Охрана здоровья детей в семье

Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни ( консультация для родителей)

Охрана здоровья детей в семье

«Берегите здоровьесмолоду!» – эта пословицаимеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенкадля того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Такчто же такое здоровье? Казалось бы, самыйпростой ответ должен гласить, что здоровье – это отсутствие болезней. Но дляобъяснения ребёнку этого недостаточно.Здоровье –это счастьеЗдоровье – это когда ты весел и всё у тебяполучается.

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, идаже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужнодать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым?Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье.

Если не следить за здоровьем,можно его потерять

Существуетправило:”Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,сам иди по пути здоровья, иначе его некудабудет вести!”.

Заботао развитии и здоровья ребёнка начинается по существу сорганизации здорового образа жизни всемье.

 Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональныйклимат в семье, дружеское,доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку; это иправильное организованное рациональное питание, и использование движений,физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность.

Понятиео здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Этово – первых:соблюдение режима дня.

Вдетском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условийобеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдаетсяне всегда, нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.

Во– вторых:это культурно – гигиенические навыки.

Детидолжны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы бытьчистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой,чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.

В- третьих:это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Есличеловек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. “Берегиздоровье смолоду“. Детидолжны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

В- четвёртых:культура питания. Обыгрывание ситуаций “В гости к Мишутке” и”Вини – Пух в гостях у Кролика”, рассматривание и обсуждение картинокк играм: “Осторожно,вирус”, “Будь здоров!”. Рассказатьдетям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах онисодержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использоватьхудожественное слово.

Толькоговорить о значимости здоровья – это мало; надопредпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги.

Детямнеобходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, нои это главное – подавать собственный пример.

Делайтеутреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образжизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет,примет для подражания.

Ужес малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем.Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей вомногом определяет отношение детей к физической культуре и спорту.

Если взрослыеведут здоровый образ жизни, регулярновместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны,легки на подъем, это является«благодатной почвой», накоторой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру

Советы родителям.

Чащеучаствуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду.Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями

Устраивайтепраздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил.

Утренняягимнастика в большой комнате или коридоре

Водныепроцедуры. От этого мероприятия все, особенно дети, получат наслаждениенастоящего веселого водного праздника.

Приемпищи. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как этоздорово!

Прогулкина свежем воздухе:экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений,парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянииприроды и отдыха на здоровье.

Закаливание.Для укрепления здоровья эффективны ходьба и бег, которыепредохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладаютвыраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

Врезультате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиямокружающей среды. Закаливание имеет большее значение для ослабленного ребёнка,чем для здорового.

Наряду страдиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные процедуры,полоскание горла, широко используются и нетрадиционные:

Контрастноевоздушное закаливание (из тёплого в холодное помещение).

Контрастныйдуш – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.

Хождениебосиком, при этом укрепляются своды и связки стопы, идёт профилактикаплоскостопия. В летний период дайте детям возможность детям ходить босиком погорячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют каксильные раздражители.

Полосканиегорла прохладной водой со снижением её температуры – метод профилактикизаболевания носоглотки.

Формироватьинтерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньшеребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важностизакаливания, движения, правильного питания, тем раньше он будет приобщён кздоровому образу жизни.

Есливзрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим,правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будутделать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивнымииграми, затем родителям надо хорошо ознакомится с комплексамиупражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмсяболее высоких результатов в физическом развитии наших детей. Помните, здоровье ребенка в ваших руках!

Здоровье ребенка превышевсего,

Богатствоземли не заменит его.

Здоровье некупишь,никто не продаст,

Егоберегите, как сердце, как глаз.

Источник: http://mbdou42.3dn.ru/publ/konsultacii/kanishheva_n_a/okhrana_zdorovja_detej_i_formirovanie_v_seme_kultury_zdorovogo_obraza_zhizni_konsultacija_dlja_roditelej/65-1-0-756

Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Охрана здоровья детей в семье
 

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая.

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем.

Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу.

Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца и матери, укладу жизни семьи.

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности.

Важно, чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя духовное воспитание, помните:

– если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе,

– если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить,

– если ребенку удается достигать желаемого – он учится надежде,

– если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них.

Каждый член семьи занимает определенную нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Проблема состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества.

При этом, сокращение свободного времени родителей из–за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в  образовательном учреждении. Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего.

И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок,  психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Часто уровень знаний и умений родителей в области  воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.

Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.   В результате   у детей формируются  вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри  семьи, в которой  родился и воспитывался ребенок.

Задача  родителей –  донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания  своего ребенка, обучить  искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а     вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило  – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!”.

