Основные задачи медицинской сестры

Содержание

На медицинскую сестру возложены четыре служебные функции (задачи)

Основные задачи медицинской сестры

Первая функция – обеспечение и руководство сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве процедуры сестринского дела.

Из этого следует: “пациентом” медицинской сестры являются не только конкретный человек, но семья и группы людей, а сестринская помощь эффективна и безопасна.

Вторая функция – обучение пациентов, членов его семьи и персонала медико-санитарной помощи. Для успешного выполнения плана сестринской помощи медицинская сестра должна привлечь человека, семью и близких ему людей к активному участию в сестринском процессе.

Она должна оценить уровень их знаний, желание к сотрудничеству, возможности и условия для обучения.

Таким образом, медицинская сестра, выполняя вторую – обучающую функцию, выступает как учитель человека, семьи, групп людей принципам и соблюдению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, приемам само и взаимопомощи.

Как главная или старшая медицинская сестра она обучает других медицинских сестер новым методам сестринской помощи. Соблюдение медицинской сестрой принципов этики, не унижения достоинства тех, кого она обучает, является важным условием достижения положительного результата задач обучения.

Третья функция – работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи. Сотрудничество с больным, семьей, родственниками, персоналом своего подразделения при передаче смены, дежурства, при обсуждении состояния и проблем больного – важный компонент эффективной и безопасной сестринской помощи.

Необходимо сотрудничество и с другими учреждениями и службами, например, социально-психологической помощи.

Так, медицинские сестры больницы и поликлиники могут обсуждать план сестринской помощи при выписке больного домой, целесообразность подключения к выполнению плана социального работника, психолога и работника коммунальных служб, что способствует преемственности в работе, её качеству и безопасности.

Четвертая функция – развитие практики сестринского дела, что предполагает:

· научные исследования;

· использование новых методов работы;

· расширение знаний;

· развитие практики сестринского дела и образования;

· определение наиболее актуальных направлений научных исследований;

· использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Направлениями исследований могут быть:

· проблемы физические, психические и социальные, связанные со здоровьем человека, его семьи и группы лиц;

· вопросы организации, планирования и работы служб сестринской помощи, рационального использования ресурсов здравоохранения, положения медицинских сестер в обществе;

· научное обоснование необходимости внедрения в практику новых методов и технологий сестринской помощи, программ и учебных планов многоуровневой системы подготовки специалистов сестринского дела;

· разработка стандартов и нормативов сестринской практики и образования, что поможет научно обосновать критерии точности диагностики проблем пациента, сестринских диагнозов, качества и эффективности работы медицинской сестры и сестринской службы.

Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь.

Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме медсестры, но и в ее порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости.

Поэтому уже с древних времен общество предъявляло высокие требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И сестра берет на себя определенные моральные обязательства по отношению к пациенту, обществу, коллегам.

Выбрать один правильный ответ

1. Современное определение сестринского дела, принятого в России было сформулировано в

1) Москве в 1991 году

2) Санкт-Петербурге в 1991 году

3) Голицыне в 1993 году

4) Москве в 1993 году

2. Диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний называется

1) деонтология

2) медицина

3) психология

4) этика

3. Изменения в физиологическом, психосоциальном и духовном состояниях человека называется

1) болезнь

2) болезненное состояние

3) здоровье

4) нездоровье

4. Личное ощущение нездоровья, болезни называется

1) болезнь

2) болезненное состояние

3) комфорт

4) озноб

5.Специалист, с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела называется

1) врач

2) медсестра

3) санитарка

4) повар

6. Целью сестринского дела является осуществление

1) назначений врача

2) сестринского процесса

3) заполнение сестринской документации

4) здоровый образ жизни

7. Функции медсестры включают в себя все, кроме

1) обучения

2) осуществление ухода

3) исполнение врачебных назначений

4) диагностика заболеваний

8. Наука о взаимодействии объекта и субъекта называется

1) деонтология

2) философия

3) медицина

4) катастрофа

9. Определение философии сестринского дела в России было дано в

1) Москва 1991 год

2) Санкт-Петербург 1993 год

3) Голицыно 1991 год

4) Голицыно 1993 год

10. К основным принципам философии сестринского дела относится все, кроме

1) не причинять вреда

2) уважение жизни

3) сестринское дело

4) уважение достоинства и прав человека

Эталоны ответов

1. 3

2. 2

3. 1

4. 2

5. 2

6. 2

7. 4

8. 2

9. 4

10. 3

Использованная литература:

Основная:

Ø С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»

Дополнительная:

Ø Л. И Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела»

Ø Методическая разработка по теме «Философия сестринского дела», автор: Орлова Т.Н. – преподаватель специальных дисциплин, высшей квалификационной категории МК № 6

Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.16 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-83927.html

Задачи и этапы сестринского процесса

Основные задачи медицинской сестры

Задачами сестринского процесса являются:

1. Сбор информации об инфекционном больном.

