Основы охраны здоровья населения в рф

Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики

Основы охраны здоровья населения в рф

Каждый гражданин нашей страны имеет право на бесплатную качественную медицинскую помощь. Так как каждый человек является потенциальным пациентом и периодически обращается за помощью медиков, он должен знать, какие законы защищают его право на эту помощь.

Право граждан на медицинскую помощь прописано в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года.

Данный законодательный акт регулирует отношения, которые действуют в области здравоохранения. Он определяет правовые основы здравоохранения, права гражданина в области получения помощи и гарантии реализации существующих у него прав, а также полномочия органов государственной власти и самоуправления в сфере здравоохранения.

Законодательство в области охраны здоровья базируется на главном документе страны — Конституции РФ. Органы местного самоуправления имеют право издавать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, однако эти акты не должны противоречить Конституции и закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

ВАЖНО! Согласно действующему законодательству, приоритетными являются права пациента. Поэтому в случае, если ваши права по тем или иным причинам не соблюдаются, вы имеете право подавать жалобу в Минздрав или в Прокуратуру: закон будет на вашей стороне.

Концепция охраны здоровья в Российской Федерации

цель Концепции охраны здоровья — улучшение здоровья населения и реализация мер, направленных на улучшение образа жизни граждан.

Согласно Концепции, главными задачами система здравоохранения должны быть:

  • улучшение качества медицинской помощи;
  • создание системы доступной медицинской помощи;
  • разработка и реализация программ, главной целью которую является санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • минимизация факторов риска, оказывающих вредоносное влияние на здоровье население;
  • создание условий для вовлечения различных групп населения в занятия спортом и физической культурой;
  • — пропаганда здорового образа жизни.

ВАЖНО! Первоочередной задачей в современных условиях становится профилактика заболеваний: пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Каждый человек должен понимать, что его здоровье зависит прежде всего от него самого.

Охрана здоровья: понятия и определение

Здоровье определяется как состояние социального, психологического и физического благополучия. Здоровым может быть только тот человек, у которого отсутствуют заболевания, негативно сказывающиеся на его адаптации.

Под охраной здоровья подразумевается комплекс мер (экономических, социальных и политических), которые осуществляются на федеральном и местном уровне с целью предотвращения заболеваний, улучшения здоровья граждан, а также для обеспечения всем гражданам доступа к качественной, бесплатной медицинской помощи.

Медицинская помощь — это мероприятия, которые необходимы для профилактики болезней и возвращения гражданину здоровья. Помощь эта представляет собой комплекс медицинских услуг и вмешательств, которые выполняются врачами, медсестрами, фельдшерами и другими специалистами, имеющими медицинское образование.

Важнейшими понятиями являются профилактика и диагностика. Профилактика представляет собой меры, которые направлены на укрепление здоровья и предотвращение развития заболеваний.

Диагностика же — это комплекс вмешательств, которые необходимы для постановки правильного диагноза.

Диагностика включает в себя сбор анамнеза, анализ жалоб пациента, а также инструментальные вмешательства (рентген, компьютерная томография, фиброгастродуоденоскопия, ультразвуковое исследование и т. д.).

Пациентом, согласно закону, является любой человек, который обратился в лечебно-профилактическое учреждения за помощью.

Государственная политика в области охраны здоровья граждан

Политика в области здравоохранения регулирует вопросы демографии, охрану здоровья граждан, а также развитие физической культуры.

цель политики в области демографии — снижение смертности и создание условий для прироста населения. Кроме того, демографическая политика должна быть направлена на улучшение качества жизни населения и увеличение ее продолжительности.

Реализуется это путем укрепления института семьи, развития системы поддержки семьи после рождения детей или их усыновления, улучшения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и т. д.

Развитие физической культуры в России включает в себя создание организаций, где любой желающий может заниматься спортом, пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний о пользе физической активности и ряд других мер.

Правовой механизм охраны здоровья граждан

Одна из основных задач государства — гарантия охраны здоровья каждого гражданина. При этом право на доступную медицинскую помощь регламентируется не только законами Российской Федерации, но и международными законами и договорами.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, первоочередной задачей политики которого является обеспечение каждому гражданину достойной жизни и условий для развития. Труд и здоровье человека, согласно этой статье, должны охраняться путем гарантированной минимальной оплаты труда, поддержки семьи, всевозможных мер, направленных на социальную защиту.

В статье 41 конституции прописано право граждан на доступную качественную медицинскую помощь, которая должна оказываться за счет страховок, федерального и регионального бюджетов.

Также любой человек может обратиться за помощью в коммерческую частную организацию.

Важно, что при первичном обращении за платной помощью гражданин должен быть проинформирован о том, что может получить аналогичные услуги на бесплатной основе (конечно, если это представляется возможным).

