Охрана психического здоровья детей и подростков

Российские ученые об охране психического здоровья детей и подростков | конгресс «психическое здоровье человека xxi века»

Охрана психического здоровья детей и подростков

Вышел в свет сборник научных статей по вопросам психического здоровья детей и подростков в рамках подготовки III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» – «ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.».

Это издание, состоящее из двух томов, включает статьи медицинских и немедицинских специалистов в сфере охраны психического здоровья по различным академическим дисциплинам, включая общую медицину, психиатрию, психологию, социологию, педагогику, юриспруденцию, экономику, спорт, искусствоведение.

Ученые, представляющие более 130 научных, образовательных учреждений России, а также Канады, США, Германии, Великобритании, Израиля, Испании, Греции, Бразилии, Мексики, Португалии, Таиланда, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, делятся новейшими результатами научно-исследовательской и практической деятельности по широкому кругу проблем психического здоровья детей и подростков.

Тема психического здоровья подрастающего поколения, всегда имеющая высокую актуальность в современном мире, приобрела еще большую выраженность в период пандемии COVID19.

Экономический кризис и связанные с ним рост безработицы и бедности среди родителей, безусловно, имеют негативные социальные и психологические последствия для детей, создают значительные проблемы в области образования и занятости. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) (доклад “COVID-19 Risks Outlook”), в развивающихся странах безработица среди молодежи неуклонно растет.

В настоящее время 80% учащихся в мире – более 1,6 миллиарда молодых людей – не посещают школу. Многие учащиеся из социально незащищенных семей не имеют необходимых технических средств для доступа к онлайн-курсам или сталкиваются с трудностями при работе на дому. Последствия такого неравенства в сфере образования, поставят их в невыгодное положение на рынках труда в будущем.

Проблемой является также длительная изоляция, отсутствие возможности перемены обстановки, общения со сверстниками, что приводит к повышенному риску возникновения тревоги и страха, негативным последствиям для психического здоровья и благополучия.

Научно-практические данные и подходы к решению проблем в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, представленные в междисциплинарном формате и описанные в более чем 200 статьях сборника по вопросам профилактики, лечения психических расстройств, представляют бесценные справочные материалы для исследователей и практиков.

Структура сборника состоит из восьми разделов, включая: (1) «Укрепление психического здоровья детей и подростков: профилактика психических расстройств»; (2) «Психические расстройства и особенности психического развития в детском и подростковом возрасте: лечение и реабилитация»;  (3) «Психическое здоровье одаренных детей»; (4) «Психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»; (5) «Влияние физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков»; (6) «Влияние культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков»; (7) «Образование и психическое здоровье детей»; (8) «Правовые и экономические основы охраны психического здоровья детей и подростков».

Разнообразие затронутых в работах представителей разных дисциплин тем и подходов к решению тех или иных проблем психического здоровья детей и подростков отражает характерную для современного этапа развития науки и общества в целом широту поиска общих и частных ответов на наиболее сложные и наболевшие вопросы, требующие в большинстве случаев продуманного междисциплинарного взаимодействия. Показать это во всей возможной полноте и одновременно попытаться стимулировать дальнейшее развитие указанных перспективных тенденций является основной целью настоящего сборника.

О Конгрессе:

III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века: Дети. Общество. Будущее.» состоится в Москве (Конгресс-центр, ЦМТ) при участии ведущих российских и международных экспертов из более 50 стран и при поддержке Минздрава России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России, Минкультуры России. 

Организаторы Конгресса: Союз охраны психического здоровья, Российское общество психиатров, Российское психологическое общество, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига при сотрудничестве со Всемирной психиатрической ассоциацией (WPA), Международной Ассоциацией по совершенствованию программ в сфере охраны психического здоровья (AMH), Всемирной Ассоциацией социальной психиатрии (WASP), Всемирным Советом психотерапии (WCP), Международной ассоциацией детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей (IACAPAP), Международной ассоциации прикладной психологии (IAAP), Международным колледжем личностно-ориентированной медицины.

Партнеры Конгресса: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П.

Сербского, Научный центр психического здоровья, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный юридический университет имени О.Е.

Кутафина (МГЮА), Федерация психологов образования России, Ассоциация детских психиатров и психологов, Российская психотерапевтическая ассоциация, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Международное общество прикладной нейропсихологии (ISAN), Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, Научно-практический психоневрологический центр имени З.П. Соловьева, Научно-практический центр детской психоневрологии, Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

Основные направления научной программы:

– Психическое развитие детей и подростков: профилактика психических расстройств;

– Психические расстройства и особенности психического развития в детском и подростковом возрасте: лечение и реабилитация;

– Психическое здоровье одаренных детей;

– Психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

– Влияние физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков;

– Влияние культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков;

– Образование и психическое здоровье детей.

– Правовые основы охраны психического здоровья детей и подростков.

К участию в Конгрессе приглашаются: медицинские и немедицинские специалисты в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, включая психиатров, психологов, психотерапевтов, педиатров, детских неврологов, нейробиологов, генетиков, детских эндокринологов, онкологов, стоматологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и аллергологов, ревматологов и кардиологов, гинекологов и урологов, педагогов, социальных работников, логопедов и дефектологов, воспитателей детских домов и интернатов, специалистов в области физической культуры и спорта, культуры и искусства, права и экономики; а также потребители услуг, имеющие соответствующий жизненный опыт, и члены их семей,  представители государственных и некоммерческих организаций, средств массовой информации.

