Об обязательном медицинском страховании в рф

Финансисты поспорили с врачами о реформе ОМС

Об обязательном медицинском страховании в рф

Сергей Николаев / Ведомости

На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию в понедельник представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект, который правительство внесло на рассмотрение законодателей 30 сентября.

Документ предлагает передать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса исключаются частные страховые компании.

Объемы предоставления медпомощи и нормативы затрат на нее по замыслу авторов документа будут устанавливаться правительством.

Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1–2% до 0,5–1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб. к 2023 г.

Страховщикам такие новшества, конечно, не понравились. В минувшую среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил Владимиру Путину письмо, в котором выразил уверенность, что реформа приведет к снижению качества и доступности медпомощи для граждан и разрушению единой системы ОМС.

Особо глава ВСС подчеркнул, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, хотя они очень значительны.

Впрочем, в Министерстве здравоохранения, участвовавшем в разработке законопроекта, в ответ на эту претензию напоминают, что «законопроекты так называемого бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят».

Накануне заседания рабочей группы в Госдуме члены президиума ВСС обратились с письмом уже к премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть в редакции «Ведомостей»).

«Полагаем, что предлагаемые законопроектами решения приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, – отмечается в документе, подписанном руководителями ведущих страховых организаций («АльфаСтрахование», «Ингосстрах», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС).

– Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации».

Впрочем, как отмечают, эксперты, страховщики несколько сгущают краски.

«Именно ФФОМС, согласно федеральному законодательству, является страховщиком в системе ОМС, поэтому никто ничего у страховщиков не отбирает», – объясняет президент СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций» Евгений Рабцун.

Просто ФФОМС решил вернуть себе полномочия, которые ранее были переданы страховщикам. «Страховая медицинская организация в системе ОМС – это посредник», – напоминает Рабцун.

Полномочия страховых компаний и до внесения поправок по проверкам федеральных учреждений оставались во многом нереализованными, утверждает председатель комиссии Ассоциации юристов России по правовому обеспечению в сфере здравоохранения Борис Муслов.

Плюс основная часть финансирования федеральных учреждений высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, проводится напрямую за счет федерального бюджета либо бюджета ФФОМС.

«Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС», – констатирует Муслов.

По его мнению, на работе федеральных медучреждений эти поправки если и отразятся, то незначительно.

Ключевым вопросом, конечно, выступает сокращение норматива по расходам на ведение дел страховщиками. «Вероятно, ФФОМС счел справедливым ввиду сокращения объема переданных страховым компаниям полномочий сократить и вознаграждение на 6,8 млрд руб.», – отмечает Рабцун. Страховщики с такой постановкой вопроса категорически не согласны.

«В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных», – отмечается в письме членов президиума ВСС премьер-министру.

В Минздраве, однако, считают, что «изменение предельных размеров нормативов отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями, в случае обоснованности и эффективности расходов на осуществление ими своих функций, не приведет к нерентабельности их деятельности».

«Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами, – рассказал «Ведомостям» помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. – Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г.

Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%».

Кузнецов напоминает, что в действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек СМО: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ; информирование можно осуществлять через портал госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. д. Кроме того, запланированы к принятию изменения в правила ОМС в части урегулирования вопросов объемов и стоимости проводимых экспертиз качества медицинской помощи, сообщил представитель Минздрава.

«Законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов. К сожалению, на настоящий момент в ряде регионов отмечается дефицит доступности такой помощи», – пояснил Кузнецов значимость предлагаемых изменений.

Впрочем, с позицией Минздрава не согласны представители финансовых ведомств.

Представитель Банка России Екатерина Абашеева на заседании рабочей группы в понедельник заявила, что авторы законопроекта не проанализировали последствия того, что будет, если страховщики уйдут с рынка в связи с неприемлемостью новых нормативов расходов на ведение дел.

«В части расходов на ведение дел законопроект не содержит никакого финансово-экономического обоснования, которое свидетельствовало бы о том, что его двукратное сокращение каким-либо образом приемлемо для тех компаний, которые в настоящий момент работают на рынке», – заявила она.

Александр Ицелев, заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина, заявил, что на 90% согласен с коллегой из ЦБ. По его словам, «законопроект никак не анализировался по возможным последствиям».

Независимые эксперты тоже отмечают, что законопроект пока сыроват. «Если ФФОМС может напрямую работать с федеральными клиниками, почему он также напрямую отказывается ­работать с другими медицинскими ­организациями? – недоумевает он. – Экономия бы была еще больше.

По мнению Минздрава, «прямая схема» повысит доступность медицинской помощи, ее будет проще получить в федеральных клиниках.

