Обязанности мед организаций

На что имеет право медицинская организация

Обязанности мед организаций

Жизнь и здоровье граждан Российской Федерации являются наивысшей социальной ценностью, которые охраняются законом. Поэтому законодатель закрепил на наивысшем уровне права и обязанности медицинских организаций — перечень, которым обладают субъекты оказания всех видов медицинской помощи.

Главной целью принятия большинства законов, касающихся учреждений, находящихся под руководством Министерства Здравоохранения, является гарантирование каждому человеку оказания в случае необходимости надлежащей медицинской помощи, а также возможности защитить и восстановить свои права, как пациента, в случае их нарушения со стороны медицинского персонала.

Система государственной здравоохранительной системы

Прежде чем привести и раскрыть перечень прав и обязанностей медицинской организации необходимо уяснить, какие органы входят в число тех, на которые распространяется правовой статус медицинских учреждений.

Первое, что нужно уяснить, это то, что все медицинские учреждения и высшие исполнительные органы, осуществляющие контроль над их деятельностью, являются объектами, отнесёнными в ведение исполнительной ветви власти, соответственно во главе такой структуры должно находиться Министерство.

Итак, система государственной здравоохранительной системы представлена (в иерархии):

  1. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Его основными функциями является законодательная инициатива, направленная на регулирование и совершенствование правоотношений, возникающих при обращении гражданина за каким-либо видом медицинской помощи. Контроль за деятельностью подведомственных структур (в том числе и медицинских учреждений). Введение в применение иностранного опыта путём внесения изменений и новшеств в ведомственную документацию, рекомендованную к использованию организациями, оказывающими врачебную помощь.
  2. Территориальные органы исполнительной власти, деятельность которых направлена на охрану жизни и здоровья населения. Эти органы (ОМС) осуществляют контроль на местном уровне, ведут отчётность о проделанной работе Министерству (результаты проверок, обобщение данных, статистическая информация). Информируют о проблемах, возникающих при оказании медпомощи местными структурами, а также предлагают возможные варианты их решения, если их собственных полномочий и (или) ресурсов для устранения недостаточно.
  3. Российская академия наук. Ведёт основную научную работу в сфере оказания всех видов медпомощи, проводит исследовательскую работу, проводит исследование по разработке и открытию лечебных препаратов, аппаратов, методик.
  4. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые находятся под руководством Федеральных органов системы здравоохранения. Осуществляют обеспечение реализации законов, распоряжений и рекомендаций Министерства Здравоохранения медицинскими организациями федеральных субъектов, осуществляющих свою деятельность на законных основаниях.
  5. Управленческие органы, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан. Осуществляют управление деятельностью субъектов, оказывающих все виды медицинских услуг (в том числе неотложную помощь).
  6. Иные структуры, основным направлением деятельности, которых является охрана здоровья граждан: фармацевтические организации и компании, учреждения законом наделены правом проведения судебно-экспертных актов, структуры, осуществляющие деятельность по охране здоровья в рамках защиты прав потребителей.
  7. Прочие организации, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение здоровья населения Российской Федерации.

Помимо вышеуказанных, к системе органов здравоохранения относят муниципальные учреждения, основными направлениями осуществления полномочий, которых является сфера здравоохранения, а также подведомственные им органы.

Также необходимо отметить, что частные структуры не являются исключением и законом внесены в перечень органов системы здравоохранения, обязаны действовать исключительно в рамках закона и в интересах граждан.

Любые положения, которые могут быть закреплены в учредительных документах таких организаций, в случае противоречия с законом, являются ничтожными, а медицинские сотрудники таких структур (наряду с владельцами-основателями) несут равную ответственность с работниками медицинских организаций государственной формы собственности.

Права, которыми наделяются медицинские организации

Основную нормативную базу, которая регламентирует перечень прав, принадлежащих субъектам, осуществляющим деятельность по охране здоровья граждан на законных основаниях, составляют Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан РФ», «Об обязательном мед страховании граждан РФ», а также Конституция.

Все права медицинских организаций, которыми их наделяет законодатель, условно можно разделить на три сферы:

  • трудовые права, осуществляемые субъектами системы здравоохранения;
  • права в области непосредственной деятельности по охране здоровья граждан;
  • права, которые касаются научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках закона, интересах органов здравоохранительной системы и общества в целом.