2. Определение всех потребностей пациента в сестринском уходе в разные периоды инфекционной болезни.

3. Выявление первоочерёдности приоритетов в сестринском обслуживании.

4. Составление плана сестринского ухода и его реализация.

5. Оценка эффективности процесса ухода за инфекционным больным и достижения цели сестринского ухода.

Сестринский процесс осуществляется непрерывно и особенно динамично при уходе за инфекционными больными.

Обязательные этапы сестринского процесса при инфекционном заболевании:

1. Обследование инфекционного больного для определения его потребностей.

2. Формулировка сестринского диагноза.

3. Планирование помощи инфекционному больному.

4. Реализация сестринского процесса.

5. Оценка эффективности ухода и при необходимости его коррекция.

§ 3. Этап сестринского обследования инфекционного больного для определения его потребностей.

Обследование инфекционного больного необходимо начинать со сбора его паспортных данных, диагноза врача и жалоб, беспокоящих пациента в настоящее время. Необходимо уточнить социальные сведения и условия жизни больного, его аллергический и эпидемиологический анамнез.

Зачастую пациент из-за тяжести своего состояния с трудом вступает в контакт, поэтому информацию о нём можно собирать из других источников: от пациентов, членов его семьи, коллег, из медицинской документации, результатов физических осмотров, диагностических тестов.

Если состояние больного позволяет, то необходимо подробно расспросить его не только о физическом здоровье, но и психическом, эмоциональном, духовном состоянии.

Очень важно обращать внимание на особенности поведения больного, его отношения с окружающими, манеру поведения и разговора, уровень культуры и интеллекта. Внешний вид больного зачастую раскрывает социальные условия, в которых он живёт.

Неопрятная одежда и неприятный запах давно немытого тела могут выдать алкоголика, бомжа, наркомана, психически больного человека.

Для сбора полной информации медицинская сестра должна создать атмосферу доверия и конфиденциальности. Для этого она должна уметь поговорить с больным на отвлечённые темы, проявить интерес к тому, что он ей говорит. Медсестра не должна при беседе стоять перед сидящим или лежащим пациентом, иначе он будет чувствовать себя подавленным, и стремиться скорее закончить разговор.

Разговору не должны мешать посторонние люди, так как может возникнуть скованность пациента.

Беседы с пациентом в начале инфекционного процесса должны быть не очень длительными и утомительными, так как большинство инфекционных болезней протекает с обще-токсическим синдромом, проявлениями которого могут быть повышенные утомляемость, слабость и чувствительность ко всем раздражителям.

Вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что вас беспокоит больше всего?» помогают оценить эмоциональное состояние больного и уровень его понимания.

Необходимо в разговоре с больным избегать медицинских терминов и говорить просто и доступно.

Важно при расспросе прикасаться к пациенту: поглаживать, держать за руку, высказывая этим участие и сочувствие, одобряя его ответы положительной интонацией голоса.

Сестринское обследование должно быть независимым от врачебного обследования, цель которого диагностика инфекционного заболевания и назначение лечения.

Задача медсестры – обеспечение максимального комфорта больному для облегчения его состояния.

При оценке состояния пациента важными для медицинской сестры являются внешние проявления инфекционного процесса: диарея, рвота, тошнота, судороги, одышка, кашель с мокротой, бессонница, головная боль, экзантема, зуд, повышение температуры и многие другие симптомы.

В основе сестринского обследования лежит учение американского психолога Маслоу о человеческих потребностях, то есть о психологических и физиологических дефицитах того, что необходимо для здоровья и благополучия человека.

По классификации Маслоу каждый человек имеет четырнадцать основных, жизненно важных потребностей: 1) дышать, 2) есть, 3) пить, 4) выделять, 5) двигаться, 6) быть здоровым, 7) поддерживать температуру тела, 8) спать и отдыхать, 9) одеваться и раздеваться, 10) быть чистым, 11) избегать опасности, 12) общаться, 13) иметь жизненные ценности, 14) работать, играть и учиться.

