Охрана и укрепление здоровья детей

Содержание

Проектная деятельность по здоровьесбережению детей

Охрана и укрепление здоровья детей

Бубнова Ирина Николаевна

старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, Россия, Нижегородская область, г. Лукоянов.

Оригинал публикации

Среди задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Наряду с формированием общей культуры, развитием физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированием предпосылок учебной деятельности сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного образования. К сожалению, современные условия жизни, плохая экологическая обстановка, а также непонимание родителями важности формирования культуры здоровья в дошкольном возрасте зачастую препятствуют решению данной задачи.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников.

Именно поэтому актуальным направлением деятельности нашей дошкольной образовательной организации, сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч.

их эмоционального благополучия, формирование у них сознательного отношения к состоянию своего организма, профилактике вредных привычек.

Одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка — культура здоровья семьи. Поэтому залогом эффективности данной работы является тесное взаимодействие педагогов ДОО с родителями, а также понимание того, что здоровый образ жизни должен стать стилем жизни самих взрослых — как педагогов, так и родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

 В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Современные педагогические исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

 Проектирование – это комплексная деятельность, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и помогает реализовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Физкультурно-оздоровительное направление, является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. Его цель: качественное улучшение физического состояния воспитанников их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни.

На протяжении последних лет наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, снижение двигательной активности, снижение уровня компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья.

Данные проблемы способствовали внедрению в практику работы ДОУ по физкультурно–оздоровительному направлению новой и эффективной формы – проектов.

На основании всего вышесказанного, был разработан проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоровым».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.

Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.

Проект объединял всех участников педагогического процесса (инструктора по физической культуре, воспитателей групп, музыкального руководителя, родителей и воспитанников).

Цель проекта:

Приобщение детей и родителей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

– Поиск эффективных методов и приемов по повышению активности родителей в вопросах здоровьесбережения у дошкольников;

Задачи проекта:- Формирование у дошкольников через образовательную деятельность представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;- Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей в семье;

– Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

В ходе реализации проекта происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие», в процессе создания игровых проблемных ситуаций, при организации НОД.

Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель, медсестра.

Работа над проектом осуществлялась в три этапа.

1этап Аналитико-организационный

Цель которого – выявить отношение воспитанников и родителей к занятиям физкультурой и знания по сохранению и укреплению здоровья.

Организованное анкетирование, позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять его здоровье и т. п.

  1. Беседы с детьми.
  2. Выявление первоначального уровня отношения к занятиям физической культурой, знаний и владений способами укрепления своего здоровья.

2этап- Основной.

Цель которого – реализация мероприятий, для решения поставленных задач.

  1. Различные виды гимнастик (утренняя, корригирующая, дыхательная).
  2. Образовательные ситуации (познавательные, физкультурные, валеологические).
  3. Различные виды игр и игровых упражнений (подвижные, спортивные, дидактические, игры – шутки).
  4. Викторины о спорте и ЗОЖ.
  5. Консультации для родителей.
  6. Совместные спортивные мероприятия с родителями.

7.Изготовление семейных проектов «Спорт в моей семье».

  1. Обогащение предметно – развивающей среды на группах.
  2. Разработка картотек проблемных ситуаций, стихов, загадок и ООД по вопросам укрепления и сохранения здоровья воспитанников.

3 этап- Заключительный

(аналитический)

Цель – выявить изменения, проанализировать полученные результаты.

  1. Анкетирование родителей.
  2. Беседы с детьми.
  3. Анализ полученных результатов

В течение всей проектной деятельности акцент делался на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению различных заданий, а также совместную деятельность детей, родителей и педагогов.

Качественным решением задач по реализации содержания физического развития дошкольников стала совместная деятельность взрослого и детей.

Так как совместная деятельность с ребёнком выстраивается как увлекательная проблемно-игровая деятельность, которая позволяет обеспечить малышу позицию субъекта, проявить самостоятельность и творчество, а малоактивному ребёнку стать активным и решительным в своих действиях.

Родители являются самыми активными участниками всех мероприятий, например: «Игры детства», где родители учили детей играть в игры своего детства, «Весёлые старты» – отдельно дети, отдельно – взрослые.