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт. Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия.

Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

Несколько советов, как приучить своего ребенка к здоровым привычкам

1. Рациональное питание. Реклама фастфуда и вредных продуктов берет верх над пропагандой здоровой пищи. Важно оградить ребенка от негативного влияния маркетинговых компаний. Рациональное питание предполагает отказ от вредной пищи. Это не обозначает, что нужно сидеть на строгой диете.

Есть огромное разнообразие разрешенных и экологических продуктов. Ваша задача – привить ребенку любовь к полезной и здоровой пище. Не отходите от правила покупать в дом только полезные продукты. Сначала ребенок может капризничать и возмущаться, а потом привыкнет.

И в будущем скажет вам спасибо за то, что вы вырастили из него здорового и полноценного человека.

2. Регулярные занятия спортом. Для этого вам нужно тоже участвовать в этом процессе. Здесь важно показать на собственном примере, насколько важны физические упражнения. Можно для начала устраивать спортивные пробежки, либо игры с мячом на природе.

Не помешает учить ребенка различным видам спорта, желательно все-таки при этом что-то уметь самому и быть физически подготовленным. Показывайте ему, как прекрасно прыгать на скакалке, попадать мячом по кольцу, наворачивать круги на велосипеде.

Можно записать свое чадо в какую-нибудь спортивную секцию. Это может быть секция в школе или в любом другом заведении. Обязательно выясните, какие у вашего ребенка предпочтения, что именно он любит. Чтобы у него не возникало отвращения или страха перед занятиями.

Вы должны привить любовь к какому-либо спорту.

3. Исключите вредные привычки. Если не получается этого сделать, то хотя бы не курите и не употребляйте спиртные напитки при ребенке. Такое поведение должно быть исключено, если вы не хотите вырастить больного и несчастного человека. Лучше, конечно, не иметь таких привычек самому. Поскольку, так или иначе, ваш ребенок узнает о вашей зависимости и обязательно захочет это попробовать.

4. Соблюдайте гигиену. Приучите себя и свое чадо к чистоте и соблюдению личной гигиены. Важно с ранних лет привить ребенку чистоплотность. Чистота – залог здоровья, она снижает риск заболеваемости в разы.

5. Не устраивайте скандалов при ребенке. Психологическое здоровье отражает все свои изъяны на физическом состоянии человека. Помните, что ваш ребенок должен расти в здоровой психологической атмосфере.

 

Источник: https://106frspb.caduk.ru/p98aa1.html

«Охрана и укрепление здоровья детей»

Охрана здоровья детей в семье

Пасторок Мария Анатольевна

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и дают рекомендации по организации режима дня в семье. Режим дня влияет на физическое развитие и здоровье малыша.

Необходимо в семье продолжать работу по воспитанию у детей навыков самообслуживания. Педагоги рекомендуют эффективные методы, соответствующие возрасту детей: показ, объяснение, личный пример близких, побуждение к подражанию, применение игровых приемов.

В беседах с родителями воспитатели подчеркивают необходимость соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности ребенка.

Каждой семье рекомендует воспитатель создать ребенку условия, необходимые для полноценного развития и воспитания, приобрести стол и стул по росту малыша, выделить место для игр и занятий, определить красивую вешалку для верхней одежды.

В беседе с родителями воспитатель дает советы, в каком порядке ребенок должен одевать и снимать одежду, как вести себя за столом, как держать ложку и т. д. Среди малышей есть страдающие плохим аппетитом, следует обратиться к детскому врачу педиатру. Нельзя во время еды развлекать детей игрушками, чтением; нельзя с ранних лет приучать ребенка есть много сладостей, они ослабляют иммунитет, сопротивляемость организма болезням, может появиться сахарный диабет.

Необходимо приглашать родителей в детский сад для наблюдения за детьми во время завтрака, обеда, одевания и т. д.

Это нужно делать в первые дни посещения детского сада, чтобы облегчить ребенку период адаптации, который нередко сопровождается заболеванием малыша.

Воспитатель советует забирать детей домой раньше положенного времени, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новым условиям жизни, можно принести с собой в детский сад любимую игрушку, книжку.

Недостаточная осведомленность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка может быть причиной его частых заболеваний. Поэтому необходима индивидуальная работа с каждой семьей. Вредно чрезмерное перегревание малышей. Полноценные прогулки зависят от того, как одеты дети.

Воспитатель на это обращает внимание и дает советы. Дети должны двигаться, ходить, бегать играть в подвижные игры. Воспитатель обращает внимание семьи на организацию сна ребенка: в каком часу вечером он ложится, сколько времени спит, работает ли телевизор и т. д.