Опираясь на классификацию Маслоу, В. Хендерсон (1966 г.) все потребности человека разделила на биологические, психологические и социальные и создала свою модель фундаментальных потребностей пациента.

Модель фундаментальных потребностей пациента по Хендерсон:

1) нормально дышать;

2) употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3) выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4) двигаться и поддерживать нужное положение;

5) спать и отдыхать;

6) самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7) поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду;

8) соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9) обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для окружающих;

10) поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнения;

11) отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12) заниматься любимой работой;

13) отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх;

14) удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Все эти фундаментальные потребности человека нарушаются при развитии инфекционного процесса, при котором происходят серьёзные сбои функций различных органов и систем.

Медицинская сестра до определения нарушенных потребностей пациента должна самостоятельно (независимо от врача) провести его объективное обследование.

Прежде всего, она должна измерить его рост, вес, определить локализацию отёков и далее последовательно (по стандартной схеме) записать параметры объективного состояния инфекционного больного:

· выражение лица больного: спокойное, страдальческое (столбняк, менингококковая инфекция и др.), болезненное (ПТИ, холера, лептоспироз и др.), одутловатое (ГЛПС, лептоспироз и др.) т.д.;

· сознание: ясное, спутанное (менингоэнцефалит, ИТШ и др.), ступор, сопор, кома (малярия, острая печёночная недостаточность и др.), бред (грипп, клещевой энецефалит и др.), галлюцинации (сыпной тиф, менингоэнцефалит и др.);

· положение в постели: активное, пассивное (брюшной тиф, грипп), вынужденное (столбняк, менингит, лептоспироз);

· состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет (бледный при дифтерии, желтый при вирусных гепатитах, красный при сыпном тифе, гриппе), тургор (снижен при холере, сальмонеллёзе), влажность (повышена при гриппе, сыпном тифе, понижена при холере), дефекты (сыпь при детских инфекциях, брюшном тифе), расчесы (при педикулёзе), кровоподтёки (при лептоспирозе, менингококкемии);

· состояние костно-мышечной системы: деформация скелета, суставов (бруцеллёз, полиомиелит), атрофия мышц (ВИЧ – инфекция, холера), мышечный тонус сохранен, повышен (столбняк), понижен (брюшной тиф, холера);

· температуру тела: в пределах нормы, субфебрильная, фебрильная;

· состояние дыхательной системы: ЧДД, характеристика дыхания (ритм, глубина), тип (грудной, брюшной, смешанный), ритм (ритмичное, аритмичное), глубина (поверхностное, глубокое, менее глубокое), тахипноэ, брадипноэ, в норме;

· АД: на обеих руках, гипотония, нормотония, гипертония;

· пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение;

· естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприёмник), стул (самостоятельный, регулярный, характер стула, недержание кала, колостома);

· состояние органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь);

· состояние памяти: сохранена, нарушена;

· использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы;

· сон: потребность спать днем, бессонница, нарушение формулы сна (сонливость днем, бессонница ночью), качество ночного сна;

· способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних и др.;

· способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота, резервы.

Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных потребностей человека.



Источник: https://infopedia.su/19xf51.html

Сестринское дело: сертификат после курсов в медицинском колледже в педиатрии и основы специальности, его история и развитие в стоматологии

Основные задачи медицинской сестры

Медсестра должна пройти специальную подготовку, быть не только опытным медицинским специалистом, но и чутким психологом для своих пациентов.

Сестринское дело и его место в здравоохранении менялось на протяжении многих лет, как менялась и сама медицина. Сегодня на вопрос, что это за профессия и что входит в сестринское дело, представители медицинского сообщества могут ответить по-разному.

Понятие

Поскольку понимание профессии медсестры зависит от конкретных потребностей общества, от содержания их обязанностей, а также от экономической и социальной ситуации в стране и здравоохранении в целом.

В настоящее время медучреждения повсеместно внедряют индикаторы качества работы медицинских сестер. При этом у большинства возникает проблема —  как грамотно определить, что и как должна делать медицинская сестра смотрите в Системе медсестра.

История

В 1987 году Международных совет медсестер предложил формулировку этой профессии — сестринское дело, оно является важнейшей частью системы здравоохранения.

Включает в себя профессиональную лечебно-профилактическую и просветительскую работу, а также психологическую помощь больным. Неотъемлемая часть этого понятия – уход, который медсестры осуществляют для всех социальных и возрастных групп больных.