Таким образом, медицинская организация имеет право:

  1. Утверждать штат сотрудников, подавать ходатайство на добавление штатных единиц при их недостатке (с предоставлением объективной аргументации), утверждать систему, по которой будет осуществляться выплата заработной платы медицинских работников (с учётом минимальных ставок, установленных законодателем).
  2. Оказывать оплачиваемую медицинскую помощь, заключать договора на оказание медицинских услуг на оплачиваемой основе с учётом положений обязательного медицинского страхования физических лиц, также тарификации сумм оплаты врачебных услуг, оказываемых на платной основе.
  3. Сбор и обобщение данных относительно медицинского обслуживания, выявление недостатков и недочётов, а также выдвижение руководящему органу предложений, относительно оптимизации работников соответствующего медучреждения и работы организации в целом.
  4. Медицинская организация имеет полное право опротестовывать документацию страховых организаций, заключающую необъективные данные относительно качества предоставленной врачебной помощи (манипуляций), условий оказания медицинских услуг, превышения или сокращения объёма оказанной медпомощи.
  5. Реализовывать полномочия в сфере охраны здоровья на неоплачиваемой основе в рамках обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
  6. Издавать документацию, непосредственно касающуюся реализации функций в сфере охраны здоровья и в рамках своих полномочий с использованием официальных бланков, печатей и штампов, а также, в случае наличия, электронных цифровых подписей. К таким документам относятся больничные листы, справки, рецепты на медицинские препараты.
  7. Использовать в своей деятельности лекарственные препараты и медицинское оборудование, сертифицированное на уровне государства, биологически активные добавки и препараты специализированного диетического питания.
  8. Страховая медицинская организация имеет неотъемлемое право заниматься установлением суммы взноса в меценат за оказываемые услуги, застраховывать физические лица (выступать страхователем), которые обратились за предоставление данной услуги.

Права медицинских организаций и обязанности граждан, выступающих в роли пациентов, корреспондируют друг другу. Однако перечень прав, которыми наделены законом пациенты гораздо шире вышепредставленного списка.

Также к правам учреждений системы здравоохранения можно отнести возможность подавать ходатайства в суд о даче разрешения на осуществления врачебного вмешательства без получения письменного согласия, или при наличии информированного отказа, право принимать на себя ответственность за деятельность медперсонала в случае оказания помощи больным при отсутствии возможности получить согласие на совершение определённых манипуляций.

Страховая медицинская организация имеет право требовать отчётность об оказанных услугах, их количестве (права страховой медицинской организации непосредственно выплывают из текста Федерального закона «Об обязательном мед страховании…»).

В целях обеспечения предоставления гражданам квалифицированных медицинских услуг, оказания их надлежащим образом, а также гарантирования физическим лицам охрану здоровья, на медицинские организации закон возлагает следующие обязанности:

  • выполнять все обязательства, возложенные законодателем на субъектов, оказывающих врачебную помощь гражданам на законных основаниях;
  • совершать свою деятельность строго в рамках закона, в работе руководствоваться Федеральными, местными нормативно-правовыми актами, а также распорядительными документами органов исполнительной власти;
  • оказывать медуслуги на неоплачиваемом основании в рамках программы обязательного медстрахования граждан Российской Федерации;
  • составлять отчёты об оказанных услугах и предоставлять их соответствующему контролирующему органу;
  • в своей деятельности использовать разрешённые препараты и утверждённые методики лечения;
  • вести профилактическую работу, направленную на сокращение заболеваемости и распространения заболеваний;
  • информировать пациентов о состоянии их здоровья, возможных последствиях, а также способах и методах лечения, которые могут (планируются) применяться;
  • перед осуществлением вмешательства в условиях стационара получать письменное согласие от пациента на совершение таких действий;
  • соблюдение врачебной этики и сохранение тайны;
  • гарантировать оказание экстренной медпомощи на неоплачиваемом основании;
  • использовать доступные средства информации для уведомления населения о графиках работы, оказываемых услугах (их ценах, при оказании платных услуг), предоставляемых организацией, а также, в случае необходимости, о эпидемиологическом положении в округе (государстве) и моделях поведения, направлены на профилактику, снижение заболеваемости;
  • проводить мониторинг соответствия сотрудников занимаемым должностям, проверку их квалификации, при необходимости обеспечивать повышение квалификации и переквалификацию медработников (установление испытательных сроков, проведение теста соответствия знаний занимаемой должности);
  • предоставлять информацию в ОВД в случае поступления пациентов, физическое состояние, которых нарушено вследствие явных противоправных действий, совершённых третьими лицами;
  • проводить страхование собственной гражданской ответственности;
  • обеспечивать надлежащие условия оказания помощи и её эффективность;
  • информировать население о действующих программах предоставления бесплатной врачебной помощи, программами обеспечения нуждающихся граждан и слоёв населения необходимыми лекарственными препаратами;
  • пропагандировать здоровый образ жизни среди всех слоёв населения.