Во взаимодействии с родителями основными задачами является активизация у родителей потребности в ЗОЖ, углубление знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и укрепления здоровья, формирование осознанного отношения детей к ЗОЖ.

Опыт показал, что организация такой формы работы, хоть и требует большой предварительной работы, но она оказывает положительное комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом. Позволяет отобрать самое необходимое содержание, не перегружая воспитанников.

Благодаря реализации проекта «Если хочешь быть здоровым», основными результатами стали:

  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  • повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • сформированность физических и интегративных качеств;
  • интеграция образовательных областей.

У родителей появилось понимание того, что важным фактором формирования ЗОЖ у детей является их личный пример. Родители стали уделять больше времени формированию и соблюдению в семье полезных привычек, организации правильного досуга, прогулок с ребенком, следить за его режимом дня.

Таким образом, организованная работа с семьями воспитанников в рамках проектной деятельности имеет, несомненно, положительные результаты и является эффективным инструментом повышения компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Приложение №1

  1. Ежедневная профилактическая работа

Утренняя гимнастика

Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, точечный массаж

Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.

Витаминизация (соки, фрукты, напитки)

Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей

В течение проекта

Тема: «Полезные продукты».

Цель: уточнять название фруктов, овощей; закреплять знания детей о природных витаминах.

Тема: «Будем спортом заниматься».

Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

Тема: «Врачи – наши помощники».

Цель: закрепить знания о том, что при серьёзной травме нужно вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03» (поупражнять в вызове врача) .

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Тема «Чем опасно солнце»

Цель: сформировать навыки поведения детей в жаркий летний день.

Тема «Осторожно грипп»

Цель: познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой, способам защиты от вирусов.

Тема: «Наши руки»

Цель: дать понятие о важности человеческой руки: о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства.

По календарному плану работы воспитателя

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте

заучивание пословиц, поговорок о здоровье

Чтение художественной литературы

Отгадывание загадок о здоровье

В течение проекта

«Поликлиника»

«Аптека»

«Больница»

«Магазин»

В течение проекта

  1. Дидактические и подвижные игры

(картотеки прилагаются)

Цель: закрепление правил ранее изученных игр; обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение; воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным играм.

В течение проекта.

Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ.

Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни! »

Конкурс детских работ «Путешествие в страну здоровья».

В течение проекта.

Задачи:

Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;

Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;

Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;

Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.

деятельности с родителями.

Анкетирование родителей

Цель:

определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка;

выявить семьи, имеющие интересный опыт оздоровления ребёнка.

В сентябре

Консультации в родительский уголок

Цель: доступно и убедительно давать родителям нужную информацию, побуждать их пересматривать неправильные методы и приёмы домашнего физического воспитания

Консультация «Красивая осанка – залог здоровья»;

Консультация «Здоровый образ жизни ваших детей»

Рекомендации родителям по укреплению здоровья;

Рекомендации родителям по питанию детей.

В течение года

Открытые мероприятия

Спортивный досуг.

Тема: «Будь здоров!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.

Задачи:

закрепление ранее разученных навыков: бег на скорость, упражнения с мячом, воспитание взаимовыручки, смелости, ловкости, силы.

повысить интерес детей и их родителей к физической культуре.

Тема: «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.

Задачи:

закрепление ранее разученных навыков, воспитание взаимовыручки, смелости, ловкости, силы, повысить интерес детей и их родителей к физической культуре.

Совместная утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение

Цель – способствовать приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта, учить взаимодействовать, снимать чувство неуверенности.

Библиографический список

  1. Алябьева, Е.А. Игры для детей 4-7 лет; развитие речи и воображения / Е.А. Алябьева. – Москва, 2009.
  2. Бочкарева, О.И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  3. Галанов, А.С. Игры, которые лечат/ А.С.Галанова. – Москва, ТЦ Сфера, 2006.
  4. Иванова, А.И. «Человек» / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Кулик, Г.И. Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. – Москва. ТЦ Сфера, 2010.
  7. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье / Т.А. Шорыгина. – Москва. ТЦ Сфера, 2010.