Программа Конгресса представит международные научные, социальные и культурные мероприятия, включая восемь международных конференций, VI Общероссийский Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?», III Кинофестиваль “Доку-Mental”, Церемонию вручения III Национальной общественной премии «Гармония» за особые услуги в сфере охраны психического здоровья, Выставку «Психическое здоровье EXPO 2020».

Подробнее

Источник: http://www.mental-health-congress.ru/ru/news/rossijskie-uchenye-ob-ohrane-psihicheskogo-zdorovja-detej-i-podrostkov/

Охрана психического здоровья детей и подростков

Охрана психического здоровья детей и подростков

ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

В стратегии развития страны «Казахстан-2030» Президент РК Н.А.

Назарбаев определил здоровье, образование и благополучие граждан одним из долгосрочных приоритетов, важнейшим компонентом которого является предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни.

Наше государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития и проводит единую государственную политику в сфере охраны психологического здоровья детей.

Состояние психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества.

Дети и подростки подвергаются повышенному риску воздействия социальных, психологических, биологических и средовых факторов, поэтому им следует уделять первоочередное внимание в рамках мероприятий по укреплению психического здоровья, а также по предупреждению и лечению психических проблем.

Причины нарушения психического здоровья.

    К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.

Соматические заболевания (дефекты психического развития).

Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. В современных условиях здоровье детей требует внимания и помощи взрослых: родителей, врачей, психологов, педагогов.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

· адекватное социальное поведение;

· умение понимать себя и других;

· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

· умение делать выбор и нести за него ответственность.

Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.

Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Охране психологического здоровья  содействуют социально-психологическое просвещение, психологическое образование.

Приоритет профилактики в сфере охраны психологического здоровья в организациях образования обеспечивается путем: 
– психологического образования, обеспечиваемого в том числе педагогами социально-психологических служб; 

– разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ профилактики информационной и стрессовой перегрузки психики, снижения потребления алкоголя и табака, профилактики суицидального поведения; 
– проведения психолого-педагогических консилиумов с целью разработки плана работы с детьми, которым требуется социально-психологическая помощь и защита.   

Кабинет психолого-педагогической коррекции является организацией, оказывающей комплексную психолого-педагогическую, социально-психологическую и адаптационную помощь населению в решении проблем обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии.

Миссия КППК: каждому ребенку – полноценное развитие. Для достижения данной миссии государственное учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
      – совместная направленная работа с отделом образования, органами здравоохранения, занятости и социальных программ по своевременному выявлению аномальных детей разных категорий, нуждающихся в специализированной помощи;

– разработка рекомендаций по оказанию детям возможной психолого- педагогической помощи, организации их специального воспитания и обучения;

– разъяснительная работа среди населения, работников образования, об особенностях психофизического состояния детей с отклонениями в развитии, необходимости оказания им адекватной помощи;

– оказание комплексной психолого-педагогической поддержки в виде коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с трудностями в обучении, общении, поведении;

– комплексное изучение проблем обучающегося междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей в психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи;

– разработка и составление индивидуальной развивающей программы, с учетом социальной ситуации развития ребенка;

– проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий;

– консультирование и обучение родителей (лиц их замещающих) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;

– методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных учреждений в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями.

Действующая модель оказания психолого-педагогической помощи в КППК предполагает систему различного вида услуг: диагностических, консультативных, психокоррекционных, профилактических, просветительских.

Психологическое здоровье любого ребенка в первую очередь зависит от его родителей, семьи в целом.

На каждый учебный год в КППК разрабатывается план взаимодействия с родителями. Цель данной программы – создание оптимальных условий для сохранения ребенка в семье, развитие ребенка, становление родительской компетенции, а именно – формирование у родителей разумного, грамотного и гуманного подхода к воспитанию ребенка с особыми образовательными потребностями.

В работе с родителями мы выделили для себя следующие приоритетные задачи:

  • вовлечение родителей в психолого-педагогическое взаимодействие;

  • просвещение родителей по вопросам особенностей интеллектуального, эмоционального, физического развития особых детей и связанных с этим проблемам;

  • консультативная помощь родителям в самостоятельной организации семейного воспитания, развития ребенка с ООП.

В работе используются различные формы:

– ознакомление с нормативно-правовыми документами в области защиты прав детей с ООП;

– ознакомление родителей с результатами диагностики и программами работы с их ребенком;

– работа консультационного пункта для родителей в рамках оказания государственных услуг;

– анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания и общения с ребенком;

– семейное консультирование «Родителям особого ребенка»;

– наглядная агитация: оформление информационного стенда для родителей, информационные раздаточные материалы – рекомендации и памятки по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты ребенка с ООП, по поводу взаимодействия с ребенком.

Ежегодно в КППК отмечается Всеми́рный день психи́ческого здоро́вья, установленный по инициативе  Всемирной организации здравоохранения.

В рамках данного мероприятия проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей, а также педагогов района по разрешению возникающих проблем детей с ООП, раздаются информационные материалы – рекомендации и памятки по обеспечению благоприятных условий жизни, воспитания и формирования личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Мы продолжаем работать в данном направлении, занимаемся вопросами психического здоровья, а также коррекционных мер для работы с детьми с ООП. Ведь важность обеспечения полноценного психологического здоровья и развития детей и подростков в становлении социального потенциала общества не вызывает сомнения.

Источник: https://multiurok.ru/files/okhrana-psikhichieskogho-zdorov-ia-dietiei-i-podro.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.