Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства

Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен об­ладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с мо­ментом его возникновения.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно в момент его регистрации и прекращаются в момент завершения его ликвидации.

Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и, соответственно, иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными норма­тивными актами. Такие юридические лица обладают общей правоспо­собностью.

Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соот­ветствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность — иметь специальный характер (специальную правоспособность).

В первую категорию входят все коммерческие организации, за исклю­чением унитарных предприятий и других видов организаций, предус­мотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.

Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а так­же коммерческие организации, исключенные из числа организаций, имеющих общую правоспособность.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ве­дение лицензирования. Действие данной правовой нормы распростра­няется на юридических лиц общей и специальной правоспособности.

Дееспособность юридических лиц — это возможность своими дейст­виями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы.

Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли органи­зации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание).

Орган юридического лица не является самостоя­тельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет его интересы в целом.

Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобре­тение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных доку­ментах.

Представительством является обособленное подразделение юриди­ческого лица, расположенное вне места его нахождения, которое пред­ставляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и дей­ствуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридиче­ским лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы указываются в учредительных доку­ментах юридического лица.

Просмотры сегодня: 3 465

Источник: https://lexguide.ru/grazhdanskoe-pravo/pravosposobnost-i-deesposobnost-yuridicheskogo-lica.html

Виды юридических лиц, их правоспособность

Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т.е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Специальной правоспособностью обладают: во-первых, некоммерческие организации; во-вторых, коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации); в-третьих, коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

Общая (универсальная) правоспособность юридического лица – это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью (банки, страховые и инвестиционные организации и др.).

Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности».

Юридические лица различаются по своим учредителям и целям деятельности и имеют в зависимости от этого различные организационно-правовые формы.

Существует следующая классификация:

По признаку, характеризующему правовой статус имущества организации

юридические лица могут быть созданы на основе имущества, находящегося в частной собственности их учредителей либо в государственной (муниципальной) собственности.

По праву, возникающего у участников юридического лица, в отношении этого юридического лица, (ст. 48 ГК):

организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);

организации, в отношении которых у их участников могут возникать обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства);

организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает (общественные и религиозные организации (объединения), за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств, а также фонды и объединения юридических лиц).

Сами юридические лица могут обладать имуществом на праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) либо праве собственности (все иные юридические лица).

В зависимости от принципа формирования состава участников юридического лица в континентальном праве традиционно различаются корпорации и учреждения.

В зависимости от цели создания и деятельности юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Возникновение юридических лиц, учредительные документы, наименование, органы управления.

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юр.лица. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юр. лицо считается созданным с момента его гос. регистрации.

Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно-явочный способ создания юр. лиц, в соответствии с которым для образования юр. лица не требуется получения предварительного разрешения гос.органов. Разрешение гражданам и юр. лицам учреждать новые юр.

лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юр. лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Разрешительный способ создания юр. лица установлен в качестве исключения из общего правила.

Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного гос. органа на образование юр. лица. Например, в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” определяются случаи, когда на создание коммерч.

организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Гос. регистрация юр. лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. С 1 июля 2002 г. гос. регистрацию юр. лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные гос.

регистрации включаются в Единый гос. реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юр.

лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т.д. Основания отказа в гос. регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для гос.

регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Юр. лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (ст. 54 ГК). Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Юр. лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст.52 ГК) В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Статья 53. Органы юридического лица.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание).

Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников.

Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям.

Это, однако, не касается собраний “трудовых коллективов” юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Источник: https://stydopedia.ru/3xa19.html

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной (целевой)

Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

1. Юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своегоимени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.

2. Цели создания юридического лица: • централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте; • уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательвтвам;

• обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

3. Признаки юридического лица:

• организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица; • имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету; • самостоятельная имущественная ответственность. По общему правилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, – ст. 120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

• возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридическое лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.

4. Учредители (участники) юридического лица могут иметь в отношении его
имущества следующие права:

• вещные права (государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения); • обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

• вообще не иметь никаких прав (общественные объединения и фонды).

1. Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью. Она возникает с момента регистрации юридического лица и прекращается в момент регистрации его прекращения.