Источник: https://s-ba.ru/articles/proektnaia-deiatelnost-po-zdorovesberezheniiu-detei

Как укрепить здоровье ребенка: организация мероприятий по сохранению и укреплению, профилактика заболеваний, советы психологов и врачей

Охрана и укрепление здоровья детей

Родители должны с ранних лет ребенка заботиться о его физическом и психическом здоровье. Многое в этом зависит от образа жизни семьи, уровня активности, правильных нагрузок и отдыха. Нужно понимать, какими должны быть все эти факторы, чтобы ребенок рос активным и здоровым.

В данной статье вы найдете полную информацию об охране и укреплении здоровья детей.

Организация мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и общее развитие детского организма

Детское здоровье — это комплексное понятие, зависит оно от ряда факторов. О каждом из них родителям стоит заботиться отдельно. Рассмотрим самые важные меры.

Питание

Еда — это один из самых важных «кирпичиков» в построении крепкого здоровья.

Но часто родители с ранних лет закладывают у детей неправильные пищевые привычки. Нельзя заставлять ребенка есть больше, чем он хочет — переедание вредно для организма.

Питание должно быть умеренным, сбалансированным и со всеми необходимыми веществами. В нем должно быть достаточно белков, углеводов, полезных жиров.

Важны витамины и минералы, поскольку организм малыша только формируется, и важно дать ему достаточно необходимых питательных компонентов. Дети часто любят всевозможные вредные сладости, чипсы. Не стоит ограничивать в них совсем, но важно свести их к минимуму.

Дважды в год рекомендуется курсами пропивать витаминно-минеральные комплексы. Полезен рыбий жир, травяные чаи. Но предварительно получите консультацию детского врача.

Физическая активность

Детям нужно как можно чаще бывать на свежем воздухе и заниматься физической активностью. Многим родителям не нравится, что дети не могут сидеть на месте, и они ругают их за постоянную беготню и прыжки по дому. Но для малышей это очень важно. Движения укрепляют их мышцы и суставы, сердечно-сосудистую систему, улучшают координацию, повышают иммунитет.

В более старшем возрасте многие детки предпочитают проводить больше времени за просмотром телевизора или компьютерными играми. Родители должны следить, чтобы физическим нагрузкам уделялось больше времени.

Отведите сына или дочку в какую-то спортивную секцию. Может быть полезным бег, плавание, волейбол, теннис, танцы.

Важно не заставлять малыша заниматься, а с ним вместе выбрать то, что ему интересно. Регулярная активность будет способствовать правильному формированию организма, улучшит осанку и физическую форму.

Советы по поддержанию благополучного психического состояния малыша

Психическое здоровье ребенка важно не меньше, чем физическое. Примите во внимание следующие рекомендации:

  1. Важно не кричать на свое чадо. Детки шалят, и иногда у родителей лопается терпение: они устраивают настоящие истерики, вспоминая все промахи малыша и укоряя его во всем. Делать этого нельзя.Научитесь успокаиваться вовремя и общаться с ребенком спокойно.
  2. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми — это может привести к развитию комплекса неполноценности.
  3. Не жалейте хороших слов. Многие из нас склонны заострять внимание на плохих детских делах, игнорируя хорошие. Но именно акцент на последних для них намного важнее — так ребенок понимает, что вы им гордитесь и любите его, верите в него. Это становится для него стимулом. Задача родителей — поддерживать его во всем и везде.
  4. Важно разговаривать с детками. Они должны доверять вам, а вы — им. Чем более дружескими будут отношения между вами, тем лучше будет психическое здоровье маленьких членов семьи.
  5. Родители являются для детей примером для подражания. Поэтому воспитывать нужно не только их, но и себя. Любые отрицательные действия отца или матери закладывают в ребенке определенную программу поведения, потому следить надо и за собой.