Из вышеприведённого списка необходимо сделать вывод, что перечень обязанностей, которые необходимо выполнять организациям, оказывающим врачебную помощь, направлен на обеспечение эффективной работы всей системы органов здравоохранения и повышение результативности политики, внедряемой государством относительно охраны здоровья населения.

Профессионализм услуг, которые оказываются структурами системы здравоохранения, напрямую зависит от выполнения всеми её звеньями обязанностей и реализации прав, закреплённых на уровне закона.

Только полное понимание важности здоровья нации и ответственное отношение врачей к своей деятельности способны привести к повышению качества обслуживания, сокращению заболеваемости и положительному отношению граждан к отечественной медицине в целом.

Источник: https://provolochek.ru/medicina/prava-i-obyazannosti-organizatsij.html

Права и обязанности медицинских организаций

Обязанности мед организаций

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании выданной в установленном порядке лицензии. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) в части, касающейся медицинской деятельности, распространяет нормы, регулирующие деятельность медицинских организаций, на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью. Закон об охране здоровья приравнивает к медицинским организациям индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.

Закон об охране здоровья содержит нормы, раскрывающие правовой статус медицинских организаций, что является новеллой законодательства об охране здоровья граждан. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) не регламентировали права и обязанности медицинских организаций.

Права медицинской организации

Медицинская организация вправе:

  • Вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;
  • Участвовать в оказании гражданам РФ медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — федеральная Программа) включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;
  • Выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в установленном порядке — см. Приказ Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н (порядок выдачи справок и медицинских заключений), Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (порядок выдачи листков нетрудоспособности), Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110 (порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания);
  • Осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования;
  • Создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и соблюдением врачебной тайны.

Обязанности медицинской организации

  • Оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме безотлагательно и бесплатно;
  • Осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;
  • Информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках федеральной Программы и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная Программа);
  • Соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;
  • Обеспечивать применение разрешенных к применению в РФ лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
  • Предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
  • Информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации;
  • Обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ;
  • Информировать органы внутренних дел в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
  • Осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи;
  • Вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по установленным видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздрав, Росстат и др.);
  • Обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности;
  • Проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий;
  • Признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 ст. 20 Закона об охране здоровья (имеются в виду несовершеннолетние, в отношении которых информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дают их родители/законные представители), либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица.

Обязанности медицинской организации при реализации федеральной Программы

Наряду с обязанностями, указанными выше, Закон об охране здоровья при реализации федеральной Программы предусматривает следующие обязанности медицинской организации:

  • Предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с федеральной Программой;
  • Обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках федеральной Программы и территориальной Программы. Отказ в оказании указанной медицинской помощи гражданам и взимание платы за ее оказание не допускаются;
  • Обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;
  • Проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Права медицинской организации при реализации федеральной Программы

Медицинские организации, участвующие в реализации федеральной Программы и территориальной Программы, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

  • На иных условиях, чем предусмотрено федеральной Программой, территориальной Программой и (или) целевыми программами;
  • При оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • При самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка выбора врача и медицинской организации в рамках федеральной Программы.

Полный текст материала доступен только
по подписке Доступ к платным сервисам kormed.ru Уже оформили?ПодробнееСпособы оплаты Оформить Оформить Пробная подпискаПопробовать Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА – это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу! Подробнее Подробнее Есть вопросы? Задайте их юристу! в социальных сетях ВКонтакте Telegram Instagram Яндекс.ДЗЕН

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/prava-i-obyazannosti-medicinskoj-organizacii/prava-i-obyazannosti-medicinskih-organizacij/

Права и обязанности медицинских учреждений

Обязанности мед организаций

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) наряду с правами и обязанностями физических лиц и государственных органов отдельно выделяет права и обязанности медицинских организаций.  Можно отметить, что законодательство предусматривает гораздо большее количество обязанностей, чем прав. В данной статье мы проанализируем только наиболее проблемные положения медицинского законодательства.

Сфера регулирования

В узком понимании под медицинской организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность в качестве основного вида предпринимательской деятельности.

Однако все права и обязанности медицинских учреждений в одинаковой степени распространяются и на юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность наряду с уставной деятельностью.

Кроме того, данные положения относятся также к индивидуальным предпринимателям, занимающимся соответствующей деятельностью.

Права медицинских организаций

Во-первых, медицинская организация вправе выдавать  различные медицинские документы (справки, рецепты, листки трудоспособности или медицинские заключения), а если  быть более точным, то непосредственно данное правомочие реализуется посредством деятельности должностных лиц данного учреждения.