Задачи и миссия сестринского дела

Философия сестринского дела подразумевает, что медсестра должна выполнять свое призвание везде, где больным нужна ее помощь — в медучреждении, на дому и в других местах.

На конференции, посвящённой теории сестринского дела, понятие сестринского процесса было рассмотрено как наука, а также искусство, которое позволяет решать проблемы со здоровьем человека, подверженного воздействию внешних факторов.

Чем отличаются лечебное и сестринское дело

Сестринское и лечебное дело имеют множество схожих черт, но вместе с тем имеют и кардинальные отличия:

  1. Сестринское дело является составной частью деятельности медорганизации по уходу за больными.
  2. Специалисты этой профессии отвечают за сопровождение лечебной деятельности.
  3. Медсестра выполняет врачебные назначения, организует показанный больному уход.
  4. Медицинские работники, получившие специальность «Лечебное дело», могут диагностировать болезни и лечить пациентов, в то время как медсестра такие решения принимать не может.
  5. Медсестра занимается профилактической и просветительской работой, постоянно отслеживает состояние пациента.
  6. Флоренс Найтингейл отмечала, что сестринское дело требует подготовки, отличной от подготовки врачей, нуждается в специальной организации и получении специальных умений и навыков.

Как получить профессию «медицинская сестра»

Медсестра – это ключевой специалист в уходе за больными. Для этого медсестра должна иметь специальное образование, высокую квалификацию, поскольку эта профессия предполагает выполнение ответственной работы.

Поскольку определение «сестринское дело» является многосторонним, разноплановой является и работа медсестры.

Сегодня специальность медсестры предполагает получение как среднего профессионального медицинского образования, так и высшего.

В частности, 22 сентября 2017 года Министерство образования и науки приняло приказ № 971, который утвердил государственный образовательный стандарт бакалавров сестринского дела. С 30 декабря 2017 года он вступает в законную силу.

Специальность «Сестринское дело» в соответствии с новым стандартом позволяет специалистам со статусом бакалавра занимать такие должности, как:

  • медсестра по реабилитации;
  • медсестра, осуществляющая паллиативную медпомощь;
  • медсестра по профилактической помощи;
  • медсестра общей практики.

Процесс обучения сестринскому делу является непрерывным – специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию. Таким образом, медсестра в течение всей трудовой деятельности обучается новым навыкам сестринского ухода.

Основные квалификационные требования

Сестринское дело в медучреждении организуется следующим образом:

  • всем средним и младшим медперсоналом организации руководит главная медсестра;
  • в конкретном отделении должностным лицом, отвечающим за организацию сестринского дела, является старшая медсестра.

медсестра

медицинская сестра должна отвечать определенным профессиональным и квалификационным требованиям для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

Сертификат

Для главной медсестры необходима базовая специальность – «Лечебное дело». В ходе дополнительного обучения медсестра получает сертификат по организации сестринского дела. Свой профессионализм она подтверждает получением высшей квалификационной категории.

медсестра осуществляет общее руководство среднего медицинского персонала.

Какими качествами должен обладать этот специалист:

  • высокий профессионализм;
  • лидерские и организаторские качества;
  • организованность.

Главный врач и его заместитель по лечебной работе – непосредственные руководители главной медсестры.

В круг обязанностей входят следующие:

  • качественное оказание сестринской помощи;
  • организация работы медсестер;
  • проверка качества работы сестринского персонала;
  • проведение ежедневных обходов всех отделений;
  • составлять необходимые отчетные и распорядительные документы;
  • поскольку сестринское дело непосредственно включает в себя процесс оказания медпомощи, главная медсестра должна следить за соблюдением медсестрами норм СанПиН и требований действующего законодательства;
  • контроль расходования медизделий и лекарств.

Старшая медсестра

Специальность, по которой обучается старшая медсестра –  сестринское или лечебное дело. Дополнительно специалист должен получить медицинский сертификат по организации сестринского дела.

Для старшей медсестры необязательно высшее медицинское образование.

Старшая медсестра подчиняется:

  1. Главной медсестре.
  2. Заместителю главврача по лечебной работе.
  3. Главному врачу непосредственно.

В отделении весь средний и младший медперсонал обязан выполнять распоряжения старшей сестры. Кроме того, в подразделении она является должностным лицом, несущим материальную ответственность.