Профилактика заболеваний

Ни один малыш не застрахован от заболеваний, но при условии правильного образа жизни этот риск снижается. Для профилактики полезны такие меры:

  • Витамины. Употребление свежих фруктов, ягод и овощей — лучшая профилактика сезонных болезней. Можно дополнительно использовать витаминно-минеральные комплексы.
  • Укрепление иммунитета. Для этого можно использовать различные препараты из аптек, но следует проконсультироваться со специалистом при их подборе. Для укрепления здоровья детей важно ответственно относиться к прогулкам, играм на свежем воздухе, активным занятиям, различным процедурам закаливания. А также помогают укрепить иммунные силы народные средства.
  • Важны комфортные условия в помещении, где пребывает малыш. Оптимальная температура составляет 20-22 градуса. Стоит регулярно проветривать помещение, делать влажную уборку, увлажнять воздух.

Как укрепить здоровье ребенка летом? В летнее время детворе полезно бегать без одежды. Они не простудятся, поскольку сообщат, как только им станет холодно.

Еще для укрепления организма очень полезно купание, причем речь об обычном купании, а не о водных процедурах в целях закаливания (которые тоже полезны). Вода в ванной, где купается малыш, не должна быть слишком горячей — подойдет немного теплая.

Для укрепления иммунитета можно использовать морскую соль. Если появляется возможность, регулярно бывать на море. Две недели помогут оздоровить малыша, сформируют для него надежную защиту на весь год.

Полезно также купаться в пресных водоемах, при условии, что они довольно чистые.

Особенности оздоровления в грудном, дошкольном, школьном и подростковом возрасте

При укреплении здоровья детей учитывают, к какой возрастной категории они относятся:

  1. Грудной и ранний возраст. В этом возрасте малыш полностью зависит от родителей, поэтому они должны заботиться о здоровье, постепенно формировать у него правильные привычки.
  2. Дошкольный возраст. В этот период особенно важно следить за состоянием дыхательной, нервной, мочевыделительной системой малыша, ЛОР-органами. Возможны нарушения опорно-двигательного аппарата, поэтому с ранних лет нужно приучать ребенка правильно держать спину.
  3. Школьный возраст. Когда ребенок идет в школу, стоит заботиться о его правильной осанке, об органах зрения. Важно, чтобы он не проводил слишком много времени за компьютером или телевизором, а вел активный образ жизни.
  4. Подростковый возраст. В этот период важна психологическая работа с повзрослевшим сыном или дочерью. У подростка появляются новые интересы, возможны даже проблемы в отношениях с родителями. Важно предупредить появление у ребенка вредных привычек, в чем помогут различные хобби и увлечения, например, активные занятия спортом.

Методики, используемые в образовательных учреждениях

В детских садах и школах проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Это может быть утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные мероприятия с участием родителей и без, куда включены воздушные и водные процедуры, дыхательная гимнастика, специальные дни здоровья.

В летних детских оздоровительных лагерях также проводится немало мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей.

Малыши проводят много времени на свежем воздухе, купаются, занимаются спортом. Учитываться должно физическое состояние каждого конкретного ребенка.

Как сохранить здоровое состояние детей: общие рекомендации родителям

Дополнительно родителям рекомендуется учесть следующее:

  • Всем хочется уберечь свое чадо от болезней, хотя никто от них не застрахован целиком. В среднем каждый переносит простуду 3-4 раза за год, и это для организма — как своеобразная тренировка, при которой он вырабатывает защиту на годы вперед. Не стоит заниматься самолечением и злоупотреблять таблетками. Помочь организму можно — нужно делать все, чтобы он сам мог противостоять болезням.
  • Негативно влияет на состояние деток стресс, задача взрослых — его минимизировать. Для этого нужно следить за психологической атмосферой в семье, меньше кричать и срываться. Любое неосторожное слово родителя может привести к формированию у сына или дочки комплексов на всю жизнь.
  • Полезно брать с собой младших членов семьи на прогулки в лес или на рыбалку. Важно только защитить их от вредоносных насекомых. Такие мероприятия направлены не только на повышение иммунитета, но и на улучшение внимательности и выносливости, обучение навыкам выживания в сложных ситуациях.
  • Семьям с детьми полезно проживать в доме из хвойных пород деревьев. Это будет способствовать нормализации сна, насыщению воздуха в помещении полезными веществами, сохранению тепла. В таких домах отпадает нужда в кондиционере: летом они сохраняют прохладу, а зимой — тепло.
  • Отлично, если неподалеку от дома есть чистый водоем. В квартирах же рекомендуется регулярно использовать увлажнители воздуха.
  • Благотворно повлиять на здоровье могут домашние животные, причем не только психологически. Например, кошки успокаивают и поднимают настроение, а собака — это отличный повод выйти на прогулку.А забота о ком-то из братьев меньших формирует у ребенка чувство ответственности.
  • Спорт — это лучший помощник в укреплении здоровья, формирования правильных черт характера. Но важно и не перестараться — нередко при занятиях, особенно профессиональным спортом, дети получают травмы. Но все хорошо в меру. Достаточно, если у вас во дворе есть хотя бы небольшая спортивная площадка.
  • Детскому организму важно качественно отдыхать. Сон должен быть полноценным — не менее 8 часов, как и условия для сна: удобная кровать с ортопедическим матрасом, правильная подушка.
  • Уделяйте внимание тому, в каких условиях ребенок делает дома уроки или работает за компьютером. Постоянное пребывание в неправильной позе может привести к стойкому нарушению осанки.

