Об охране здоровья

Тонкости закона. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Об охране здоровья

Регулирование отношений в сфере охраны здоровья разделяется на несколько основных аспектов:

  • права, обязанности и гарантии реализации прав человека в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов власти (государственной, субъектов Федерации и местного самоуправления);
  • права и обязанности медицинских организаций;
  • права и обязанности медицинских работников.

Закон определил систему норм об охране здоровья правового и организационного уровней, которой должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе определена иерархия нормативных правовых актов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья» и статье 3 «Законодательство в сфере охраны здоровья»:

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Росcийской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативных правовых актов

Для руководителя системы здравоохранения субъекта Федерации, медицинского учреждения важно знание не только понятия нормативного правового акта, но и его признаков, видов (см. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011).

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для исполнения для субъектов, которым адресован.
  • Содержит информацию о нормах права.
  • Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру госу-дарственных органов.
  • Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (право-применительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты

Закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты не должны противоречить законам и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

• Конституцию РФ – основной закон; Федеральные конституционные законы – законы, прямо указанные в Конституции РФ; Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах; законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

  • Акты Президента РФ – это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).
  • Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными) или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших:

  • Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).
  • Акты субъектов Федерации – это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления – это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т. п.) по вопросам местного значения.
  • Локальные акты. Нормативные правовые акты организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т. п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение.

К примеру, организация лечебно-профилактического питания в медицинских учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом (актом государственного управления, содержащим предписания, обязательные для исполнения) Минздрава РФ от 5 августа 2003 г.

№ 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.), в учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г.

№ 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.). В настоящее время редакция от 15.02.2002 на территории РФ не действует.

Новая редакция введена в данное Постановление согласно Приложению «Изменения, которые вносятся в Постановление Минтруда РФ от 15 февраля 2002 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 397.

Невыполнение подзаконных нормативных правовых актов в зависимости от ситуации может повлечь за собой дисциплинарную или административную ответственность руководителей учреждений.

На территории РФ продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Как работать по закону № 323-ФЗ

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты интересов пациента при оказании медицинской помощи и основные направления их реализации по обеспечению лечебного питания через другие подзаконные акты, письма и рекомендации (см. таблицы № 1, 2).

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона («Применение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи») вступает в силу с 1 января 2013 г.

Эта поправка в Законе означает, что субъектам Федерации дается определенное количество времени на проведение работ по практическому внедрению стандартов медицинской помощи, разработку и приведение в соответствии с финансовым обеспечением медико-экономических стандартов и соответствующих Порядков оказания медицинской помощи.

В главе 5 статьей 37 определены правовые основы применения Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.).

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Необходимо отметить, что Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В Законе определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственных, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как работать по стандартам оказания медицинской помощи

При планировании оказания медицинской помощи, расчетах медико-экономических стандартов, обосновании финансирования того или иного тарифа в системе ОМС, а также при возникновении спорных вопросов в досудебном и судебном этапе рассмотрения жалоб и заявлений пациентов основными документами остаются стандарты оказания медицинской помощи.

С появлением федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены принципиально новые подходы к системе стандартизации в Российской Федерации. А именно: введены принципы добровольного применения стандартов, которые имели рекомендательный характер.

К сожалению, такие изменения привели к разрушению системы стандартизации в здравоохранении. Необязательность исполнения стандартов оказания медицинской помощи внесла разнобой в медицинское обслужива-ние населения, что явно не способствует улучшению качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

Время и повседневная практика выявили и другие недостатки данного правового акта.

Для того чтобы устранить возникшие проблемы и ликвидировать противоречия между отдельными положениями и нормами Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также между самим Законом и другими нормативными правовыми актами, 1 мая 2007 г. приняли Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон „О техническом регулировании“». В силу вступили изменения, уточняющие и расширяющие перечень мер, на которые не распространяется действие Закона, в частности:

  • социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;
  • меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции).

Таким образом, стандарты оказания медицинской помощи могут быть утверждены только федеральными органами исполнительной власти. Это должно учитываться при организации медицинского обслуживания, процессе контроля качества оказания медицинской помощи и при правоохранительной практике.

Диетологи интересуются. О реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“»

В адрес редакции журнала «Практическая диетология» от практикующих врачей-диетологов поступило большое количество вопросов о реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“» (от 24 июня 2010 г.). Обсуждение одного из них мы представляем в этой статье.

Вопрос: Возможна ли реализация приказа № 474н в амбулаторно-поликлиническом звене при отсутствии в перечне на лицензирование специальности «врач-диетолог»?

