Основные принципы организации здравоохранения

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

Основные принципы организации здравоохранения

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

10) применением телемедицинских технологий.

Источник: https://www.prizyv.net/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federacii/glava-2-osnovnye-principy-ohrany-zdorovya/

Принципы организации управления здравоохранением

Основные принципы организации здравоохранения

Сущностью государственного управления здравоохранением является обеспечение работоспособного и счастливого населения, имеющего физиологические предпосылки хорошо жить и приносить прибавочный продукт. С этой целью любое государство на разумной основе устанавливает систему правил и систему государственных органов для обеспечения выполнимости указанной задачи.

В настоящее время в Российской Федерации 30% населения страны, т.е. 40 млн. человек представляют сельское население. Из них 52% это женщины, 25 процентов — дети и меньше 25 процентов — мужчины. Эта демография прозвучала в словах министра здравоохранения РФ Т.Б.

Дмитриевой при отчете в Государственной Думе РФ 20 марта 1998 г. Смертность 13,8 на тысячу жителей. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 3 марта 1993 г.

№ 195 урегулирован порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации.

Основными источниками правового регулирования являются: Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. № 5487-1: Закон РСФСР от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан в РСФСР”.

Во исполнение закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР” Правительством РФ издано постановление от 23 января 1992 г.

№ 41 которым утверждены: Общее положение о страховых медицинских организациях, Положение о порядке выдачи лицензий на право заниматься медицинским страхованием, Типовой договор обязательного медицинского страхования граждан (работающих и неработающих), Типовой договор добровольного медицинского страхования граждан, Страховой медицинский полис.

Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” предусматривают государственную систему здравоохранения, муниципальную систему здравоохранения и частную систему здравоохранения.

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г.

№ 1387, предусматривает, что создание условий для развития частного сектора является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” закрепляют следующие основные принципы охраны здоровья граждан:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-санитарной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. В соответствии со ст.

43 Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей для выплаты установлен трехлетний срок до обращения в суд.

Гарантии осуществления медико-санитарной помощи гражданам включают первичную медико-санитарную помощь, основной вид помощи, доступный и бесплатный; скорую медицинскую помощь, она оказывается безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности; специализированную помощь.

Финансирование здравоохранения — ключевой вопрос. Концепция 1997 г. предусматривает “поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранение до 6-7 процентов внутреннего валового продукта”. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Концепция 1997 г. предусматривает систему обязательного медицинского страхования в качестве основы финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий. В ней говорится: “Возможны две системы финансирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования:

· финансирование через страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование;

· финансирование медицинских организаций филиалами территориальных фондов обязательного медицинского образования”.

А органы исполнительной власти и местного самоуправления, фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и медицинские учреждения будут, по предположениям Концепции 1997 г. публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 утверждены: Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования; Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования; Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлен 3,6% от фонда оплаты труда налогоплательщика.

Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование и Типовой договор обязательного медицинского страхования работающих граждан утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1018.

Среди основных положений по охране здоровья:

Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников и Инструкция по применению Списка профессиональных заболеваний (приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 г. № 405).

Проведение гигиенической аттестации всех руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения в Западном административном округе Москвы установлен распоряжением префекта Западного административного округа г. Москвы от 9 июля 1997 г. № 855-р.п “О проведении гигиенической аттестации декретированного контингента в Западном административном округе”. По результатам выдаются и регистрируются личные медицинские книжки единого образца, утвержденные Государственным комитетом санэпиднадзора Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г.

№ 392 утверждено Положение о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Довольно подробно урегулированы и требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих постановке на воинский учет и призыву на военную службу.

Расписание болезней с таблицами Соотношения роста и массы тела в норме и при нарушениях питания; Показателей степеней дыхательной (легочной) недостаточности; Таблицей оценки объема движений в суставах (в градусах); Дополнительными требованиями к состоянию здоровья граждан, закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”. Там приведено 89 статей расписания болезней, при которых граждане считаются ограниченно годными или совсем негодными к службе в армии.

Больничный листок теперь регулируется приказом-постановлением Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 267/66 “О внесении изменений и дополнение в Инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан”.


Источник: https://infopedia.su/12xbfc3.html

Основные принципы организации и управления здравоохранением в российской федерации

Основные принципы организации здравоохранения

В здравоохранении существует принцип двойного подчинения:•  вертикальное, или внутриотраслевое•  горизонтальное – подчинение органу государственной власти на соответствующем уровне.