Здоровье ребенка состоит из множества факторов. Чем раньше и ответственнее родители начнут к нему относиться, тем лучше. Важно обеспечивать все необходимое для этого и формировать правильные привычки у самого сына или дочки.

Загрузка…

Источник: https://beautyladi.ru/ukreplenie-zdorovya-detej/

Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ

Охрана и укрепление здоровья детей

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Основными оздоровительными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

-Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

– Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма;

– повышение активности и общей работоспособности;

-Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

-Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-Обеспечение физического и психического благополучия.

Система оздоровительной работы в ДОУ ведется по следующим направлениям:

– использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в детском саду.

– разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка.

– лечебно- профилактические мероприятия.

В ДОУ мы используем следующие системы физкультурно- оздоровительных мероприятий:

1. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, утренняя гимнастика сопровождается музыкой, которая благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления дошкольников о здоровом образе жизни;

2. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях в зале и на воздухе в каждой возрастной группе, их цель – обучение детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности, сопровождаются музыкой;

3. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Это :

-оздоровительные прогулки, ежедневно;

-умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

-воздушные ванны после сна, физкультурные занятия в облегченной форме;

-ходьба босиком по массажным дорожкам;

дневной сон также это укрепляет нервную систему детей;

-ленивая гимнастика после сна;

4. В режим дня включаются дыхательные упражнения: в утреннюю гимнастику, между учебными занятиями, в физкультурном занятии, а также в индивидуальной работе с детьми.

5. В режим дня также включается пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.

6.Используются различные формы и методы физического воспитания, направленные на активизацию двигательной деятельности и развития выносливости детей.

Введены нетрадиционные формы работы по физической культуре: степ – аэробика, оздоровительный бег, точечный массаж, ритмическая гимнастика, воздушное закаливание, солевые дорожки, массажные коврики, дыхательная гимнастика, физминутки на занятиях, самомассаж с использованием нетрадиционного оборудования, упражнения на развитие мелкой моторики.

7. Проводятся активные формы отдыха: спортивные праздники, развлечения, соревнования. Систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей ведется в тесном контакте педагогов и медицинского работника.

8. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми проводится профилактическая и коррекционная работа. Это – упражнения на коррекцию плоскостопия, осанки, гимнастики для глаз.

9. Также дети оздоравливаются с помощью кислородного коктейля.

10. Проводится детский массаж.

Для решения оздоровительной, коррекционно – образовательной и воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность.

Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период в облегченную одежду.       

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле – сотрудники.

Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы.

Таким образом, в детском саду сформирована комплексная система мероприятий, способствующая снижению уровня заболеваемости детей, сохранению, укреплению и развитию психофизического здоровья каждого ребенка.

Источник: https://infourok.ru/ohrana-i-ukreplenie-zdorovya-detej-v-dou-4384233.html

Как укрепить здоровье ребёнка

Охрана и укрепление здоровья детей

Чтобы здоровье ребенка всегда было крепким — необходимо постоянно укреплять его иммунитет. Иммунитет помогает организму бороться с инфекциями и противостоять вредным веществам.