ВАЖНО! Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основную ответственность за оказание качественной медицинской помощи и ее доступность несут региональные власти.

Управление в области охраны здоровья граждан

Согласно закону, каждый человек должен иметь право на медицинскую помощь, что обеспечивается следующими мерами:

  • помощь должна оказываться по принципу близости к месту проживания, работы или учебы;
  • в лечебно-профилактических учреждениях не должно быть дефицита кадров. Медики, оказывающие помощь, должны обладать достаточным уровнем квалификации;
  • человек может выбирать врача по собственному желанию. Так же можно выбирать учреждение, где будут проводиться диагностика и лечение;
  • гражданину не может быть отказано в оказании помощи. При этом экстренная помощь оказывается в срочном порядке и бесплатно.

ВАЖНО! За отказ в оказании срочной медицинской помощи организация несет серьезную ответственность. Экстренная помощь оказывается даже в том случае, если пациент из-за своего состояние не может дать информированное согласие и не имеет при себе документов, удостоверяющих его личность.

управление в области охраны здоровья граждан

В области здравоохранения должны соблюдаться права человека и гражданина. Государство гарантирует оказание помощи, а также регламентирует приоритет профилактических мер в сфере здравоохранения. В случае утраты здоровья и работоспособности гражданин должен получить все необходимые меры социальной поддержки.

Система здравоохранения в России имеет несколько уровней управления:

  • федеральная система. Сюда относятся федеральные учреждения, в том числе и Академия медицинских наук, где разрабатываются основные меры по укреплению здоровья населения. В задачи федеральных учреждений входит проведение государственной политики в области охраны здоровья населения и разработка соответствующих программ, управление федеральной собственностью, которая используется в области здравоохранения, организация санитарно-эпидемиологического надзора, создание норм оказания помощи, которым должны следовать медицинские работники, и т. д. Кроме того, федеральные органы занимаются выдачей лицензий на услуги медицинского характера как организациям, так и частным лицам;
  • государственная система объединяет учреждения, которые находятся в собственности государства: больницы, госпитали, аптеки, органы санитарного и эпидемиологического надзора и т. д. Именно в этих организациях осуществляется охрана здоровья граждан, и здесь должны соблюдаться принципы, принимаемые на федеральном уровне;
  • муниципальная система включает муниципальные учреждения системы здравоохранения, а также организации, которые находятся в собственности юридических лиц. Такие организации финансируются как за счет ОМС, так и из других источников;
  • частная система. К частной системе относятся учреждения, которые находятся в частной собственности. Кроме того, она включает специалистов, имеющих частную медицинскую практику. Специфика частных организация состоит в том, что они не финансируются из бюджета и функционируют за счет других источников.

ВАЖНО! На законодательном уровне регулируется не только качество медицинской помощи, но и некоторые этические вопросы. Одним из них является принцип неразглашения врачебной тайна. Специалист, который разгласил врачебную тайну, согласно российским законам, несет административную и уголовную ответственность.

Охрана здоровья граждан — это множество мер, которые направлены на улучшение здоровья населения, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Каждый человек имеет право на качественную медицинскую помощь, и право это гарантируется государством.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://medpravo.su/ohrana-zdorovya-grazhdan/

Тема 1. Основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану здоровья граждан в Российской Федерации

Основы охраны здоровья населения в рф

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России)

О.Ф. Дудка

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

Учебно-методическое пособие

Томск

Сибирский государственный медицинский университет

2018

УДК

ББК

Д

Автор

О.Ф. Дудка

Д Медицинское право /О.Ф. Дудка: учебно-методическое пособие. – Томск: СибГМУ, 2018. –с. 92

Предлагаемое учебное пособие в доступной форме освещает основные вопросы правоотношений, возникающих в сфере оказания медицинской помощи населению. В нем рассмотрены основания возникновения и правовые последствия юридической ответственности медицинских работников и медицинских учреждений,

Пособие предназначено студентам врачебных факультетов СибГМУ, изучившим курс «Правоведение».

УДК

ББК

Рецензент кандидат юридических наук, доцент Р.Р. Назметдинов

Утверждено и рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета поведенческой медицины и менеджмента (протокол № от) и Центральным методическим советом ГБОУ ВПО СибГМУ (протокол № от ).