Составляющие сестринского дела

Мы упоминали о том, что профессия медсестры разнопланова, поскольку существует и большое чисто видов услуг медицинского характера, оказываемых пациентам.

Для того, чтобы понять сестринское дело что это за профессия, необходимо рассмотреть его цели:

  • помощь конкретному пациенту или группе больных в нормализации здоровья во всех его смыслах;
  • сохранение здоровья и его укрепление;
  • обучение пациентов заботе о своем здоровье;
  • специфическая помощь пациентам, которые эмоционально или физически страдают от своего заболевания.

В ходе развития сестринского дела и профессии медсестры были сформулированы следующие функции сестринского персонала:

  1. Сестринский уход:
    • определение потребностей пациента;
    • оценка состояния его здоровья;
    • планирование ухода за больным;
    • организованные меры по уходу за пациентами;
    • вовлечение в процесс ухода родных и близких пациента.
  2. Обучение непосредственно больного и его близких навыкам сохранения своего здоровья.
  3. Выполнение определенной роли в команде медиков, обслуживающих больного (например, в составе хирургической бригады).
  4. Исследовательская функция. В настоящее время развиваются новые подходы к сестринскому делу, разрабатываются протоколы ведения больных. Непосредственное участие в этом принимают медсестры.

Эти функцию позволяют в полной мере представить сестринское дело и его содержание, наполняют его дополнительными компонентами, такими как общение с пациентом, сотрудничество с его родными, внедрение новых методик ведения больных.

Философия сестринского дела базируется на нескольких основных принципах. Они сложились еще в те времена, когда помощь пациентам оказывали сестры милосердия и актуальны в настоящее время.

Специалист, который выбрал направление «Сестринское дело», должен разделять эти принципы, осуществляя сестринский уход.

Важная составляющая сестринского дела – сестринский уход.

Его принципами являются:

Важной составляющей сестринского дела является здоровье. Специальность и профессия медсестры обязывает ее помогать пациенту, здоровье которого нарушено. Здоровье в разные периоды времени понимали, как отсутствие болезни и немощности.

В настоящее время ВОЗ определяет здоровье как благополучие социальное, психологическое и физическое.

Безусловно, процесс сестринского ухода должен включать оценку самочувствия пациента и его состояния, а сама медсестра в рамках своих компетенций помогают больным укреплять здоровье.

Другими ключевыми понятиями сестринского дела являются «уход» и «самоуход». Флоренс Найтингейл считала, что уход – это помощь человеку, страдающему от болезни в том, чтобы он мог жить полноценно и получал от жизни удовлетворение.

Все большую актуальность принимает самоуход, и в настоящее время он часто ассоциируется с деятельностью медучреждений. Медсестра учит пациента навыкам самообслуживания, так, чтобы он самостоятельно мог удовлетворять свои жизненно важные потребности, несмотря на болезнь.

Источник: https://kashmu.ru/sestrinskij-protsess/chto-vhodit-v-osnovy-sestrinskogo-dela-2.html

Вопрос №5. Задачи медицинской сестры по уходу за больными

Основные задачи медицинской сестры

Уход за больными – это содержание в чистоте палаты, постели, своевременная смена постельного и нательного белья, оказание больному помощи при приёме пищи, в проведении гигиенического туалета, при осуществлении физиологических отправлений и пр.

Работа медицинской сестры весьма ответственна. Хорошей медицинской сестрой можно стать только тогда, когда внимательно и чутко относишься к больному человеку. Медицинская сестра должна осуществлять уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии.

Медицинская сестра должна не только знать свои обязанности, но и уметь вовремя обратить внимание на все изменения в состоянии больного, особенно при ухудшении его состояния.

Правильное и успешное лечение возможно, если своевременно будут замечены такие симптомы, как одышка, синюшность или бледность кожного покрова, нарушение характера пульса, наступление бессознательного состояния, прекращение отделения мочи и др.

О всех изменениях, возникших у больного, медицинская сестра должна сообщать врачу. Исходя из этого, врач должен составить правильное представление о состоянии больного и более рационально провести лечение.

Работа медицинской сестры связана не только с внимательным уходом за пациентами, но и с общением и наставлением родственников больного. Сестра обязана проверять передачи больным с целью недопущения приёма противопоказанной пищи и напитков, контролировать выполнение больными и их родственниками режима дня отделения.