Внутриотраслевое:

1.МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(стратегический уровень)
2.Местные органы управления здравоохранением (тактический уровень здравоохранения)Департамент здравоохранения областиДепартамент здравоохранения мэрии города
3.Лечебно-профилактические учреждения(исполнительный уровень здравоохранения)

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития и защиты прав потребителей.

Основные задачи Министерства здравоохранения и социального развития РФ

  • разработка основ государственной политики, федеральных целевых и государственных научно-технических программ;
  • контроль за качеством предоставленной населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции;
  • организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе в области промышленного производства;
  • профессиональное образование в области здравоохранения и медицинской промышленности;
  • разработка нормативов и стандартов, включающих медицинскую помощь, производство лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения;
  • разработка предложений по совершенствованию систем обязательного и добровольного медицинского страхования, а также использование иных источников финансирования здравоохранения;
  • разработка и осуществление мероприятий по профилактике инвалидности;
  • обеспечение социально-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения;
  • развитие рыночной инфраструктуры здравоохранения;
  • осуществление международных связей в области здравоохранения.

Структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ1.    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.2.    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.3.    Федеральная служба по труду и занятости.4.    Федеральное медико-биологическое агентство.5.    Пенсионный фонд РФ.6.    Фонд социального страхования РФ.7.    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Центральный аппарат (основные департаменты)

1.    Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социальной сферы.2.    Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения.3.    Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия.4.    Департамент медицинского страхования.5.    Департамент развития медицинской помощи детям.6.    Департамент высокотехнологичной медицинской помощи.7.  Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения.8.    Департамент занятости и трудовой миграции.9.    Департамент заработной платы и охраны труда.10.  Департамент науки, образования и кадровой политики.11.  Департамент социальной защиты.12.  Финансовый департамент.

Для решения широкого круга вопросов при министерстве существуют:

  • коллегия
  • общественный совет
  • научный совет
  • главные специалисты

Коллегия министерства создается в составе 25 человек. Ее цель – выработка согласованных решений, направленных на реализацию задач, возложенных на министерство.

Заседания коллегии проводятся не реже 1 раза в квартал по утвержденному плану. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами министра.

Местные органы управления здравоохранением
Задачи департамента здравоохранения и фармации Ярославской области
.

1.   Разработка концепции и стратегии Ярославской области в вопросах здравоохранения и медицинской помощи населению.2.  Обеспечение территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи гражданам области.3.   Обеспечение функционирования системы специального профессионального образования.4.    Осуществление руководства фармацевтической сетью.5.    Обеспечение контроля качества оказываемой населению медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.6.  Лицензирование и аккредитация медицинской и фармацевтической деятельности.7.    Аттестация медицинских и фармацевтических работников.8.  Разработка единой методики составления тарифов на платные услуги населению.

9.    Осуществление мероприятий по делам гражданской обороны и ЧС.

Структура департамента здравоохранения и фармации

1.    Директор департамента2.    Комитет по фармации3.    Информационно-аналитический центр4.    Отдел обращений граждан.5.    Экспертно-экономический отдел6.    Отдел кадров7.    Юридический отдел8.    Отдел медицины чрезвычайных ситуаций9.

    Отдел организации медицинской помощи взрослому населению.10.   Отдел организации медицинской помощи детскому населению11. Отдел аттестации специалистов с высшим и средним медицинским образованием.12.   Отдел технического надзора и материально-технического снабжения.13.

   Главные специалисты департамента.

Главные специалисты департамента

Штатные – состоят в штатном расписании, получают зарплату.Внештатные – не состоят в штате, но могут получать надбавку до 35% от своего оклада.Цель – разработка и организация мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности по своему профилю.

Задачи и функции главных специалистов

1.    Анализ заболеваемости, инвалидности и смертности, составление текущих и перспективных планов развития своей службы.2.    Содействие внедрению новейших технологий в практику ЛПУ области.3.    Анализ деятельности ЛПУ области по своему профилю.4.    Контроль за выполнением инструкций, методических рекомендаций, приказов и постановлений в ЛПУ области.5.    Работа с кадрами: повышение квалификации, аттестация, сертификация и выдвижение в резерв.6.    Контроль за рациональным использованием медицинской техники и медикаментозное обеспечение в МУЗ области.7.    Организация и проведение конференций, съездов, работы научно-практических обществ.8.    Консультативная работа: разбор спорных и сложных в диагностическом плане больных, проведение патологоанатомических конференций.9.    Прием годовых отчетов ЛПУ по своему профилю.10.    Разработка стандартов качества и его оценка.