К сожалению, часто бывает так, что по мере развития ребенка родители больше уделяют внимания лечению болезней и поиску лучших врачей, нежели поддержанию и укреплению здоровья ребенка.

 И, становясь экспертами по традиционной и народной медицине, порой забывают, что лучшее лечение – это профилактика. Здоровый, тренированный организм с хорошей иммунной системой способный самостоятельно справиться с большинством заболеваний и инфекций.

Кроме того – поддержка и укрепление здоровья гораздо приятней, чем лечение, не так ли?

Итак, как можно укрепить здоровье ребенка? Основа основ укрепления здоровья – закаливание.

Путем закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям, повышается сопротивляемость организма ребенка простудным и инфекционным заболеваниям.

Кроме того, закаливание активирует защитные силы организма, улучшает работу многих его систем, придает бодрости духу и телу.

Для успеха необходимо соблюдать правила закаливания:

  • проведение закаливающих процедур только при условии, что ребенок здоров.
  • правильный подбор и дозировка с учетом состояния и индивидуальных особенностей ребенка, его возраста. Нагрузки увеличиваются по мере роста ребенка и увеличения сопротивляемости организма.
  • систематичность и постоянство закаливания. Даже небольшие перерывы в закаливании снижают устойчивость организма к закаливающему фактору поэтому его рекомендуется проводить круглый год беспрерывно.
  • интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с расширением зон воздействия и увеличения времени проведения закаливания.
  • недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных реакций (страха, плача, беспокойства). Все процедуры должны радовать вашего малыша. Закаливание может быть веселой игрой или соревнованием.
  • комплексное использование всех природных факторов.

Закаливание делится на общее (режим дня, сбалансированное питание, занятия спортом) и специфическое – воздушные, солнечные и водные процедуры.

Водные процедуры.

Лучше начинать с самой щадящей – обтирания.

С помощью полотенца или просто смоченной руки обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечности).

Конечности растирают от пальцев к телу. Туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Все обтирание должно занять 4-5 мин, первоначальная температура воды – 20-24 градусов, постепенно снижаемая до 16 градусов.

Второй этап – обливание, местное (ног) или общее (голову не обливают). Первые обливания проводятся с температурой воды около + 30С, в дальнейшем она снижается до + 15С и ниже. После обливания нужно растереть тело полотенцем. Время обливания – 20-40 секунд.

Третий этап – душ. Начальные условия – минута под душем температуры +30-32С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40С с водой 13-20С на протяжении 3 мин.

Во время процедур важно наблюдать за реакцией кожи. При воздействии правильной силы она на короткое время бледнеет, а затем краснеет. Если кожа резко бледнее, возникает озноб, дрожь, «гусиная кожа», которая не проходит через короткий промежуток времени – значит, возникло переохлаждение, нужно повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Воздушные процедуры.

Включают в себя:

· Проветривание помещения. Проветривайте дом как минимум несколько раз в сутки, а, при отсутствии сквозняков держите форточку или окно приоткрытым всегда, даже ночью.

· Прогулки на воздухе. Должны быть ежедневными, в идеале – 2 раза в день, с общим пребыванием на воздухе 3 -4 часов.

· Воздушные ванны. Важно, чтобы во время процедуры малыш мог свободно двигаться – грудничков можно выкладывать на живот, дети постарше могут играть в подвижные игры.

Солнечные ванны.

Солнечные лучи – лекарство, которое надо принимать строго дозированно. Чувствительность к воздействиям солнца у детей гораздо выше, чем у взрослых. И чем младше малыш, тем чувствительнее его кожа реагирует на ультрафиолет. Детей в возрасте до 1 года нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами.

Лучше всего в этом возрасте проводить закаливание рассеянным солнечным светом. Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Переизбыток ультрафиолета способен нанести вред коже и даже спровоцировать раковые заболевания. Поэтому нежелательно появляться с малышом на солнце с 11 до 16 часов.

Голова ребенка обязательно должна быть защищена от солнца. Лучше всего выбрать светлую панамку, ведь, как известно, светлые цвета, как и белый, отталкивают солнечные лучи, и малыш будет меньше страдать от перегрева.

Одежда.