Однако стоит понимать, что ввиду различных ограничений не любой работник медицинской организации вправе выдавать вышеуказанные документы.

Так, выписывать рецепты вправе только врачи, а также в отдельных случаях фельдшеры и акушерки (аналогично, для выдачи справок),  а листки нетрудоспособности – лечащие врачи, а также фельдшеры в предусмотренных подзаконными актами случаях.

Особо отметим, что не могут выдавать листки нетрудоспособности организации переливания крови, организации скорой медицинской помощи, приёмные отделения больничных учреждений, а также медицинские организации особого типа.

Ещё одним правом является осуществление медицинскими организациями научной деятельности. Однако согласно ФЗ «О науке научно-технической деятельности», научная деятельность также должна быть предусмотрена уставом медицинской организации.

Наконец, проблемным вопросов является  право медицинских организаций на создание  информационных систем локального уровня, содержащих сведения о пациентах.

Прежде всего, рассматриваемое право непосредственно связано с обязанностью по соблюдению конфиденциальности и сохранению врачебной тайны, именно это обстоятельство, согласно позиции Конституционного Суда РФ, гарантирует права пациентов, а данная норма не нарушает неприкосновенность частной жизни.

Таким образом, главным условием использования медицинским учреждением такой системы является обеспечение защиты персональных данных и нераспространение врачебной тайны.

Обязанности медицинских организаций

В контексте вопроса, касающегося обязанностей медицинских учреждений, мы, прежде всего, остановимся на тех обязанностях, несоблюдение которых может повлечь за собой серьёзные юридические последствия для организации, а также иных проблемных вопросах.

Прежде всего, это обязанность организации оказывать экстренную помощь. В соответствии со ст. 11 Закона она должна быть оказана бесплатно и безотлагательно, вне зависимости от того, является ли организация государственной или частной. Несоблюдение данной нормы влечёт ответственность для врача по ст.

124 Уголовного кодекса РФ. Однако может возникнуть вопрос, существуют ли какие-то пределы обязанности по оказанию экстренной помощи.

В частности, практикой так и не решён вопрос, о правомерности отказа медицинской организации в оказании помощи больному, обусловленного отсутствием необходимого оборудования для оказания квалифицированной помощи.

Ещё одна обязанность медицинских учреждений, направленная на обеспечение прав пациентов, – это информирование о бесплатном оказании помощи в рамках программы государственных гарантий.

Особенно актуален данный вопрос для коммерческих организаций, так как большинство из них специализируется на платном оказании услуг, однако, несмотря на это, обязанность по информированию о возможности бесплатного получения медпомощи распространяется и на коммерческие организации.

Информирование может осуществляться как в устной форме непосредственно самим лечащим врачом, так и на информационных стендах, официальном сайте организации.

Более того, если организация сама непосредственно участвует в программе государственных гарантий, то она обязана предоставить пациентам информацию о конкретных условиях оказания помощи, её объёме, а также порядке.  За несоблюдение обязанности по информированию медицинская организация подлежит ответственности по ст. 6.30. КоАП РФ.  Максимальный штраф для юридических лиц по данной статье равен 30 тыс. рублей. 

В сфере информирования граждан медицинская организация также обязана информировать граждан о той медицинской деятельности, которая ей осуществляется, а также размещать сведения о своих работниках, в том числе об уровне их квалификации и образования.

В этой связи необходимо отметить следующее. Для размещения информации о сотрудниках в сети Интернет (обычно информация размещается на сайте организации) получения их согласия не требуется.

Такая правовая позиция подтверждена разъяснениями Роскомнадзора, а также судебной практикой. 

Наконец, обеспечения использования только лекарственных средств (далее – ЛС), разрешенных к применению на территории РФ также является важной обязанностью медицинских учреждений. При этом понятие «разрешённых к применению» следует толковать в ряде аспектов. Во-первых, ЛС должно быть зарегистрировано в соответствии с фармацевтическим законодательством.

Во-вторых, ЛС должно соответствовать требованиям к качеству, что должно быть подтверждено декларацией о соответствии. В-третьих, оно не должно быть контрафактным или фальсифицированным. Нарушение любого из этих условий влечёт за собой достаточно суровые санкции, предусмотренные КоАП РФ (см. например, ст. 14.43. КоАП РФ – штраф до 300 тыс.

рублей), а также УК РФ в случае распространения фальсифицированной продукции. 

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/farmatsevticheskoe-i-meditsinskoe-pravo/81-prava-i-obyazannosti-meditsinskikh-uchrezhdenij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.