О.Ф. Дудка, 2018

ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, 2018

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4

1. Основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану здоровья граждан в Российской Федерации………………………………………………5

2. Особенность правоотношений, возникающих в сфере оказания медицинских услуг………………………………………………………………9

3. Правовой статус участников медицинских отношений ……….…….….. 15

3.1 Правовой статус пациента ………………………………………………..15

3.2 Правовой статус медицинских и фармацевтических работников….…..43

3.3 Правовой статус медицинских организаций…………………………….54

4. Юридическая ответственность медицинских работников и медицинских     учреждений……………………………………………………………………63

4.1 Юридическая ответственность медицинских     работников……………………………..……………………………………..64

4.2 Юридическая ответственность медицинских     учреждений……………………………………………………………………………………80

Контрольные вопросы…………………………………………………………85

Словарь терминов……………………………………………………………..86

Практические задания…………………………………………………………89

Рекомендуемая литература……………………………………………………91

Введение

Здоровье человека – безусловное благо для индивида, семьи, государства и общества. В России принято определение здоровья как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Осознана ограниченность оценки здоровья как следствия отсутствия болезней и физических дефектов.

Определение понятия общественного здоровья также закономерно трансформировалось. Упрощенное представление о нем как совокупном здоровье индивидов стало историей общественного сознания.

Общественное здоровье сегодня определяется как такое состояние, качество общества, которое обеспечивает условия для продуктивного образа жизни социально активных людей.

Проблема здоровья многопланова. Один из его аспектов сегодня значительно актуализирован – это проблема реализации прав пациента и прав медицинского работника.

Если право на охрану здоровья возникает в момент рождения человека, то о правах пациента можно говорить только в процессе обращения граждан за медицинской помощью и в ходе ее получения.

То есть проблема сужена до взаимоотношения «пациент – медицинское учреждение», «врач-пациент».

Профессиональная деятельность медицинских работников неразрывно связана с проблемами, которые могут быть решены лишь на стыке двух областей – здравоохранения и юриспруденции.

В силу этого учеными, представителями органов законодательной и исполнительной власти, руководителями и организаторами здравоохранения ставится проблема о назревшей необходимости правовых знаний для медицинских работников, и особенно для будущих врачей.

Называются следующие основные пути решения названной проблемы: включить, в качестве одной из основных задач высшего и дополнительного профессионального медицинского образования, знание основ российского законодательства в области охраны здоровья населения и медицинского права, профессиональной деятельности врача, прав пациентов; способствовать информированности врачей основам теории и практики медицинского законодательства и права.

Представленный материал учебного пособия поможет будущим врачам повысить правовую грамотность, знать свои права и обязанности и права и обязанности пациента, иметь представления о юридической ответственности, которую несет врач при ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей, а также о законных путях защиты при необоснованных жалобах пациентов.

Тема 1. Основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану здоровья граждан в Российской Федерации

Охрана здоровья граждан рассматривается как система мер политического, экономического, социального, научного, медицинского характера, которые осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и должностными лицами.

 Общественные отношения, связанные с охраной здоровья, по своей сути могут быть договорными, финансовыми, трудовыми, управленческими. Если они связаны с решением финансовых вопросов в этой области охраны здоровья, то это предмет административно-правового регулирования.

Если эти отношения носят имущественный характер, то это предмет правового регулирования гражданского права. Если это трудовые отношения – это предмет регулирования трудового права. Именно поэтому медицинское право выделяют как комплексную отрасль национального права России.

Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья является одним из приоритетных направлений государственной политики. К источникам медицинского права можно отнести Конституцию Российской Федерации, ряд специальных федеральных законов, законов субъектов Федерации, а также подзаконных актов органов исполнительной власти РФ, ее субъектов, муниципальных образований.

Возглавляет систему законодательства в этой сфере социальных отношений принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации. Во второй главе Конституции сформулирован ряд прав и свобод граждан, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и установлены следующие принципы:

– о равенстве всех граждан перед законом и судом (ст.19);

– о праве на жизнь (ст. 20);

– об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);

– о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст.24);

– о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);

– о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);

– о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41);

– о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42);

– о государственной и судебной защите прав и свобод (ст.45, 46);

– о государственной защите прав потерпевших от преступлений злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба (ст.52).

Право человека на здоровье фактически есть право на получение надлежащей медицинской помощи. Это право гарантируется ст.41 Конституции РФ.

Эта статья провозглашает обязанность государственных учреждений здравоохранения оказывать гражданам бесплатную медицинскую помощь и в то же время предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.

Другими словами, взаимоотношение между пациентом и врачом в РФ определяется, с одной стороны, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, а с другой стороны – конституционной обязанностью государства в лице государственных и муниципальных учреждений здравоохранения оказывать эту помощь.

Следует отметить, что впервые в Конституции провозглашен тезис о том, что государство в равной степени принимает меры к финансированию и развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Государство поощряет их деятельность, которая способствует укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

https://www.youtube.com/watch?v=91pcVQBnMcA

Гражданский кодекс РФ содержит общие положения о договоре, регулирует отдельные виды обязательств. Ст.779-783 ГК РФ являются основанием для правового регулирования отношением между медицинским учреждением и пациентом по поводу заключенного договора возмездного оказания услуг.