Недосыпание ведет к развитию детского невроза. Можно позволять ребенку брать с собой в постель мягкую игрушку, прикосновение к которой вызывает состояние покоя, тепла, располагает ко сну, но не допускать, чтобы ребенок играл в постели.

Недопустимо курение родителей в помещении, где находится ребенок.

Семья располагает большими возможностями для нравственного воспитания младших дошкольников. Им не рано уже предъявлять моральные нормы, учить правилам поведения.

У многих родителей основой воспитания детей в этом возрасте становятся запретны: «не трогай», «не пачкайся», «нельзя» и т. д.

Воспитатель знакомит родителей с задачами нравственного воспитания детей, которые важно решать в содружестве.

Нравственное воспитание нужно начинать с ранних лет, когда привычки поведения формируются легко: быть вежливым, привыкать быть занятым, уважать старших, проявлять заботу, усваивать нормы общения, речь, мимику, жесты, уважать труд других, добрым быть с окружающими взрослыми детьми. Родителям, имеющим одного ребенка в семье воспитатели советуют приглашать домой друзей из детского сада или соседей для игры. Родители не должны кричать на ребенка, нужно разговаривать спокойно, желать спокойной ночи, доброго утра благодарить за помощь.

Воспитатели привлекают родителей в детский сад для подготовки к праздникам. Совместная работа детского сада и семьи позволяет оптимальным образом решать задачи гармонического развития детей.

Режим дня. Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых.

Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Принимая ребенка в детский сад, воспитатель спрашивает родителей о его самочувствии, особенностях поведения.

При подозрении на заболевание необходимо обеспечить ребенку медицинский осмотр.

Организация питания. Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде.

Няня тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали.

Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.

Организация сна. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.

Организация прогулки. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.

Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление.

Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.

Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима.

Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света.

К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна.

(температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.

В зависимости от состояния здоровья детей и по согласованию с врачом можно начинать купать в открытых водоемах, где глубина воды – до пояса ребенка, а дно чистое и ровное.

Купание проводится под контролем двух взрослых: один – в воде с детьми, другой на берегу. В воде дети должны двигаться, играть. Нельзя допускать охлаждения. В этом случае ребенка выводят из воды, растирают полотенцем до порозовения кожи и переодевают в сухое белье. Если дети длительное находились на площадке, освещенной прямыми солнечными лучами, купание сразу проводить не следует.

Игра. Сюжетно – ролевые игры. Воспитатель в совместной с ребенком игре учит его простейшим игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать.

Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер нагружает автомашину кубиками и везет ее, мама катает дочку в коляске, кормит ее. Сюжеты воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты: короткие рассказы, стихотворения.

Например, «Спать пора, уснул бычок, лег в кроватку на бочек», «Сонный мишка лег в кровать, только слон не хочет спать», «И кукла и зайка тоже хотят спать»

by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ohrana-i-ukreplenie-zdorovya-detey/

Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей

Охрана здоровья детей в семье

Анищенко, Е. А. Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей / Е. А. Анищенко, С. А. Белокопытова, О. В. Малышева, И. В. Бакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53510/ (дата обращения: 20.10.2020).



На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека.

Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия.

Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы.

Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении — они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.

Существует достаточное количество различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

1) правильное и сбалансированное питание;

2) режим дня;

3) прогулки на свежем воздухе;

4) закаливание организма;

5) достаточная двигательная активность;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

7) психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ;

8) полноценное нравственное и духовное развитие личности ребёнка.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначена одна из главных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Однако, работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, так как: социальный статус семей различен, образованность родителей — тоже, в одних семьях приветствуются занятия спортом, другие — наоборот, далеки от него, также большинство родителей могут проявлять заинтересованность данным вопросом, а некоторые надеются на Божью помощь. Как бы там ни было, задача педагога — стараться повышать культуру здорового образа жизни семьи.

Таким образом, основной целью работы дошкольного учреждения в этом направлении является: способствовать укреплению физического здоровья детей, снижению заболеваемости детей не только простудными заболеваниями, но и болезнями опорно-двигательного аппарата, различными психическими расстройствами, формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых (родителей).