В комплексном лечении больных уход и лечение неразрывно связаны между собой. При некоторых заболеваниях, в борьбе с которыми недостаточно эффективны средства терапии, уход за больными становится одним из методов лечения. Своевременное распознание болезни, хорошо налаженный уход и комплексное лечение способствуют быстрому выздоровлению и возвращению человека к трудовой деятельности.

Вопрос №6. Основные компоненты медсестринского ухода за хирургическими больными.

В значительной степени связаны, с необходимостью соблюдения правил; асептики для предупреждения инфицирования, ран. Прихода на работу, персонал хирургического отделения обязательна переодевается. Уход за руками, включает регулярную, стрижку ногтей, которые должны быть короткими. При выполнении грязной домашней работы надевают перчатки.

Для смягчения, кожи рук пользуются кремами и жидкостями, (равные части спирта, глицерина и воды). Перевязки и инъекции рекомендуется проводить в резиновых перчатках, стерилизованных в автоклаве; или обработанных дезинфицирующими средствами. Волосы закрывают шапочкой или косынкой.

Халаты персонала и постельное, белье больных в отделении должны быть безукоризненно чистыми. Персоналу хирургического отделения следует воздерживаться от излишних разговоров в процедурной в перевязочной для предупреждения капельной инфекции; обязательно ношение, марлевой маски из 4-6 слоев. При перевязках, обработке, ран, подготовке инъекций и т. п.

желательно манипулировать в основном пинцетом и корнцангом, не прикасаясь руками к стерильному перевязочному материалу.

Для уничтожения инфекции, попавшей в раны, производят иссечение и промывание ран, высушивание, дренирование, накладывают повязки с гипертоническими растворами, назначают антибиотики, сульфаниламиды и другие бактериостатические и бактерицидные средства.

Для дезинфекции рук используют 0,25-0,5% растворы хлорамина, 5-10% спиртовой раствор йода, 70-90% этиловый спирт, нашатырный спирт, диоцид (1:1000). Кожу вокруг ран и операционное поле обеззараживают 5-10% спиртовым раствором йода, 1% раствором роккала.

Для смазывания ожоговых и язвенных поверхностей, мелких ссадин и ран используют 2-5% раствор хлорамина, 5-10% спиртовые растворы йода, 0,1-2% спиртовые растворы бриллиантового зеленого, 2-5% растворы перманганата калия.

Обработку и промывание ран и полости производят с помощью 1,5-2% раствора хлорамина, 3% раствора перекиси водорода, 0,1-0,05% растворов перманганата калия, 2-10% растворов нитрата серебра, врдных растворов фурацилина (1:5000), растворов гидрокарбоната натрия (соды).

Для спринцеваний и промываний мочевого пузыря применяют 0,02-0,1% растворы перманганата калия, 2-10% растворы нитрата серебра, водный раствор фурацилина (1:5000), 0,02% раствор метиленового синего.

Резиновые приборы, инструменты, перчатки обеззараживают 3-5% растворами фенола, диоцидом (1:1000), роккалом (1:4000); 0,25-0,5% раствором хлорамина.

Металлические инструменты обрабатывают формалином (0,5% раствор), фенолом (3-5,% paстворы), сулемой (ртути дихлорид 1:1000 или 2:1000), 70-90% этиловым спиртом, диоцидом (1:1000), роккалом (30 мин в 0,1% растворе), кипятят в растворе гидрокарбоната натрия.

Особого внимания, заслуживает обработка рук медицинского персонала отделения перед хирургическими манипуляциями. Сначала руки моют мылом последовательно от.пальцев до локтей двумя стерильными щетками под теплой проточной водой (из крана, кувшина и т.п.). Особое внимание обращают на обработку подногтевых участков.

Затем кожу осушают в направлении от пальцев к локтю с помощью стерильных салфеток или полотенец, после чего 5 мин обрабатывают салфетками, смоченными 70-90% спиртом, и смазывают концы пальцев и межпальцевые промежутки 10% спиртовым раствором йода.

Руки можно также вымыть, мылом, а затем салфеткой в тазу с раствором диоцида (1:5000 3-5 мин), или роккала (1:1000 2 мин). После осушения руки обрабатывают спиртом.

После мытья рук одним из указанных способов перед парентеральными вливаниями надевание резиновых перчаток необязательно.

Если перчатки использованы, то их моют мыльным или сулемовым (1:1000) раствором, вытирают досуха, засыпают тальком, надувают воздухом, проверяя их целость. Сухие, засыпанные тальком целые перчатки заворачивают по отдельности в марлю и автоклавируют.

