Общая административная правоспособность гражданина возникает

Административная правоспособность

Общая административная правоспособность гражданина возникает

Тема 2: Субъекты административно-правовых отношений

Граждане как субъекты административно-правовых отношений

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Общественные объединения: понятие, виды, административно – правовой статус.

Органы исполнительной власти как субъекты административно-правовых отношений

Государственная служба в Российской Федерации.

Административно-правовой статус государственного служащего

Граждане как субъекты административно-правовых отношений

Законодатель различает три разновидности граждан:граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Слайд 2

Говоря об административно-правовом положении граждан, необходимо отметить, что оно прежде всего определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют два понятия: административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность

Под административной правоспособностью гражданинапонимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Она возникает с момента рождения гражданина (право на имя, медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарством и т.д.) и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права.

Административная дееспособность гражданина – признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18‑летнего возраста.

Согласно Конституции РФ, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18‑летнего возраста.

Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой праводееспособности, возникающей до достижения 18‑летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых достиг 15 лет.

По общему правилу, все граждане Российской Федерации обладают равной административной дееспособностью.

Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).

Так, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Права и обязанности граждан в сфере
государственного управления

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие праваграждан:

– участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

– проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

– обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

– на свободу и личную неприкосновенность.Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

Согласно Статье 15. Закона «О полиции» Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

3.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;

свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. К ним Конституция относит:

– обязанность платить законом установленные налоги и сборы;

– сохранять природу и окружающую среду;

– бережно относиться к природным богатствам;

– защищать отечество;

– соблюдать конституцию и законы РФ;

– соблюдать административно-правовые нормы в различных сферах деятельности.

Слайд 3

Источник: https://studopedia.ru/15_1632_administrativnaya-pravosposobnost.html

Российское административное право

Общая административная правоспособность гражданина возникает

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях.

Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права.

Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.

Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Административно-правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи в содержание административно-правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности.

Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены на защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера.

Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т.д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года.

Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей.

Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы — окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кроме общих требований, предъявляемых к государственным служащим, определяется физическими данными, отвечающими особым требованиям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и т.д. Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий.

Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. В пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах, наоборот, устанавливаются особые правила въезда и пребывания людей, ограничиваются иные права и свободы проживающих там граждан.

Можно также привести примеры, когда законодательство предусматривает возможность в случае совершения гражданами административных правонарушений временно лишать их отдельных прав, допустим, права управления транспортными средствами.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова.

Однако Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в административно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте.

Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений.

Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения. Пример первого случая: положение Конституции РФ, согласно которому не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными.

Пример второго случая: норма Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения.

В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности реализуются лицами через своих законных представителей, которыми могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако законодательством также предусмотрен ряд прав и обязанностей, которые могут приобретаться и осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.

Источник: https://isfic.info/admis/nelis37.htm

Административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан

Общая административная правоспособность гражданина возникает

Когда возникает административнаяправоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан? В чемзаключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью?

Одним из субъектов административногоправа являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранныеграждане и лица без гражданства.

Эти категории лиц характеризуютсясущественными элементами особенностей их правового положения.

Так гражданинРоссийской Федерации характеризуется его правовой связью с Российскимгосударством, иностранный гражданин – с соответствующим зарубежным государством,лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Конституция Российской Федерации в статье19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо отпола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств.

” Этой же статьёй“запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

” Однако,равенство административной правоспособности граждан России, как общейспособности иметь права нести обязанности, не означает, что реально всеграждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей,предусмотренных законом.

Административная правоспособность гражданне может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом.

Дляотдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна вслучаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи ссовершением уголовного или административного правонарушения, за которые законпредусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав идругие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административныхправонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортнымсредством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения,повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положенияпредполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указаниемпределов срока их действия.

Конституцией Российской Федерацииобозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, нанеприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Итак, дадим определение административнойправоспособности – это способность гражданина иметь права и обязанности,предусмотренные нормами административного права.

Административная правоспособностьозначает закрепленную нормами административного права возможность гражданинавступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключаетвозможность возникновения административно-правовых отношений.

Административная правоспособностьвозникает с момента рождения человека и до его смерти.

Особенностью административнойправоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамкамигосударственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав иобязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системеуправления. Административная правоспособность является основой административнойдееспособности.

На ряду с правоспособностью необходимовыделить и дееспособность.

Административная дееспособность – этофактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прави выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственногоуправления.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования,состояние здоровья и т.д.

изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

Таким образом, правило о том, чтодееспособность возникает с 16-летнего возраста, является еще одной особенностьюадминистративной правосубъектности т. к. в гражданской правосубъектности полнаядееспособность по общему правилу наступает с 18 лет.

2. Какиеграждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам безгражданства? В чем специфика их статуса?

Права и обязанности иностранных граждан илиц без гражданства закреплены в ст.62 Конституции РФ. Российское государство,исходя из общих принципов права, наделяет иностранцев и лиц без гражданстваширокой правоспособностью (почти все права и обязанности граждан РФ, занекоторым исключением).

Иностранными гражданами должныпризнаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданствуиностранного государства.

Определение иностранных граждан как лиц, неявляющихся российскими гражданами и имеющих доказательства принадлежности кгражданству иностранного государства, которое дано в ст. 1 действующего вРоссии Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня1981 г.

, не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституциейдвойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспортаили заменяющие их документы.

Под категорию иностранных граждан подпадают илица, обладающие подданством иностранного государства (понятие”подданство” сохранилось в некоторых странах с монархической формойправления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию”гражданство”).

Лица без гражданства – это лица, которые,не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежностии к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.

15 Всеобщей декларацииправ человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российскоегосударство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающихна ее территории лиц. Согласно ст.

7 Закона о гражданстве наше государствопоощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и непрепятствует приобретению ими иного гражданства.

В полном соответствии с общепризнанныминормами международного права Конституция РФ закрепляет приравниваниеиностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей кроссийским гражданам, т. е.

устанавливает для этих лиц национальный режим. Этотрежим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Существенно,что в ч. 3 ст.

62 Конституции национальный режим установлен в качестве общегопринципа российского законодательства.

Такой принцип приравнивания действует вполной мере, если федеральным законом или международным договором РоссийскойФедерации не установлено иное.

Отклонения от национального режима (в сторонуограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российскихграждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным закономили международным договором.

Введение особых правил для иностранных граждан вкаких-либо других актах неправомерно.

Иностранный гражданин, подчиняясь натерритории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранятьправовую связь и с собственным государством, имеет определенные права иобязанности как его гражданин.

Поэтому на него не возлагаются некоторыеобязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) ине предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характераисключительно российским гражданам (например, право быть избранным илиназначенным на определенные должности – судьи, прокурора, нотариуса и т. д.,право участвовать в референдуме и т. п.). Ряд специальных правил дляиностранных граждан установлен в Законе о правовом положении иностранныхграждан в СССР, в частности в отношении их трудовой деятельности, социальногообеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовнойответственности.

Специальные правила российскогозаконодательства установлены для отдельных групп находящихся в Россиииностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом,консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение киностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: онпредоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом всоответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российскиеграждане).

В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранномгосударстве касаются только российских граждан (в отличие от другихиностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством Россиимогут быть установлены в соответствии со ст.

3 Закона о правовом положениииностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Таким образом, особенности правоспособностииностранных граждан и лиц без гражданства сводятся к тому, что на них нераспространяется ряд прав и они не несут ряд обязанностей. Они не пользуютсяизбирательным правом (пассивным и активным). Не могут состоять в экипаже судов,не могут нести воинской обязанности. Для этой категории лиц ограниченопередвижение по территории РФ. 

Задача.

Ученик 3-го класса Груздев Миша, успешноовладевающий программой начального образования, написал директору школызаявление, в котором просил перевести его в 4 класс или разрешить учебу в формесемейного образования. Директор ответил, что хотя Груздев и заслуживает того,чтобы удовлетворить его просьбу, заявление его он рассматривать не будет, таккак Миша еще не дееспособен.

Его недееспособность может быть восполненадееспособностью родителей, которые и должны написать заявление для решениявопроса.

Ученик в ответ на это заявил, что Закон об образовании предоставляетне родителям, а ему право освоить программу в форме семейного образования, ипопросил ускорить решение вопроса, поскольку он не нуждается впредставительстве своих интересов родителями, иначе он будет жаловаться.

Кто прав в данном споре?  

Ответ на этот вопрос можно найти в ЗаконеРФ «Об образовании».

В соответствии со статья 52, которая определяет права иобязанности родителей (законных представителей), родители (законныепредставители) несовершеннолетних детей до получения последними основногообщего образования имеют право выбирать Формы обучения, образовательныеучреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие вуправлении образовательным учреждением.

Таким образом, для перевода Груздева М.,на другую Форму обучения необходимо решение родителей, то есть законныхпредставителей.  