Национальный приоритетный проект «Здоровье»

Начало реализации – 2006 год.Цель: повышение доступности и качества медицинской помощи населению и улучшение условий труда работников отрасли, а также повышение престижности врачебной профессии.

Основная предпосылка реализации – резкая депопуляция населения (в РФ – 0,6%)Причины смертности в РФ:Убийства – 35 тысСамоубийства – около 60 тысДТП – 30 тысОтравления алкоголем и его суррогатами – 40 тысУтопления – 17 тысБолее 70% смертей происходит в состоянии алкогольного опьянения.

Основные направления

1.    Развитие первичной медицинской помощи.2.    Развитие профилактического направления в медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни.3.    Повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.4.    Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов.5.    Увеличение пособий по материнству и детству.Цели диспансеризации:1.    Снижение заболеваемости гипертонической болезнью на 30%2.    Снижение частоты запущенных случаев заболеваний на 20%3.    Снижение заболеваемости ИБС на 12%

4.    Снижение заболеваемости туберкулезом, ЗППП, новообразованиями, заболеваниями органов дыхания на 2-5%

Источник: http://polechim.com/socialnaya-medicina/osnovnye-principy-organizacii-i-upravleniya.html

Принципы организации и функционирования системы здравоохранения

Основные принципы организации здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948 году сформулировала, что “здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”. ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определяют охрану здоровья как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Национальные системы охраны здоровья могут быть построены по трем основным организационно-экономическим вариантам:

  • государственная (бюджетная);
  • частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи);
  • система здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании.

Исторически государственная система здравоохранения являлась преемницей благотворительной медицины, при которой церковь и государство принимали на себя финансирование медицинской помощи неимущим слоям населения.

Особенности государственной системы здравоохранения следующие:

  1. основным источником финансирования здравоохранения при такой системе являются государственные налоги, а структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты различного уровня;
  2. финансирование медицинской помощи осуществляется преимущественно по структурному принципу (возмещение расходов учреждения в целом, а не оплата отдельных медицинских услуг);
  3. медицинские учреждения имеют государственный некоммерческий статус;
  4. планирование и управление государственной системой происходит централизованно (унитарно);
  5. оплата труда врачей производится тарифным способом, а правила найма и оплаты труда диктуются государством;
  6. административный контроль качества оказания медицинской помощи.

Основные преимущества государственно-бюджетной системы здравоохранения:

  • высокая степень социальной защищенности граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, проведения строгого государственного контроля за условиями оказания медицинской помощи;
  • высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Конституция СССР 1977 г. впервые закрепила и обеспечила рядом гарантий право граждан на охрану здоровья. В эту систему гарантий вошла и гарантия предоставления бесплатной медицинской помощи.

Медицинские ресурсы в подавляющем большинстве были исключительной собственностью государства, а врачи – государственными служащими.

В 50 – 60-х гг. прошлого столетия государственная служба здравоохранения рассматривалась как передовая национальная система организации медицинской помощи. Однако в последующем был выявлен целый ряд существенных системных дефектов данной системы:

  • дефицит финансовых и иных ресурсов здравоохранения, обусловленный нестабильным состоянием бюджетов в периоды экономического спада и неэффективным распределением материальных и специальных ресурсов;
  • ограниченность материальных стимулов в деятельности медицинских работников и учреждений;
  • общий низкий уровень оплаты труда медиков;
  • слабая зависимость оплаты труда медицинских работников и финансирования медицинских учреждений от объемов и качества выполняемой работы;
  • отсутствие возможности выбора врача и медицинского учреждения пациентом;
  • слабое внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
  • отвлечение значительных финансовых ресурсов на содержание учреждений;
  • слабая оснащенность учреждений.

Частная система здравоохранения основывается на добровольном (частном) медицинском страховании и непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина).

Особенности частной системы:

  • преимущественно негосударственный, коммерческий статус страховых, медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;
  • свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
  • высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение;
  • основной источник финансирования медицинской помощи – личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;
  • широкий диапазон медицинских учреждений, различных по уровню качества и стоимости медицинских услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей;
  • особое внимание к качеству медицинской помощи, защите прав потребителя;
  • высокие доходы врачей и других медицинских работников.

