результате этих пристрастийсуществует обширная литература.

Еслиговорить о школе, то действия учителядолжны быть направлены не на то, чтобышкольник бросил курить, употреблятьспиртные напитки и наркотическиевещества, а на то, чтобы школьник неначал этого делать. Иначе говоря, главное– профилактика.

Следующийфактор здорового образа жизни –двигательный режим.

Жизньсовременного человека, особенно вгородах, характеризуется высокимудельным весом гипотензии и гиподинамии,и это при том, что практически никто неоспаривает то положение, что основнаяпричина многих болезней цивилизации –недостаточная двигательная активность.

Особеннострадают от гиподинамии школьники.Больше времени своего бодрствованиястаршеклассники вынуждены проводитьсидя за рабочим столом, просмотртелепередач, компьютерные игры усугубилиобездвиженность детей и подростков.

Дваурока физкультурыв неделю не компенсируют недостатокдвигательной активности. В тоже времянередки и случаи низкой эффективностизанятий физическими упражнениями.

Внастоящее время имеется обширнаялитература, посвященная теоретическими методическим вопросам оптимизациидвигательной деятельности детей иподростков, разработан и практическиапробирован ряд оздоровительных системзанятий физическими упражнениями,обладающих доступностью, простотойреализации, объяснимой эффективностью.

Следующемуфактор здорового образа жизни, влияющийна здоровье человека – питание.

Впоследнее десятилетие возрос интереск проблеме питания, так как правильноепитание обеспечивает нормальное течениепроцессов роста и развития организма,а также сохранение здоровья.

Правильнаяорганизация питания имеет большоезначение для развития детского организма.Нормальный рост и развитие ребенказависят в первую очередь от того,насколько его организм обеспеченнеобходимыми питательными веществами.Правильное питание является основнымфактором в предупреждении и лечениимногих заболеваний.

Приорганизации питания необходимо учитыватьособенности развития и функционированияпищеварительной системы и всего организмадля конкретного возрастного периода,а также потребность организма впитательных веществах, поскольку онособенно чувствителен ко всякимнарушениям, как в количественном, таки в качественном составе пищи.

Воснову правильной организации питаниядетей в различные возрастные периодыдолжны быть положены следующие основныепринципы:

1. Регулярныйприем пищи через определенные промежуткивремени – главное условие, с которогонеобходимо начинать организацию питанияребенка.

2. Питаниедетей должно соответствовать уровнюразвития и функциональным возможностяморганизма в конкретный возрастнойпериод.

3. Питательныевещества (белки, жиры, углеводы),поступающие в организм вместе с пищей,должны находиться в определенномсоотношении между собой.

4. Питаниедолжно быть индивидуальным с учетомособенностей ребенка, состояния здоровья,реакции на пищу и другое.

Правильное,полноценное и рациональное питаниедолжно быть возведено в ранг культа -один из китов фундамента здоровогочеловека.

Ещеодин фактор здорового образа жизни –правильная одежда.

Гигиеническиетребования, предъявляемые к одежде,направлены в первую очередь на обеспечениенормального тепло- и газообмена организмас окружающей средой, оптимального уровнятемпературы тела и кожи, влажность кожи,кожного дыхания. Достижение этихтребований может быть обеспеченоиспользованием для одежды материаловс определенными физическими свойствами,такими как, воздухопроницаемость,теплопроводность, влагопроводность,электроизуемость.

Следуетс самого раннего возраста воспитыватьу детей гигиенические навыки ухода засвоей одеждой.

Подбиратьобувь лучше всего точно по размеру: неслишком тесную, но и не на вырост. Теснаяобувь причиняет боль, затрудняет походку,нарушает рост и форму стоп. Необходимовоспитывать у детей бережное отношениек одежде и обуви.

Положительныеэмоции являются неотъемлемой составляющейздорового образа жизни. Для поддержанияфизического здоровья необходимопсихическое закаливание, суть которого– в радости к жизни.

Известно,что основа работы по совершенствованиюсвоей психики самовнушение. Оно повышаетэмоциональный тонус, укрепляет уверенностьи силу воли.

Психическая закалкастимулирует и физиологические защитныемеханизмы: иммунитет, функцию эндокринныхжелез.

Так мысли укрепляют тело инаоборот: безволие, снижение эмоциональногонастроя способствуют ухудшениюсамочувствия, расшатыванию психическогои физического здоровья.

Говоряо положительных эмоциях, следует такжепомнить, что в педагогике поощрениесчитается более эффективным рычагомвоздействия на ребенка, чем наказание.Учитывая вышеизложенное, напрашиваетсявывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняеми укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотревусловия, необходимые для формированияздорового образа жизни сделаем вывод,что молодое поколение наиболеевосприимчиво различным обучающим иформирующим воздействиям. Следовательно,здоровый образ жизни формироватьнеобходимо начиная с детского возраста,тогда забота о собственном здоровьекак основной ценности станет естественнойформой поведения.

Источник: https://studfile.net/preview/1790731/

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся | ГАРАНТ

Охрана здоровья детей в школе

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ часть 1 статьи 41 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

6.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/70291362/6f6a564ac5dc1fa713a326239c5c2f5d/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.