2. Виды правоспособности юридических лиц:

• специальная правоспособность.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (некоммерческие организации и унитарные предприятия); • общая правоспособность, предполагающая возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Законом РФ, “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 158-ФЗ от 25 сентября 1998 года (с изм. на 12 мая 2000 года), юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).

3. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах. Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы.

Представительство – это находящееся вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал кроме представительских осуществляет также все иные функции юридического лица или их часть.

Все филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах юридического лица. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами (а следовательно, и субъектами гражданского права). Их руководители осуществляют свои полномочия на основании доверенности.

Филиалы и представительства действуют на основании положений, принятых учредившим их юридическим лицом, а переданное им имущество является имуществом этого юридического лица.
Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).

30. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в гражданских правоотношениях.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

К вышеуказанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Выступление в гражданских правоотношениях на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами означает, что:

-правоотношение возникает на основе договора, а не властного предписания органа государственной или муниципальной власти;

-вопросы изменения, расторжения договора решаются по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа власти;

-возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;

-государство, муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушения обязательств, субъективных прав кредиторов, потерпевших;

-государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).

Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная (федеральная и субъектов федерации) и муниципальная собственность (ст. ст. 214, 215 ГК).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Российская Федерация вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица, а также указанные субъекты вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).

Источник: https://studopedia.ru/10_48234_pravosposobnost-yuridicheskogo-litsa-mozhet-bit-obshchey-i-spetsialnoy-tselevoy.html

14. Правоспособность и дееспособность юридического лица

Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

Правоспособностьюридического лица возникает с моментаего государственной регистрации, т.е.внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. Уюридического лица выделяют два видаправоспособности:

  1. Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права любые гражданские права или обязанности для осуществления любых видов деятельности. Универсальной правоспособностью на сегодняшний день обладают хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

  2. Специальная (целевая) правоспособность. Допускает возможность обладания ЮЛ только теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах. Некоммерческие организации обладают именно целевой правоспособностью; среди коммерческих – унитарные предприятия.

Правоспособностьи дееспособность ЮЛ возникают одновременно,поэтому ГК РФ использует только первуюкатегорию. ЮЛ приобретает права и несётобязанности через свои органы, которыедействуют в соответствии с законом,иными правовыми актам и учредительнымидокументами.

Право юридическоголица осуществлять деятельность, назанятие которой требуется получениялицензии, возникает с момента получениятакой лицензии или в указанный в нейсрок и прекращается по истечении срокаеё действия, если иное не установленозаконом и иными НПА.

Юридическое лицоможет быть ограничено в правах лишь вслучаях и в порядке, предусмотренныхзаконом. Решение об ограничении правможет быть оспорено ЮЛ в суде.

ПравоспособностьЮЛ прекращается в момент внесения записио его исключении из Единого государственногореестра ЮЛ.

16. Порядок и способы создания юридических лиц

Юридические лицасоздаются по воле их учредителей, однакогосударство контролирует законностьих создания в интересах участниковимущественного оборота.

Из этого вытекаеттребование об обязательной государственнойрегистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51ГК).

Для детального регулирования порядкагосударственной регистрации юридическихлиц принят специальной ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» от8.08.2001 г.

В качестве учредителейюридического лица могут выступать ихпервоначальные участники (члены) – вбольшей части организаций, собственниких имущества или уполномоченный орган– при создании унитарных предприятийили учреждений, а также иные лица,вносящие имущественные вклады (фонды).

Законодательствуизвестны различные порядки регистрацииюридических лиц:

1. Явочно-нормативный.Он исключает необходимость полученияпредварительного разрешения органовпубличной власти на создание юридическоголица. Учредители являются в регистрирующийорган, который не вправе отказать им врегистрации создаваемой организациипри отсутствии каких-либо нарушенийправовых норм с их стороны. В такомпорядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный.Этот порядок предусмотрен в качествеисключения для ЮЛ, предполагающихзаниматься только предпринимательскойдеятельностью.

Он связан с необходимостьюполучения предварительного разрешенияот органов публичной власти на созданиесоответствующего ЮЛ, что служит общиминтересам участников оборота.

