Основные принципы здравоохранения рф

Вопрос № 7. Основные принципы здравоохранения в РФ

Основные принципы здравоохранения рф
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

Источники: Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (323-ФЗ от 21.11.2011 г), Ст. 4-13.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Пункт 4 статьи 10 вступает в силу с 1 января 2013 года (часть 3 статьи 101 данного документа).

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x75d5.html

Основные понятия и принципы здравоохранения. Профилактическое направление здравоохранения

Основные принципы здравоохранения рф

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ 4 КУРСА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина

И предмет преподавания.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению населения и совершенствованию его медицинского обслуживания.

Общественное здоровье и здравоохранение занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

Таким образом, «Общественное здоровье — важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов — врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Каждый врач должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами экономики и управления. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, которые представляют и науку, и предмет преподавания в системе высшей медицинской школы.

Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948 году сформулировала, что «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:

1-й уровень — здоровье отдельного человека (индивидуальное

здоровье).

2-й уровень — здоровье малых или этнических групп — групповое

здоровье.
   3-й уровень — здоровье населения, т.е. людей, проживающих на

конкретной административно-территориальной единице (область,

город, район и т.д.).

4-й уровень — общественное здоровье — здоровье общества, населения

страны, континента, мира, популяции в целом.

Характеристики группового, регионального, общественного здоровья в статике и динамике рассматриваются как интегральное состояние здоровья всех вместе взятых индивидуумов. При этом следует понимать, что это не просто сумма данных, а сумма взаимосвязанных количественных и качественных показателей.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Ресурсы здоровья – это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.).

Потенциал здоровья – это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и др.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).

Баланс здоровья – это выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.

Основные понятия и принципы здравоохранения. Профилактическое направление здравоохранения.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения.

Принципы здравоохранения законодательно закреплены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» и Конституции РФ.

Основные принципы здравоохранения

· Формирование единой государственной политики сохранения здоровья населения и повышение ответственности всех органов власти, каждого гражданина за ее реализацию

· Сохранение основ государственной (бесплатной) системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья.

· Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного.

· Внедрение механизмов программно–целевого планирования, управления и финансирования здравоохранения.

· Приоритет профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.

· Обеспечение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения(профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания).

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее – в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

5. Вопросы охраны здоровья населения в Конституции Российской Федерации

Основополагающими законами и подзаконными актами, обеспечивающими охрану здоровья населения России являются: Конституция Российской Федерации, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), Законы РФ «О медицинском страховании граждан» (нов.ред. 1993 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999),

Конституция Российской Федерации —высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемыми правами в области охраны здоровья, закрепленными в Конституции РФ и в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения». Гражданам гарантирована защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в пределах гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1084;

Источник: https://studopedia.net/3_27751_osnovnie-ponyatiya-i-printsipi-zdravoohraneniya-profilakticheskoe-napravlenie-zdravoohraneniya.html

Задачи и основные принципы отечественной системы здравоохранения

Основные принципы здравоохранения рф

Охрана здоровья населения — это совокупность экономических, правовых, социальных, научно-медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.

Здравоохранение представляет собой важнейшую отрасль социально-культурной деятельности, основной целью которой является осуществление перечисленных выше мер по охране здоровья населения.

Здравоохранение представляет собой систему, состоящую из структурных элементов (органы здравоохранения) и функциональных элементов (амбулаторная и стационарная помощь, санитарно-эпидемиологическая служба и т.д.), которые тесно связаны между собой.

Отечественная система здравоохранения состоит из государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (см. прил. 2 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», разд. 2 и 3).

Отечественное здравоохранение строится по следующим принципам:

приоритет профилактики в вопросах охраны здоровья граждан. Социально-экономические меры должны быть прежде всего направлены на предупреждение заболеваний и на устранение причин их возникновения.

Органы здравоохранения должны осуществлять контроль за соблюдением гигиенических норм и правил, выполнением санитарного законодательства.

Санитарное просвещение и воспитание здорового образа жизни, профилактическое направление основаны на диспансерном методе и участковом принципе работы учреждений здравоохранения;

соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья — конституционная гарантия всем гражданам на охрану здоровья. Основой законодательства РФ в отношении здравоохранения является Конституция РФ (ст. 41 закрепляет право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь).

Исходя из нее приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (см. прил. 2), в которых определены права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и т.д.

, доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья через систему обязательного социального страхования; ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан по охране их здоровья.

Задачи по охране здоровья граждан, заключаются: в установлении ответственности и компетентности органов государства, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; в правовом регулировании в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения; в определении прав граждан по охране их здоровья; в установлении гарантий соблюдения этих прав; в определении профессиональных прав, обязанностей, ответственности и социальной защиты медицинских и фармацевтических работников.

Медицинское страхование. Медицинское страхование бывает обязательным (ОМС) и добровольным (ДМС). Целью медицинского страхования является укрепление финансирования здравоохранения. В 1991 г. был принят закон «О медицинском страховании».

ОМС является всеобщим и реализуется согласно правилам и программам, единым для РФ. Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг.

Участниками медицинского страхования являются:

гражданин (застрахованный);

страхователь (тот, кто платит за страховку);

страховая медицинская организация (чаще всего это страховая компания, которая осуществляет страхование, формирует фонды и оплачивает помощь при возникновении страхового случая, т. е. при заболевании гражданина);

медицинское учреждение (оно получает деньги от страховой медицинской компании).

Страхователями при ОМС для неработающего населения (пенсионеров, детей, студентов, инвалидов, безработных) являются: органы государственной власти всех уровней; для работающих — работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Размер взносов за работающих определяет постановление Правительства РФ в процентах от заработной платы. Страховые взносы отчисляются работодателем из фонда заработанной платы, но не из заработной платы работника.