Списоклитературы

Конституция Российской Федерации (принятана всенародном ании 12 декабря 1993 г.);

Всеобщая декларация прав человека(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.);

Гражданский кодекс Российской Федерации(части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.);

Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях (КоАП РСФСР) от 20 июня 1984 г. (действующая редакция);

Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-Х”О правовом положении иностранных граждан в СССР”;

Закон Российской Федерации “Обобразовании” (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа 2000г.).

Специальная литература:

Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., КозловЮ.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. – М.: Зерцало, Теис,1996;

Источник: https://www.km.ru/referats/07B3DB248A70486980A0352F7A9BDB8F

Субъекты административного права

Общая административная правоспособность гражданина возникает

 Граждане.

Вюридической литературе дается определение: гражданин как субъект административно-правовых отношений – это лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией*.

* См.: БахрахД.Н. Административное право. – М.: БЕК, 1993. С. 29.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их правосубъектности, которую составляют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность

Административная   правоспособность     гражданина представляет собой признаваемую за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Частичная правоспособность возникает с момента рождения (например, право на имя). Она не одинакова для всех граждан и зависит от многих факторов (пола, состояния здоровья, возраста и т.п.).

В основном объем, и содержание административной правоспособности установлены в Конституции РФ, а также в изданных в соответствии с Конституцией федеральных актах субъектов РФ.

Административная дееспособность

Административная дееспособность гражданина – это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера.

Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека. Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения.

Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.      

На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения.

В таких отношениях они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой, с иском в суд).

По способу возникновения административные правоотношения можно классифицировать на отношения, возникающие в связи:

а) с реализацией гражданами их законных прав (право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);

б) с выполнением гражданских обязанностей (платить законно установленные налоги и сборы и др.);

в) с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);

г) с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).

Конституция РФ закрепляет право гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону, например объявление забастовок, обращение в официальные инстанции и др.

По Конституции РФ гражданин вправе обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов.

Ж а л о б а – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Общее право жалобы имеют все граждане. Специальное право жалобы предоставлено законодательством лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного производства, трудовых споров и т.д.

Общее право жалобы можно подразделить на: 1) право на административное обжалование и 2) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование

Общее право на административное обжалование (далее – жалоба) регулируется частично Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.

«О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г.

* действует на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции РФ и другим законам), а также Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»**.

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 11. Ст. 19.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685.

Обжалованы могут быть любые действия или бездействия работников государственных и общественных предприятий, учреждений как неправильные. Жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. В ней должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, подающего жалобу, его адрес, сведения о месте работы или учебы. Анонимные заявления и жалобы не рассматриваются.

Судебное обжалование

Судебное обжалование осуществляется в соответствии с вышеназванным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. Граждане вправе обжаловать в суд единоличные и коллегиальные действия (решения) государственных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и должностных лиц,

Гражданин может обратиться по своему выбору или в суд, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца. Если гражданину в удовлетворении жалобы будет отказано или он не получит ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Законом установлены сроки для обращения с жалобой в суд: в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, и одного месяца со дня отказа вышестоящим органом в удовлетворении жалобы.

Для некоторых категорий лиц гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, нормативными актами, определяющими особенности дисциплинарной ответственности, устанавливается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Органы исполнительной власти

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не неподконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти, в частности Правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции – правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например. Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и едино начальные органы.

Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т.д.).

Федеральные органы исполнительной власти, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г.

«О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, следующие: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №3. Ст. 190.

Правительство осуществляет исполнительную власть в РФ, издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством Правительства РФ.

Положения о них утверждаются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ (например, Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234*, Положение о Министерстве юстиции РФ – Советом Министерства РФ 4 ноября 1993 г. № 1187**).

Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются Президентом РФ и по должности входят в состав Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г.

№ 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

* См.: Российская газета. 1993. 10 марта.

** См.: там же. 14 декабря.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав Правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством Правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта.

Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований – в их уставах.

Органы общейкомпетенции это Советы Министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства; государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти являются главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

Органы местного самоуправления

 Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в    Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Сохраняет силу Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (с 1 сентября 1995 г. не действуют ст. 1 – 48, 77 – 79, 87 – 96 названного закона).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований; наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и должности иных выборных должностных лиц.

Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях (если такое право предусмотрено уставом).

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 49 – 76 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», усилены гарантиями местного самоуправления, образуемыми в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» усилены гарантии местного самоуправления.

Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.

Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Источник: http://be5.biz/pravo/p006/112.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.