Ответ: Реализация этого приказа возложена на руководителей здравоохранения в субъектах Федерации. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан» его исполнение становится обязательным.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: https://praktik-dietolog.ru/article/38.html

Изменения в законе об охране здоровья в 2020 году

Об охране здоровья

Прежде, чем касаться федерального закона (ФЗ) об охране здоровья населения, следует отметить, что под этим подразумевается: здоровье физического тела, духовного и социальные блага. Перефразировав можно заметить, что отсутствие заболеваний у населения или иных физ.

дефектов, но и более глубокое психологическое здоровье всей нации. Два понятия – дух и социальные блага объединились в одном ФЗ об охране здоровья. Поэтому не каждое мед. достижение и квалификация медиков гарантируют соблюдение право на охрану здоровья.

Лично каждый индивидуум несет ответственность за свое успешное проживание на территории страны.

В данном обзоре будет рассмотрено Законодательство в сфере охраны здоровья, основные принципы охраны здоровья граждан, а также затронем Конституцию и ответственность семьи, мед.служащих и государства в целом.

По всем дополнительным вопросам, обращайтесь к специалистам портала.

Основные понятия

В Конституции Российской Федерации существуют два понятия охраны здоровья:

Первый термин основан на статистики рождаемости, уровне смертей и болезней, степени физ.развития, а также средний уровень протяженность жизни. Такие критерии зависят, в первую очередь, от благосостояния населения, в общем, и его отдельных групп.

Что касается второго понятия, то охрана здоровья отдельно каждого человека, главным образом зависит и от самого человека (его пагубных пристрастий, образ жизни и т.д.), так от внешнего воздействия, которые оказывают влияние на его состояние здоровья.

Немного статистических данных

Статистика гласит, что граждане в 23% оценивают свой уровень здоровья, как хороший. Если сравнить с той же Финляндии, то там это процентное соотношение гораздо выше – 81%. Стоит отметить, что среди участников опроса дети в количестве почти 32 миллионов, лишь треть имеют крепкое и стабильное здоровье, на момент проведения опроса.

Российское Министерство также провело исследование в этой области и выявили, что лишь 15% учеников, закончивших среднюю школу, можно считать здоровыми. А вот военкомат РФ, два раза в год проводящий мед.комиссию призывников, считает, что лишь 10-15% населения мужской половины не годны к службе в армии, т.е.

обладают какими-то ярко выраженными дефектами.

Кстати, в 2020 году проводился массовый опрос на определение приоритетов у населения, который показал, что 78% людей на первое место ставят здоровье, и лишь 22% материальные средства.

О необходимости изменения федерального закона (ФЗ) об охране здоровья граждан свидетельствует неутешительная статистика. Следующие факты заставили пересмотреть Министерство РФ ФЗ об охране здоровья и издать приказ №323 (о нем речь пойдет в следующих разделах):

  • Средняя длительность мужской жизни ~60 лет, женской ~ Эти показатели почти на 20 лет ниже, чем у стран-лидеров. К сравнению, испанцы, живут, примерно, по 92 года.
  • Уровень смертности превышает уровень рождаемости почти в два раза.
  • РФ занимает лидирующие позиции в Европе в смертельных случаях по причине инфицирования и туберкулеза.
  • Большая часть смертей происходит из-за нарушений деятельности сосудов и сердца. 57% мужчин и 41% женщин умерло за 2014 год от ишемии.

Каждый пункт этих неутешительных данных, заставляет социологов полагать, что РФ заражена устрашающим заболеванием – «депопуляция». Иными словами, стабильное увеличение смертности по отношению новорожденных за последний десяток лет приводит к снижению населения. Последние статистические данные за 11 год в РФ утверждают, что уровень летального исхода достиг отметки в десять миллионов человек.

Об основах охраны здоровья

Охрана здоровья граждан – это комплекс мероприятий как медицинских, так и экономико-социальных направлений, имеющие главную цель – укрепить физическое и психосоматическое состояние населения и конкретного гражданина. Кроме того, в эту совокупность мер включены поддержка долгоденственного срока жизни, воспитание инициативной позиции и уделение помощи медицинского назначения на случаи потери здоровья.

Примечательно, что охрана здоровья и мед.помощь – это разные понятия. Даже в Конституции РФ они имеют разные пункты в статье. Если говорить об охране здоровья, то оно представляет себя многогранность, а помощь медицинского характера является подходом к конкретному человеку, и оказывается российское Министерством здравоохранения и его структурных подразделений.

Две системы хотя и разнонаправлены, но всё же созданы для дополнения друг друга. Сотрудники Министерства РФ полагают, что улучшив здоровье нации, планомерно улучшится и благополучие отдельных индивидуумов.