Размер страховых платежей на ОМС неработающих определяется на уровне субъекта РФ. Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ. Фонды передают средства в руки страховых организаций (компаний), которые имеют разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Именно страховые медицинские организации выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор между работодателем и страховой медицинской организацией, получает страховой полис. Полис находится на руках у застрахованного и имеет силу на всей территории РФ, а также на территории других республик, с которыми РФ имеет соглашение о медицинском страховании граждан.

Медицинская помощь оказывается при предъявлении гражданином страхового полиса. Наличие полиса является необязательным при оказании помощи по экстренным показаниям или при угрозе жизни пациента (см. Закон РФ от 12.02.94. «О медицинском страховании граждан в РФ», Закон РСФСР от 26.06 91.

«Положение о Фонде социального страхования РФ», «Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию», письмо Фонда социального страхования РФ).

Перечень видов бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Объем бесплатной медицинской помощи гражданам гарантируется правительством, утвердившим программу гарантий обеспечения бесплатной помощью, которая описывает гарантии в рамках обязательного медицинского страхования и в рамках помощи, предоставляемой за счет средств бюджета. Бесплатно гражданам предоставляются следующие виды медицинской помощи:

скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

амбулаторно-поликлиническая, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

при патологии беременности, родах и абортах;

при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.

Права граждан при получении медицинской помощи. При обращении за медицинской помощью гражданин в соответствии с законом имеет право:

на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства (не дать согласие);

получение квалифицированной медицинской помощи в рамках программы по обязательному медицинскому страхованию;

выбор врача и лечебного учреждения;

уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала;

получение информации о своих правах и состоянии своего здоровья, сохранение врачебной тайны;

проведение по его просьбе консилиума и получение консультаций у других специалистов;

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) вмешательством, всеми доступными способами;

допуск к себе законного представителя, в том числе адвоката; допуск к себе священнослужителя и отправление религиозных обрядов;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью вследствие оказания ненадлежащей медицинской помощи, в том числе и морального.

Бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами. Закон устанавливает группы населения, которым лекарственные средства отпускаются бесплатно или со скидкой, а также категории заболеваний, для лечения которых лекарства отпускаются в том же порядке. Бесплатно получают все лекарственные средства:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны (ВОВ) и приравненные к ним в правах граждане;

родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы;

граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов «Жителю блокадного Ленинграда»; Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

граждане из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в республике Афганистан и на территории других стран;

дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

инвалиды первой группы, неработающие инвалиды второй группы;

дети-инвалиды в возрасте до 16 лет;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (получившие и (или) перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, принимавшие участие в 1986 — 1987 гг.

в работе по ликвидации ее последствий, дети и подростки до 18 лет, а также дети первого и последующих поколений граждан, относящихся к большой части категорий граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы), а также вследствие радиационных аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского и военного назначения;

ветераны войны и труда, многодетные и малоимущие семьи, беременные женщины, безработные и отдельные другие группы населения по решению органов государственной власти субъектов РФ.

Бесплатно отпускаются все лекарственные средства гражданам, страдающим диабетом, проказой, раком, СПИДом, а также ВИЧ-инфицированным. При отдельных заболеваниях (детский церебральный паралич, болезнь Паркинсона, миопатия, бронхиальная астма, лучевая болезнь) граждане бесплатно получают только те лекарственные средства, которые необходимы для лечения данного заболевания.

С 50%-и скидкой от свободных цен предоставляются лекарственные средства следующим категориям граждан:

пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;

работающим инвалидам второй группы;

инвалидам третьей группы, признанным в установленном порядке безработными;

участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1900 гг. в пределах зоны отчуждения, военнослужащим и военнообязанным, привлекавшимся для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся пенсионерами или инвалидами;

ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, беременным женщинам, безработным и другим группам населения (по решению органов государственной власти субъектов РФ).

Бесплатные лекарственные средства отпускают только по рецептам врача, выписанным на специальных бланках. Аптеки получают плату за отпущенные бесплатно и по льготным рецептам лекарственные средства из местного бюджета.

6.5. Типы и виды учреждений здравоохранения

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

амбулаторно-поликлинические (амбулатории, городские поликлиники, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты), косметологические лечебницы, поликлиники на водном транспорте, поликлиники на железнодорожном транспорте, стоматологические поликлиники, центральные районные поликлиники и т.д.;

больничные (городские больницы, детские больницы, центральные районные больницы, больницы на водном транспорте, больницы на железнодорожном транспорте, специализированные больницы, частные лечебницы);

диспансеры (врачебно-физкультурные, кардиологические, кожно-венерологические, наркологические, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические и т.д.);

охраны материнства и детства (родильные дома, дом ребенка, ясли, молочная кухня);

скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови;

санаторно-курортные (санатории, детские санатории, курортные поликлиники, грязелечебницы, санатории-профилактории).

К санитарно-профилактическим учреждениям относятся: санитарно-эпидемиологические (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, дезинфекционные станции, противочумные станции, изоляционно-пропускные пункты на железнодорожном транспорте), санитарного просвещения (центры медицинской профилактики, дома санитарного просвещения и т.д.).

Существуют также учреждения судебно-медицинской экспертизы (бюро судебно-медицинской экспертизы), аптечные (аптеки, аптечные базы, аптечные киоски, аптечные магазины, аптечные склады, базы и склады медицинской техники, магазины медицинской техники и оптики, контрольно-аналитическая лаборатория).

Ведущее место в структуре учреждений здравоохранения занимают лечебно-профилактические учреждения. Основными принципами их деятельности являются: преемственность в работе различных учреждений и прежде всего поликлиник и стационаров, единство лечения и профилактики, участковый принцип обслуживания, диспансерный метод работы, общедоступность и специализация врачебной помощи.



Источник: https://infopedia.su/3x6.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.