Ст. 1064-1101 ГК РФ указывают на обязательства вследствие причинения вреда пациенту.

Уголовный кодекс содержит положения о причинении общественно-опасного вреда пациенту и наказаниях, которые могут быть в этом случае применены к медицинскому работнику.

Чаще всего уголовная ответственность медицинских работников наступает за совершение профессиональных преступлений по неосторожности (по легкомыслию или небрежности).

Они квалифицируются, как правило, по последствиям, а также по способам и средствам причинения этих последствий, по сфере деятельности, в процессе которой эти последствия причиняются (ст.109, 120, 122-124, 128,153, 155 УК РФ).

Основным документом, определяющим законодательные основы правоотношений в области здравоохранения в России, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. №ФЗ-323 (ФЗ №323-ФЗ). Закон содержит в себе нормы, регулирующие все основные отношения в области здравоохранения:

– организацию охраны здоровья;

– права и обязанности граждан в данной сфере;

– права и обязанности медицинских и фармацевтических работников;

– статус медицинской организации;

– полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

– правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

– права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.

Статья 4. Закона называет основные принципы охраны здоровья граждан:

– соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

– приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

– приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

– ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

– доступность и качество медицинской помощи;

– недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

– приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

– соблюдение врачебной тайны.

Важным для формирования взаимоотношений врача и пациента являются четко сформулированные в законе права пациента и права медицинского работника. Законодательно закрепляется право и порядок занятия целительством, порядок создания профессиональных медицинских и фармацевтических объединений.

Закреплено отношение к эвтаназии, определению момента смерти, отмечены права человека при проведении патологоанатомического вскрытия, трансплантации органов и тканей, регулирование репродуктивной функции человека. Расширено и конкретизировано понятие врачебной тайны.

Принципиально важным и новым является раздел законодательства об ответственности за причинение вреда здоровью, особенно в отношении медицинских работников, в случае нарушения ими прав граждан в области охраны здоровья.

Важно, что впервые появилось четкое законоположение о привлечении медиков к ответственности в случае профессиональных правонарушений, связанных с нанесением ущерба здоровью и жизни граждан.

В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других нормативных актах РФ, нормам ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», применяются нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Нормативным актом, непосредственно регулирующим важнейшие направления деятельности в области здравоохранения, является ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г №ФЗ-326. Он определяет организационные, экономические и правовые основы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992г. №3185-1 обеспечивает защиту прав граждан при оказании психиатрической помощи, защиту медицинского персонала и граждан от опасных действий лиц, страдающих психическим расстройством.

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04. 2010 N 61-ФЗ регулирует отношения в области разработки, производства, изготовления, доклинических и клинических исследований лекарственных средств. Закон устанавливает контроль их качества, безопасности, эффективности и торговли.

В компетенцию закона входят вопросыввоза, оптовой и розничной торговли ими. Закон называет требования государственного информационного стандарта в связи с информацией о лекарственных средствах; определяет ответственность за вред, нанесенный здоровью человека применением лекарственных средств.

Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” от 08.01.1998 N 3-ФЗ устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Источник: https://studopedia.net/15_61193_tema--osnovnie-normativno-pravovie-akti-napravlennie-na-ohranu-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii.html

Правовое обеспечение охраны здоровья граждан в России

Основы охраны здоровья населения в рф

Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) Русская Правда Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.

Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц.

Важным юридическим актом своего времени был изданный в 1735 г. специальный Генеральный регламент о госпиталях. В 1833 г. был обнародован Свод законов Российской империи, один из томов которого был посвящен Врачебному уставу.

Отдельный сборник юридических актов под названием «Врачебно-санитарное законодательство в России» был издан в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что эти документы отражали в основном различные вопросы санитарно-полицейского характера, они сыграли значительную роль в развитии основ отечественного медицинского права.

В советский период истории страны вопросы здравоохранения полностью регламентировались государством через различные нормативные акты (декреты, постановления, законы, указы и т.д.).

Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются:

– соответствующие положения Конституции Российской Федерации;

– Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и другие законы РФ;

– указы Президента России;

– постановления Правительства Российской Федерации;

– приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

– правовые акты субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ (1993 г.) отдельная статья 41 посвящена праву граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены и в других статьях Конституции РФ (ст. ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 и др.).

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 21 ноября 2011 г. федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты (Декларация прав человека ООН, Европейская стратегия по достижению здоровья для всех (ВОЗ, 1980 г.), Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (1989 г.)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию и повышению качества медицинского обслуживания.

Одной из важнейших статей вышеуказанного закона является статья 4, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

В настоящее время в РФ действует целый ряд законов, детально регламентирующих отдельные направления практической медицинской деятельности:

Источник: https://helpiks.org/9-7650.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.