Система частного здравоохранения в чистом виде не функционирует ни в одной из национальных систем организации медицинской помощи, что обусловлено некоторыми ее недостатками:

  • высокая стоимость медицинских услуг;
  • недоступность медицинской помощи для значительных слоев населения;
  • недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике;
  • приоритет в лечении легких заболеваний;
  • неэффективное использование ресурсов;
  • преобладание затратных хозяйственных механизмов;
  • гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
  • отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур;
  • применение медицинских технологий, иногда небезопасных для здоровья пациентов.

Возникновение частного здравоохранения исторически было связано с удовлетворением потребности в высококачественных и дорогостоящих медицинских услугах состоятельных слоев населения, в силу чего данная система не может быть организационно-финансовой основой национальной системы охраны здоровья в целом, а должна использоваться как дополнение к государственному здравоохранению или системе, основанной на социальном страховании.

Современная система здравоохранения – система регулируемого страхования здоровья граждан

Здравоохранение, основанное на социальном медицинском страховании, начало складываться в конце XIX – начале XX вв., а к настоящему времени имеется в большинстве цивилизованных стран, в том числе и в нашей стране. Как правило, такие системы охраны здоровья в той или иной степени управляются государством (регулируемые системы страхования здоровья).

Для такой системы характерны следующие признаки:

  • наличие нескольких основных источников финансирования, среди которых – средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками;
  • наличие децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях);
  • осуществление контроля качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг финансирующими организациями;
  • многообразие форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;
  • регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.

Таким образом, система, основанная на социальном страховании, объединяет в себе положительные черты государственного и частного здравоохранения.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание лечебно-диагностических услуг при возникновении страхового случая.

Страховой риск определяется как предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления, как например, развитие того или иного заболевания.

Под страховым случаем понимают свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Экономической базой медицинского страхования является специально формируемый фонд денежных средств, из которых оплачиваются услуги. Роль центральной финансирующей организации в страховой медицине в нашей стране выполняют фонды обязательного медицинского страхования как экономически самостоятельные некоммерческие структуры.

Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, лечебными учреждениями.

К наиболее важным преимуществам системы регулируемого страхования относят:

  • высокую степень охвата населения медицинским страхованием;
  • наличие гарантий бесплатной помощи;
  • свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем;
  • разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг;
  • обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.

К недостаткам данной системы можно отнести:

  • недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования;
  • высокую стоимость медицинских услуг, неэффективность мер по сдерживанию цен;
  • недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе;
  • высокие административные расходы, обусловленные прежде всего ведением информационноемких учетных операций.

Общемировые концепции развития здравоохранения

При выборе форм и методов проводимых в здравоохранении преобразований учитывается потребность населения в медицинской помощи, а также экономические возможности общества по удовлетворению этих потребностей.

Долгое время считалось, что уровень медицинской помощи в стране тем выше, чем значительнее затраты на развитие здравоохранения (экстенсивный путь развития).

Данное положение в значительной степени утратило свое значение с начала 1960-х гг., когда наметились негативные тенденции в динамике здоровья практически во всех странах. Стало очевидно, что экстенсивный способ развития здравоохранения себя исчерпал и требуются новые подходы и концепции развития медицинской помощи.

Среди таких новых концепций – два направления развития, на базе которых строилась современная система охраны здоровья в большинстве развитых стран.

Первая концепция (факторов риска) предполагает, что здоровье людей зависит не только от здравоохранения, но и от образа и условий жизни с их общественными и индивидуально-поведенческими особенностями, а также состояния окружающей среды.

В дальнейшем это направление выросло в стратегию укрепления здоровья и профилактики болезней, которая во многих странах реализуется в виде рекомендованной ВОЗ программы “Здоровье для всех”.

Вторая концепция была связана с необходимостью повышения эффективности служб здравоохранения, что соответствовало переходу от экстенсивного развития здравоохранения к интенсивному.

Это означало, что во многих странах мира стали соизмерять результаты с затратами, стремясь найти такую оптимальную модель, при которой относительно небольшие затраты давали бы хорошие результаты в виде улучшения показателей здоровья населения.

С середины 1980-х гг. в нашей стране проводилось непрерывное реформирование здравоохранения, вначале в форме так называемого нового хозяйственного механизма (с 1987 по 1991 гг.), а начиная с 1992 г. и по настоящее время – в виде становления системы здравоохранения, основанной на социальном страховании.

Источник: http://be5.biz/pravo/m003/3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.