В такомпорядке создаются коммерческие банки,а также юридические лица, могущие занятьдоминирующее или монопольное положениена рынке определенных товаров. Т.о.очевидна невозможность полного отказаот разрешительного порядка даже вразвитой рыночной экономике.

Юридическое лицосчитается созданным с момента внесениязаписи в Единый государственный реестрюридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же датывозникает и его правоспособность.

Государственной регистрации подлежаттакже все изменения статуса ЮЛ, егоУстав. Регистрация осуществляет ИФНСлибо органами юстиции в порядке,предусмотренном ФЗ.

ИФНС (органы юстиции)ведёт также и Реестр, который находитсяв свободном доступе, чтобы каждый могполучить информацию о потенциальномпартнёре посредством выписки.

Процесс государственнойрегистрации начинается с моментафактической подачи документовв регистрирующий орган. Список документовустановлен в ст. 12 ФЗ:

  • подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапепроизводится обязательная проверкарегистрирующим органом предоставленныхдокументов. Проверка состоит из двухстадий: внешней проверки (полнотапредставления, порядок составления,наличие реквизитов) и внутренней проверкисодержания документов на соответствиезаконодательству РФ.

После всестороннейпроверкипроизводится собственно регистрацияюридического лица. Срок регистрацииисчисляется со дня фактической подачидокументов, и согласно ФЗ недолжен превышать пяти рабочих дней.

Государственная регистрация осуществляетсяпо месту нахождения указанного учредителем(учредителями) в заявлении о государственнойрегистрации постоянно действующегоисполнительного органа, в случае егоотсутствия – по месту нахождения иногооргана или лица, имеющих право действоватьот имени регистрируемого юридическоголица без доверенности. Специальнымифедеральными законами может устанавливатьсяпорядок регистрации отдельных юридическихлиц.

Регистрирующийорган не позднее одного рабочего дня смомента государственной регистрациивыдает заявителю документ, подтверждающийфакт внесения записи в государственныйреестр. Форма и содержание документаустанавливаются уполномоченнымПравительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительнойвласти.

При поступлении врегистрирующий орган документов в формеэлектронных документов с использованиеминформационно-телекоммуникационныхсетей общего пользования документ,подтверждающий факт внесения записи вгосударственный реестр, направляетсяв форме электронного документа по адресуэлектронной почты, указанному заявителем.

При этом регистрирующий орган обязанвыдать документ в бумажном виде позапросу заявителя.

Регистрирующий органв срок не болеечем пять рабочих дней с моментагосударственной регистрациипредставляет в форме электронногодокумента сведения, содержащиеся ведином государственном реестреюридических лиц в государственныевнебюджетные фонды для регистрации иснятия с регистрационного учетаюридических лиц в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срокне более чем пять рабочих дней с моментагосударственной регистрациипредставляет в форме электронногодокумента сведения о регистрации вгосударственные органы, определенныеПравительством РФ. Состав сведений,направляемых в указанные государственныеорганы, порядок и сроки их предоставлениясоответствующему юридическому лицусведений о его учетных данныхустанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ.

1. Необходимоустановление принципа достоверностиданных реестра (имеетсяв виду всесторонняя проверка данныхпри государственной регистрации) инеобходимо­сти проверки законностикорпоративных решений и сделок с долямии ак­циями.

2. В ГК требуетсяустановить принцип публичнойдостовер­ности реестра,в соответствии с которым любоедобросовестное лицо, пола­гавшеесяна данные реестра, не затрагиваетсянесоответствием данных рее­страфактическим обстоятельствам.

3. Принцип достоверностиданных государственного реестраюридических лиц может считатьсяреализованным только при своевременнойак­туализацииюридическими лицами указанных данных.Из этого следует возложение на ЮЛобязанности по возмещению убытков,понесенных контрагентами, полагавшимисяна данные Реестра.

4. Следует установитьобязательнуюпроверку достоверности и соответствиядействующему законодательству содержанияучредительных документов,а также вносимых в них изменений.

5. Необходимоустановление должной системы информированиязаинтересованных лиц о внесении измененийв учредительные документы.