Если вы хотите укрепить здоровье ребенка – выбирайте правильную одежду и обувь. Одежда – это еще один элемент закалки, ребенок должен быть одет по погоде с учетом его активности. Детская одежда должна отвечать нескольким требованиям: быть сшитой из натуральных материалов, быть воздухопроницаемой, не стеснять движений ребенка.

Отдельно скажем об обуви. Верней, об ее отсутствии. Возможность ходить босиком и стопой чувствовать поверхность (пола, земли, песка) – это закаливание, массаж стопы и ее активных точек, связанных со всеми системами организма. Поэтому как можно чаще ходите босиком, в холодное время года – дома, в теплое – на даче, у моря и т.д.

Физическая активность

Физическую активность надо стимулировать. Подвижные игры на воздухе (даже в холодное время года), утренняя гимнастика, посещение секций и спортивных кружков обеспечивает профилактику простудных заболеваний и, разумеется, бодрый настрой малыша.

Сбалансированное питание

А вот этот пункт – важнейший аспект. Для укрепления здоровья ребенка, важно кормить его правильно, для чего необходимо:

· обеспечить ему полноценное ежедневное питание, включающее белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и микроэлементы. Лучше, если кушать малыш будет по режиму – то есть в определенное время дня.

· удалить из рациона максимально все продукты, содержащие стабилизаторы, пищевые добавки, красители.

Режим.

Правильно организованный режим дня, включающий достаточно времени для сна и отдыха – неоценимое средство не только для укрепления здоровья ребенка. Планируя повседневную жизнь своего ребенка с точки зрения укрепления здоровья, постарайтесь не перегружать его занятиями. Повышенные нагрузки часто истощают защитные силы организма и ослабляют иммунитет.

Для маленький детей – дошкольного, младшего школьного возраста очень важно много двигаться, много находиться на свежем воздухе, общаться и играть со сверстниками. А вот телевизор, компьютер, электронные игры должны присутствовать в жизни ребенка по минимуму.

Детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса.

Эмоциональное состояние.

Опытные родители давно знают – множество недомоганий ребенка, как мнимых, так и вполне реальных, связаны с его эмоциональным настроем и психологическим состоянием. Доверительные, теплые отношения между ребенком и родителями, когда малыш знает, что он всегда принимаем и под защитой, влияют не только на его психологическое, но и на физическое здоровье.

Не забывайте выражать свою любовь к нему – вербально и физически. Не критикуйте излишне, поддерживайте, подбадривайте, воспитывайте в нем веру в себя и в то, что в жизни все будет хорошо и все в силах малыша.

Доказано, что позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь укрепляют здоровье! Совместно взращивайте в малыше убеждение, что он – здоровый, сильный, крепкий, способный справиться с любым недомоганием и ваш малыш скоро станет именно таким!

Эльвира Раисовна Бурая

врач по спортивной медицине

БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cmphmao/kak-ukrepit-zdorove-rebenka-5e520c02733a3e3e6ab79529

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Охрана и укрепление здоровья детей

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Подготовила учитель-дефектолог:

Овчинникова Л.А.

Хабаровск,

2018-2019 учебный год

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а, следовательно, здоровья общества в настоящем и будущем.

Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в активном образе жизни, систематических занятиях физкультурой и спортом.

Поэтому, важно сформировать привычку поддерживать свое здоровье, что является важным компонентом жизнедеятельности современного человека.

Всем известно, что самым ценным для нас является здоровье. А сохранение здоровья детей, в частности детей с особыми образовательными потребностями – это приоритетная задача всего педагогического коллектива.

Что же такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. (слайд №1)

В ФГОС ДО одной из важнейших задач указана «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия(см. п. 1.6 ФГОС ДО),а также приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами.» (см. п. 2.6 ФГОС ДО).

Слайд№2

Укрепление здоровья решает так же большую социальную проблему:

формирование правильных двигательных умений сохранит жизнь детей, а потом и взрослых;

занятия спортом отвлечет детей от улицы и неблагоприятных влияний.

Гармонизация психической стороны личности ребенка посредством физической культуры так же благотворно влияет на подрастающее поколение. В связи с этим сегодня становятся актуальным оздоровительное направление в работе в ДОУ, направленное на сохранение и укрепление здоровья, развивающее физические и психические качества детей.