Основные принципы охраны здоровья состоят из следующих пунктов:

  • организация охраны здоровья;
  • соблюдение конституционных прав;
  • права семьи в сфере охраны здоровья;
  • проведение мероприятий по профилактике;
  • получение общего доступа к мед. и соц. помощи;
  • защита соц. характера всех людей в случаи потери здоровья;
  • повышение ответственности российского Министерства (РФ), физ.лиц, ИП, лиц в должностях в сфере здоровья.

Для гарантированного благополучного состояния населения задействованы такие подразделения и структуры, как:

  • российское Министерство здравоохранения;
  • Министерство по ЧС;
  • ФФ социального и мед.страхования;
  • санитарные службы российского Министерства ОВД;
  • гос.сектор и другое.

Каждый из перечисленных органов в полной мере или частично ответственен за сохранение и поддержание здоровья населения, а также разрабатывает и проводит для этого специальные мероприятия.

Организация охраны здоровья – важные поправки в ФЗ

ФЗ (федеральный закон) об охране здоровья был неоднократно переписан и обсуждался на федеральном уровне, а именно в российском Министерстве.

Данный федеральный закон (ФЗ) ждало всё российское население, т.к. крайняя поправка принималась ещё в 93 году. С тех пор прошло много времени – появились современные методики, введена обновленная терминология. На основании этого была достигнута договоренность, что в 2018-2020 гг. в силу вступят те положения из нового федерального закона (ФЗ), нуждающиеся в планомерном переходном этапе.

Организация здравоохранения и общественное здоровье в новой редакции российского федерального закона (ФЗ) обновлены следующие правовые аспекты:

  • Для того чтобы начать лечение необходимо подписать информационное согласие.
  • Каждый пациент вправе выбрать лечащего доктора.
  • Введены общие стандарты для оказания мед.помощи на всей российской территории.
  • Введено страхование ответственности в обязательном порядке медицинских учреждений перед больными.
  • Суррогатное материнство получило легализацию.
  • Подтвержден запрет на проведение эвтаназии.
  • Ввели такое понятие, как «7 дней тишины» перед тем, как женщина примет решения провести аборт.

Министерство полагает, что в современных реалиях жизни, услуги мед.учреждений станут более доступнее. Однако это теория, как дело будет происходить на практике, мы посмотрим. Далее необходимо рассмотреть главные аспекты федерального закона (ФЗ) и приказа №323, которые касаются каждого из нас.

Мед.услуги: платные или бесплатные?

Человек, являющийся гражданином РФ, обладает гарантированным правом на обретение мед. помощи в бесплатном формате. Тем не менее, на федеральном уровне определили получение платных мед.услуг.

Иными словами, в гос.организациях будет проводиться практика совокупного предоставления услуг, т.е. платной и бесплатной.

Таким образом, человеку придется все-таки за что-то платить даже при обращении в муниципальную больницу.

В Законодательстве прописано, что человек вправе получать 4 вида мед.помощи в бесплатном формате:

  • первичная;
  • специализированная;
  • скорая;
  • паллиативная.

Когда человека госпитализируют, сотрудники больницы обязаны обеспечить его бесплатными процедурами, медикаментами и по необходимости перевести в другой центр здоровья для проведения обследования и применения иных методов лечения.

Охрана здоровья – это важный аспект.

Увы, в новой редакции ФЗ закреплено оказание платной мед.помощи в гос.учреждениях.

Говоря простыми словами, российскому населению предлагается сформировать очередь на получение услуг, а те, кто хочет оперативнее попасть на прием к доктору, будут платить.

Однако пока это теория и мнение автора статьи, что будет в действительности и не будет ли новый закон противоречить Конституции России, мы узнаем позже.

Нормативы оказания первой мед.помощи

На федеральном уровне также разработаны единые лечебные и диагностические стандарты для всех регионов страны. С этой документацией медицинские работники уже ознакомлены, однако раньше они выступали в качестве рекомендаций, сейчас же это обязательные условия работы.

Каждый стандарт включает в себя четкие нормативы на количество обследований для конкретного случая, а также лечебные методики и их срок проведения. На данный момент их 500. Этого очень мало, т.к.

каждое заболевание должно иметь лечебную схему. А с государственной стороны необходимо определить, какой бюджет выделять на лечение тех или иных недугов.

Таким образом, охрана здоровья в РФ будет осуществляться со всех сторон.

Таким образом, каждый человек должен понимать, что доктор обязан проводить лечебные мероприятия на основании этих стандартов. В том случае, если пациенту не нравится качество этих услуг, он вправе требовать для ознакомления эти стандарты и попросить рассказать, по какой причине не проводятся те или иные анализы и диагностики.

Такой подход является хорошим стимулом на действия медицинского персонала. Дополнительным стимулирующим методом для защиты право на охрану здоровья является обращение с жалобой в страховую организацию.

Источник: http://PravPotrebitel.ru/zakonodatelstvo/zakon-ob-oxrane-zdorovya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.