Задачи:

  1. Разработать план деятельности участников образовательного процесса, направленный на сохранение и укрепление здоровья.
  2. Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья воспитанников.
  3. Использовать в работе современные технологии обучения здоровому образу жизни, развивать здоровьесберегающие умения и навыки, вырабатывать у детей желание думать и заботиться о своём здоровье.
  4. Создать условия и организовать предметно-пространственную среду для обеспечения двигательной активности воспитанников.
  5. Способствовать полноценному нравственному и духовному развитию личности ребёнка.
  6. Наладить контакт с семьями воспитанников через вовлечение родителей в совместную деятельность, кроме этого, регулярно оказывать консультативную помощь по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Для вовлечения родителей в работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей следует двигаться в двух направлениях:

  1. Повышение педагогической культуры родителей и уровня их осведомлённости в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
  2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Направления и формы взаимодействия:

  1. Педагогический мониторинг:

– индивидуальные беседы (администрация, педагоги, специалисты);

– наблюдения за общением ребёнка с членами своей семьи и наоборот;

– изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи;

– выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании;

– диагностические игры;

– анкетирование;

– проведение мониторинга по результатам исследования.

  1. Педагогическая поддержка и совместная деятельность:

– мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей;

– совместная деятельность детей и родителей в этом направлении;

– формирование «здоровых» традиций группы;

– организация спортивных соревнований и праздников;

– тематические родительские собрания;

– дни открытых дверей;

– совместная проектная деятельность

– помощь в создании родительских спортивных клубов;

– консультации медицинских работников;

– подбор литературы по ЗОЖ.

  1. Педагогическое образование:

– психолого-педагогические тренинги;

– семинары по вопросам здоровьесбережения детей;

– консультации;

– рекламные буклеты, памятки;

– информационные стенды;

– выставки детских работ;

– сайт организации;

– объявления;

– фотогазеты.

Как правило, ни одно, даже самое благое, начинание в дошкольном учреждении не заканчивается успешно, если нет взаимодействия с родителями.

«Ребёнок учится тому, что в дому» — гласит русская пословица, из этого следует, что семья остаётся для ребёнка самым важным звеном на пути к здоровому образу жизни, а задача воспитателя — оказать помощь в этом направлении.

Для стимуляции интереса родителей к вопросу оздоровления детей необходимо сделать жизнь детей в детском саду действительно интересной, почаще привлекать родителей к совместным мероприятиям, тщательно подготавливать вопросы, касающиеся этой темы, к родительским собраниям, приводить положительные примеры из жизни. Работу проводить не от случая к случаю, а планомерно и системно, настойчиво и педантично, и тогда результаты будут обязательно.

Даже те родители, которые ведут не совсем здоровый образ жизни, желают своим детям расти здоровыми и жизнерадостными, поэтому они охотно согласятся принять участие в изготовлении своими руками физкультурно-игрового оборудования (массажных дорожек, мешочков с песком или крупой), оформлении прогулочных участков или покупки для группы специального оборудования.

Как было сказано выше, физическое здоровье детей — это только одна из составляющих. Не меньшее внимание необходимо уделять психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Большое значение здесь имеет личность воспитателя, его отношение к себе, к детям, к своей деятельности.

Поэтому педагогам не остаётся ничего другого, как работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, так как работа с детьми не терпит попустительского отношения, образ педагога навсегда останется в памяти детей и сможет послужить образцом в его дальнейшей жизни.

Он закладывает воспитанникам основы правильного поведения, пути достойного выхода из любой жизненной ситуации, уроки нравственности.

Каждый ребёнок во время пребывания в детском учреждении должен ощущать заботу, внимание, поддержку со стороны взрослого, сколько бы детей не посещало группу, наладить психологическим контакт с каждым — это обязательное и первостепенное условие успешной работы.

Доверие и уважение родителей к педагогу заметно повышается, если ребёнок любит своего наставника, с удовольствием идёт в детский сад. В данной ситуации найти подход к родителям гораздо проще и легче.

Они уже с большим интересом будут обращать внимание на предлагаемый им наглядный материал, с удовольствием посещать родительские собрания, принимать участие в совместных мероприятиях.

Следует добавить, что тексты наглядных форм агитации должны быть привлекательными, доступными и содержать действительно интересный материал, способный побудить мам и пап к действию.

Опыт показывает, что, благодаря инициативе и систематичной работе воспитателей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, интерес родителей к данной теме заметно возрастает, они становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Гаврючина Л. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методические рекомендации — М.: Творческий Центр, 2008г., 157с.
  2. Маханева М. Д., Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских учебных заведений — М.: Аркти, 1999г., 87с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года / Интернет-ресурс: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Основные термины(генерируются автоматически): здоровый образ жизни, вовлечение родителей, детский сад, дошкольное учреждение, родитель, оздоровление детей, проблема здоровья детей, психологическая комфортность пребывания детей, совместная деятельность, физическое здоровье детей.

Источник: https://moluch.ru/archive/230/53510/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.