Работа педагогического коллектива нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно — волевых качеств.

В дошкольном отделении КГБОУ ШИ 1 проводитсяобширный комплекс оздоровительных мероприятий(слайд №3):

1. Соблюдение температурного режима согласно нормам СаНПиНа.

2. Правильная организация прогулок.

3. Соблюдение сезонности одежды.

4. Облегченная одежда в помещении детского сада.

5. Гимнастика после сна.

6. Закаливающие процедуры, укрепляющие терморегулирующий аппарат.

7. Полоскание рта лечебными настоями трав прохладной водой.

8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.

9. Витаминотерапия.

10. Фитотерапия.

11. Режим сквозного проветривания и кварцевания.

12. Динамическая пауза

В дошкольном отделении КГБОУ ШИ 1 с целью оздоровления детей дошкольного возраста используются как стандартные, так и коррекционные технологии:

Пальчиковая гимнастика.

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:

-такие игры должны использоваться систематически и ежедневно, во время любого режимного момента и в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты — главное ребенку должно быть интересно;

-длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно.

Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание — условие здоровья ребенка, профилактическое средство против респираторных заболеваний.

Динамические паузы.

Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом

и физическом уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия.

В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться.

Продолжительность разминки регулируется в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения.

Гимнастика пробуждения.

Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна. Гимнастика пробуждения включает: звуковое или ое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.

Самомассаж кистей и пальцев рук

активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных приспособлений: массажных шариков, шестигранных карандашей, сосновых и ольховых шишек, грецких орехов, массажных щеток. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают ее регулирующую и координирующую функции.

Музыкотерапия

воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.

8.Песочная терапия – работа с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и теплая вода обладают релаксирующим действием.

9.Биоэнергопластика – синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.

Отмечаются положительные изменения в виде улучшения работоспособности, внимания, памяти, мышления, речи.

10.Психогимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Вызывание у ребенказдоровьесоздающих эмоций(интереса, радости, спокойствия, удивления, сочувствия) улучшает психическое здоровье детей.

Психогимнастика способствует преодолению страха, тревожности, агрессивности, дети учатся сопереживать.

11. Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма.

12. Расслабляющие упражнения – коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с заиканием, неврозами, высокой тревожностью.

13.Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребенка, может создавать определенный эмоциональный фон, обладает стимулирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом.

Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровье-укрепляющее пространство в ДОУ.(слайд №4)

Физическое воспитание в нашем образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах организации двигательной деятельности воспитанников как на физкультурных занятиях, так и на специальных (коррекционных) занятиях в зале фоноритмики.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в зале фоноритмических занятий в соответствии с требованиями ФГОС былисозданы следующие зоны:

Спортивно – оздоровительная зона (активный сектор);

Зона музея (рабочий сектор);

Зона «Наши достижения» (рабочий сектор);

Зона релаксации (спокойный сектор).

Спортивно – оздоровительная зона

Цель: создание благоприятных условий и стимулирование двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Зона музея и зона « Наши достижения»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и потребности в двигательной активности.

Зона релаксации

Создание психологически комфортных условий для детей с ОВЗ. Снятие внутреннего напряжения, способствующего расслаблению мышц тела.

Наша спортивная зона это – яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство детского сада. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Этот уголок в нашем учреждении очень любят все ребята.

На занятиях коррекционного цикла (стимуляция речи движением и музыкальная стимуляция) используется:

Оборудование и мягкие блоки, развивающие макро-моторику тела (лестницы, змейки, дорожки для бега, фито-мячи, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания):(слайд №5);

Раздаточный материал, развивающий микро-моторику тела (массажные шарики, камушки, сенсорные тазы и др.);

Частая смена видов деятельности.

Результатом эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников дошкольного отделения КГБОУ ШИ 1 является факт уменьшения общего числа дней в году, пропущенных по болезни, уменьшение числа часто болеющих детей.

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/10432-rekomendacii-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovyya-vospitannikov-v-uchebno-vospitatelynom-processe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.