6. Целесообразнозакрепить функциипо регистрации всех юридических лици ведению единого государственногореестра за органами юстиции, которые внастоящее время уже осуществляютгосударственную регистрацию некоммерческихорганизаций. Это позволило бы сосредоточитьгосударственную регистрацию всехюридических лиц в одном ведомстве исоздать единый электронный реестр.

Ст. 51 ГК + ФЗ «Огос.регистрации юр.лиц и ИП» Требованиеобязательной государственной регистрацииюр.лиц.

В качестве учредителейюр.лица м. выступать их первоначальныеучастники (в хоз.обществах, товариществах,кооперативах и т.д.) либо собственниких имущества или уполномоченный иморган, а также иныелица, вносящие в нихимущественные вклады, хотя и не принимающиезатем непосредственного участия в ихдеятельности (учреждения, фонды).

Законодательствуизвестно несколько способов (порядков)создания юр.лиц:

Нормативно-явочный– составляются учредительные документы,предъявляются в регистрирующий орган,который обязан зарегистрироватьсоздаваемую организацию.

Разрешительный –необходимость получения предварительногоразрешения от органов публичной властина создание соответствующего юр.лица(коммерческие банки, монополии).

Уведомительный.

Распорядительный– по распоряжению гос.органа(гос.корпорации).

Юр.лицо считаетсясозданным с момента гос.регистрации(п.2ст.51). Коммерческие – в налоговымиорганами, а некоммерческие – в органахюстиции. С этой же даты возникает иправоспособностьюр.лица –способность заниматься определеннымивидами деятельности.

У юр.лица 2 видаправоспособности:

общая (универсальная) ограниченная (специальная)

любые виды деят-ти,за только те виды деят-ти, кот.

искл. запрещен.законом. в уставе.

У коммерч., кромеГУП, Неком.+ГУП, МУП.

МУП.

Дееспособностьюр.лица –способность своими действиями осуществлятьсвои права и нести обязанности.

Реализующий орган

коллегиальный единоличный

совет директ. Директор

Правоспособностьи дееспособность возникает одновременнов момент гос.регистрации.

Государственнаярегистрация – акты уполномоченногофедерального органа исполнительнойвласти, осуществляемые посредствомвнесения в государственные реестрысведений о создании, реорганизации иликвидации юридических лиц, приобретениифизическими лицами статуса индивидуальногопредпринимателя, прекращении физическимилицами деятельности в качествеиндивидуальных предпринимателей, иныхсведений о юридических лицах и обиндивидуальных предпринимателях.

За государственнуюрегистрацию уплачивается государственнаяпошлина в соответствии с законодательствомо налогах и сборах.

Государственнаярегистрация осуществляется в срок неболее чем 5 рабочих дней со дня представлениядокументов в регистрирующий орган.

Для регистрациинеобходимы следующие документы:

заявление учредителей;

решение о созданииюр.лица;

учредительныедокументы:

-устав

-учредительныйдоговор

-положение оборганизации определенного типа.

4) документ об уплатегос.пошлины.

Источник: https://studfile.net/preview/5866018/page:15/

Статья 49 ГК РФ. Правоспособность юридического лица

Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом.

Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

См. все связанные документы >>>

1. Для участия в гражданско-правовых отношениях юридическое лицо должно быть наделено такими признаками, как правоспособность и дееспособность. Причем в отличие от правоспособности физических лиц правоспособность юридических лиц наступает одновременно с дееспособностью.

ГК РФ в комментируемой статье говорит лишь о правоспособности юридического лица, ничего не говоря о дееспособности. В частности, в п. 1 комментируемой статьи лишь сказано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, может быть общей (универсальной), как у граждан, или ограниченной (специальной).

Правоспособность юридических лиц будет отличаться в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих юридических лицах.

Так, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В то же время правоспособность некоммерческих юридических лиц является специальной.

В силу специальной правоспособности некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Таким образом, при реализации правомочий владения, пользования, распоряжения собственник – некоммерческая организация не может выходить за рамки своей специальной правоспособности.

Для занятия определенными видами деятельности юридическое лицо должно иметь лицензию, членство в саморегулируемой организации или выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ. Так, в абзац 3 пункта 1 ст.