В помещениях, где находятся больные с тяжелыми ожогами, необходимо частое и длительное проветривание, так как отделяемое ожоговых ран издает неприятный запах. Температуру воздуха в палатах поддерживают в пределах 22-25° С, поскольку при ожогах больные быстро охлаждаются.

Обезвоженных больных часто и обильно поят чаем, соками, водой, регулярно проводят туалет полости рта. Питание частое, высококалорийное, пища подогретая. Постельное и нательное белье должно быть свежим и незамедлительно меняться при промокании.

Перед перевязками назначают общие ванны с водой температуры 37° С, в которую добавляют перманганат калия до слабо-розового цвета. Ванну перед процедурой моют по общим правилам, затем протирают спиртом и обжигают.

После отмокания повязок заворачивают больного в стерильную простыню, промокательными движениями осушают, надевают стерильное белье, тепло укрывают и везут в перевязочную. У больных с ожогами постоянно измеряют диурез (показатель функции почек и ориентир для расчета потребности в объеме вливаемых жидкостей).

При переломах костей особенности ухода связаны с тем, что больные в большей или меньшей степени лишены возможности самообслуживания. Персонал помогает им в утреннем туалете (умывание, чистка зубов и т, д.) или при необходимости обходится без помощи больного. Это относится и к другим гигиеническим мероприятиям (обмывание, уход за ушами, глазами и т. п.).

Больные с черепно-мозговой травмой в остром периоде находятся на постельном режиме. К голове прикладывают пузырь со льдом. При бессознательном состоянии голову поворачивают набок, следят за тем, чтобы не западала челюсть, проводят 2-3 дня парентеральное питание.

Затем, если больной не в состоянии питаться самостоятельно, пищу вводят через носо-желудочный зонд. Каждые 12 ч проводят катетеризацию, следят за регулярностью стула, ставят очистительные клизмы.

При непроизвольном мочеиспускании и дефекации под простыню кладут клеенку, часто меняют белье по правилам, описанным выше, следят за кожей, проводят туалет полости рта, ушей, глаз. При возбуждении больного на кровать натягивают сетку.

У больных с повреждениями спинного мозга часто возникают параличи конечностей, трофические нарушения мягких тканей, пролежни, расстройства физиологических отправлений. Больные практически беспомощны, длительна находятся в стационарах, духовно угнетены. При уходе за ними немалую роль играет моральная поддержка, ободрение.

Под матрац кладут щит, устраивают упор для стоп под прямым углом к голеням для предотвращения провисания. Цостельное белье часто меняют, следят за тем, чтобы на простыне не было крошек, складок. С этой целью ее иногда растягивают специально пришитыми тесемками, которые привязывают к кровати.

Под простыню при расстройстве тазовых функций кладут клеенку; больного укладывают на резиновый круг, покрытый наволочкой или специальным часто сменяемым чехлом. Положение больного неоднократно в течение дня меняют. Кожу обрабатывают во избежание пролежней. При начинающихся пролежнях производят их обработку (см. Уход за кожей).

В обязанности персонала входит также ежедневное гигиеническое обеспечение больного (умывание, чистка зубов, обработка полости рта и т. д.), периодическое мытье и протирание, подмывание и т. п. При задержке мочи каждые 12 ч проводят катетеризацию, деятельность кишечника регулируют с помощью очистительных клизм.

У больных с поражением спинного мозга часто нарушена терморегуляция поэтому их тепло укрывают, на ноги надевают носки. Питание должно быть высококалорийным, легкоусвояемым, витаминизированным. В меню должны входить продукты, активирующие деятельность кишечника (растительная клетчатка, чернослив, инжир, кефир и т. д.).

Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1069;

Источник: https://studopedia.net/15_75663_vopros--zadachi-meditsinskoy-sestri-po-uhodu-za-bolnimi.html

Сестринское дело — задачи и цели

Основные задачи медицинской сестры

Медсестры — одни из наиболее важных сотрудников для каждого медицинского учреждения. Именно от них зависит организация оказания помощи пациентам и эффективность работы врачей.

Перечень функций, которые могут поручить такому специалисту практически безграничен.

Именно поэтому в современном здравоохранении различают категории медсестер, для каждой из которых характерен специфический перечень целей, задач и обязанностей.

Что такое сестринское дело

Сестринское дело — это важная область системы здравоохранения, занимающаяся профилактикой и предотвращением заболеваний, а также помощью пациентам и врачам.

Чтобы специалист мог успешно справляться с возложенными на него обязанностями, он должен повышать свою квалификацию, расширять профессиональные знания, изучать новые медицинские технологии и препараты.

Мнение о том, что зона ответственности таких медработников невелика — опасное заблуждение.

Сестринское дело в педиатрии

Педиатрические отделения привлекают многих начинающих специалистов. Однако нужно понимать, что это трудная и ответственная работа. Подход к сестринскому делу при работе с детьми отличается от того, что применяется со взрослыми пациентами: здесь важно внимание, терпение и настойчивость.

Многие пациенты таких отделений ещё не могут полноценно ухаживать за собой. Некоторые не могут делать этого по причине болезни. Медсестра должна взять эти функции на себя. Она следит не только за здоровьем, но и за гигиеной своих пациентов.

Сестринское дело в хирургии

Медсестра — правая рука хирурга. Она может выполнять разные обязанности: делать перевязки, следить за заживлением ран, помогать снимать швы. Отдельная категория — операционные работники. Они занимаются более ответственными задачами и работают скорее с имуществом медучреждения, а не с пациентами.

Операционная медсестра

Говорить о стоимости ошибки во время любой, даже самой простой, рутинной операции, не приходится: даже небольшая оплошность может обернуться трагедией. Задача медсестры — не допустить этого.

Это ответственная позиция, назначить на которую может только главный врач медучреждения. Сотрудник, претендующий на эту должность, предварительно должен пройти практику в перевязочных и операционных, а также доказать свой высокий уровень компетенций.

Навыки и умения

Каждая медицинская сестра должна уметь найти подход к пациенту— это одна из причин, по которым в программу включены циклы общеобразовательных дисциплин. В общем случае также понадобится умение ставить инъекции и работать с медицинскими приспособлениями. Остальные навыки определяются сферой деятельности.

К примеру, операционная сестра должна уметь ставить дренаж, делать переливание крови, останавливать кровотечение, контролировать движение взятого для анализов материала. Работнику педиатрии же важнее уметь отвлечь ребенка или превратить неприятную процедуру в игру, которая увлечет его.

Должностные обязанности медсестры

Процесс подготовки по направлению сестринское дело должен учитывать все возможные задачи, с которыми может столкнуться будущий медицинский работник на практике. Для каждой специализации есть свой перечень обязанностей, например.

  • Палатная. Контролирует заживление ран, выполняет предписания врачей, ставит капельницы и уколы, измеряют температуру, давление, выдают больным лекарства.
  • Операционная. Стерилизует материалы и инструменты, располагает их на рабочем столе, проверяет исправность аппаратуры, выполняет указания хирургов во время операции.
  • Медсестра педиатрии. Следит за чистотой пациентов, кормит маленьких и ослабленных детей, готовит к инъекциям, контролирует состояние, измеряет жизненно важные показатели.

Перечень обязанностей медицинской сестры также зависит и от политики медицинского учреждения: иногда сотруднику приходится выполнять гораздо больше задач.

Специалист должен знать

Перечень специфических знаний и умений зависит от той функции, которую будет выполнять медсестра. Однако каждый медицинский работник должен знать:

  • санитарно-гигиенические нормы и правила;
  • принципы профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • виды и особенности лечебно-диагностических процедур;
  • правила применения медикаментов, использования и ухода за оборудованием и инструментом;
  • нормы и принципы работы со стандартизованной медицинской документацией.

Хорошая медицинская сестра не только знает многое о своей профессии, но и умеет применять это, а также постоянно расширяет свой профессиональный кругозор. Необходимо следить за тенденциями отрасли, чтобы поддерживать качество услуг на высоком уровне.

Срок обучения

В процессе подготовки высококвалифицированных медицинских сестёр будущие медицинские работники осваивают необходимые навыки и получают исчерпывающие знания. Срок подготовки зависит от образования, которое получил абитуриент на момент подачи заявления.

Обучение сестринскому делу на базе среднего общего образования (11 классов школы) проводится по учебному плану, который рассчитан на 2 года и 10 месяцев. Абитуриенты с основным общим образованием (9 классов школы) учатся 3 года и 10 месяцев.

По завершении курса подготовки, различия между этими категориями учащихся в уровне профессиональных знаний и навыков отсутствуют.

Источник: http://www.cgma.su/publications/sestrinskoe-delo-zadachi-i-tseli

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.