49 ГК были внесены изменения, согласно которым в случаях, установленных законом, отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, если раньше такое разрешение можно было получить только на основании лицензии, выдаваемой специальными государственными органами, то в настоящее время его можно получить на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В целом институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование.

Поэтому указание наряду с лицензией на наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности.

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (СРО), в России, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 N 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи ограничение прав юридического лица возможно только в случаях и в порядке, предусмотренных специальным законом.

Примером таких ограничений правоспособности, что приводит к его ликвидации, является ограничение правоспособности в виде административного приостановления его деятельности, которое может последовать как санкция за совершение юридическим лицом административного правонарушения (ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В такой разновидности договора дарения, как пожертвование, закон позволяет ограничить право юридического лица использовать полученное имущество путем установления строго определенных целей использования (п. 3 ст. 582 ГК).

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается с момента внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

При этом еще одним обязательным элементом для его создания является административный акт уполномоченного государственного органа (территориального подразделения ФНС).

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-I/Glava-4/paragraph-1/Statya-49/

Понятие и виды правоспособности юридических лиц

Общая универсальная и специальная целевая правоспособность

Правоспособность юридического лица означает способность иметь гражданские права , соответствующие целям деятельности, предусмотренные в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации. Прекращаются они также одновременно – в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.

– правоспособность юр лица должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах

– отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правоспособность юридических лиц может быть:

· ОБЩАЯ – возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Обладают все коммерческие организации кроме унитарных предприятий. Может быть ограничена:

– законом (сделки, совершенные с выходом за пределы правоспособности, – ничтожные).

– уставом (совершенные с выходом за пределы правоспособности, – оспоримые).

· СПЕЦИАЛЬНАЯ – возможность заниматься только той деятельностью, которая предусмотрена в учредительных документах. Обладают некоммерческие организации.

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица.

Юр лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно правовую форму. Место нахождение лица определяется местом его государственной регистрации.

Дееспособность– возникает и прекращается одновременно с правоспособностью. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом или учредительными документами.

Порядок и способы создания юридического лица.

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет способы образования юридических лиц:

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК – образование юридического лица на основе одного лишь распоряжения учредителя, специальной государственной регистрации организации не требуется.

– государственные и муниципальные унитарные предприятия

– учреждения

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК – юр лица создаются с согласия управомоченного органа.

– коммерческие банки и др.

ЯВОЧНО – НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК – лица, желающие создать юр лицо, оформляют необходимые документы и представляют их в компетентный орган для регистрации. (в таком порядке создаются большинство юр лиц)

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

· Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Документы представляемые при государственной регистрации уполномоченным лицом:

· заявление

· решение о создании юр лица (в виде протокола, договора, и др.)

· Учредительные документы юридического лица

· Документы об оплате государственной пошлины

Налоговый орган:

(по месту нахождения указанного в заявлении о регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица).

Государственная регистрация осуществляется в срок не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Основания для отказа в гос. Регистрации:

1. Непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.

2. Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

3. Юридическое лицо, являющееся учредителем создаваемого юридического лица, находится в процессе ликвидации.

Момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом в государственный реестр соответствующей записи.

Реорганизация юридических лиц.

Переход прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим.

Реорганизация является способом как прекращения, так и создания юридических лиц.

Осуществляется по решению: учредителей, органа юридического лица, уполномоченных государственных органов или суда.

Для регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица в налоговый орган представляются:

· заявление

· учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица

· решение о реорганизации

· передаточный акт или разделительный баланс

· документ об уплате государственной пошлины

Формы реорганизации:

СЛИЯНИЕ –права и обязанности каждого юр лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

ПРИСОЕДИНЕНИЕ –к юр лицу переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

РАЗДЕЛЕНИЕ – права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

ВЫДЕЛЕНИЕ – при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

· Юридическое лицо считается реорганизованным за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

· При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юр лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

· Юридическое лицо в течении 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации должно сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации для внесения в ЕГРЮЛ.

· Юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ уведомление о своей реорганизации.

· Кредитор реорганизуемого юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юр лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытком.

· В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные юр лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.



Источник: https://infopedia.su/12x40c2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.