Хорошо, но почему доступность Минздрав решил повышать только в федеральных клиниках? Сегодня практически нет уникальных медицинских услуг, которые оказывают исключительно федеральные центры: аналогичную медпомощь могут оказать и частные, и ведомственные, и краевые, и областные больницы».

Муслов считает, что изменения в нынешнем виде могут повредить больницам. «Никто из игроков рынка не готов потерять свои доходы, поэтому, как это было прежде, выпадающие объемы финансирования, скорее всего, будут компенсированы увеличением финансовых санкций страховщиков к медицинским организациям», – полагает он.

Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин заявил, что, по сути, создаются две системы здравоохранения. Та, что на базе федеральных медучреждений, – «это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных».

«ВСС вполне резонно указывает на то, что в стране таким образом установится две системы здравоохранения: одна – с участием страховых компаний, а другая – без участия таковых, – соглашается основатель и СЕО консалтинговой группы компаний VvCube Вадим Ткаченко.

– И проблема не в том, что будет две головы у системы здравоохранения, а в том, что это ведет к неоднородному отношению в лечении пациента».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/12/843030-finansisti-posporili

326 ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации

Об обязательном медицинском страховании в рф

Бесплатная консультация юриста по телефону:

ФЗ 326 регулирует и контролирует правоотношения между гражданами и страховыми компаниями. При помощи обязательной мед.

страховки государство устанавливает определенные финансовые и организационные меры по повышению эффективности и защите и безопасности населения.

При этом согласно описываемому закону государство гарантирует населению своевременное оказание медицинской помощи высшего уровня.

Общие положения закона

ФЗ 326 об обязательном медицинском страховании РФ был принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года, а одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года. Последние изменения в нем произошли 28 декабря 2016 года. В нем 11 глав и 53 статьи.

Краткая характеристика ФЗ об обязательном медицинском страховании — регулирование и контроль правоотношений между гражданами и учреждениями, проводящими обязательную медицинскую страховку (ФЗ о страховании в РФ здесь:), регламентирование положений, прав и обязанностей сотрудников и населения, суммы оплаты взносов, процессы и способы реализации, нюансы проведения мероприятий.

Краткое содержание Федерального закона 326 «Об обязательном медицинском страховании»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи и на какую сферу закон влияет. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на эту область. Дан список используемых в тексте понятий и терминов и определения этих терминов. Описаны основные обязательства и принципы осуществления мед. страхования;
  • В главе второй даны списки прав, обязанностей и полномочий органов гос. власти и федеральных органов субъектов Российской Федерации в сфере предоставления населению мед. страхования;
  • В главе номе три оформлены категории лиц и субъекты, обязанные к страхованию. Даны описания категорий лиц, подробности приобретения страховки для каждой категории. Описаны учреждения, находящиеся на разных территориях страны, в которых можно получить медицинскую страховку;
  • В четвертой гл. даны списки прав и обязанностей граждан, получающих страховку, лиц, предоставляющих ее и всех медицинских организаций, где ее можно приобрести;
  • В гл. пять оформлена экономическая сторона настоящего закона. Предоставлены списки стоимости разных видов страхования, описаны способы оплаты, размеры взносов, сроки и порядок оплаты. Оформлена ответственность граждан при отказе от оплаты и получения медицинского страхования. Описаны бюджеты фондов и организаций, способы пополнения резервов, тарифы на оплату и т. д.;
  • В шестой даны и описаны другие законы и нормативы, регулирующие Федеральный и территориальный фонды;
  • В седьмой описаны базовые и территориальные процессы, мероприятия и программы по мед. страхованию;
  • В восьмой главе оформлены списки и категории с описанием договоров в области мед. страхования;
  • В главе девятой описаны способы и процессы контроля за организациями и учреждениями, предоставляющими медицинскую страховку. Оформлены причины, по которым можно подать жалобу, способы и форма подачи;
  • В главе номер десять описаны полисы и единый учет граждан, получивших страховку. Оформлены правоотношения между мед. учреждениями и фондами;
  • В гл. 11 даны заключительные и дополнительные требования, положения и условия закона.

Медицинское страхование на территории Российской Федерации является обязательным для каждого гражданина. Во время страховых случаев, при помощи полиса, гражданин может получить бесплатную медицинскую помощь.

С посленими изменениями ФЗ об экологической экспертизе можно ознакомиться по ссылке:

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ о мед страховании были внесены 28 декабря 2016 года, при принятии ФЗ номер 493.

Изменения произошли в статье 31, в первой ее части фразу «лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве)» заменили фразой «медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве». А в статье 32 все слова о лечении застрахованных лиц изменили на фразу «медицинскую помощь застрахованному лицу».

В ст. 10 закона 326 ФЗ последние изменения были введены в 2013 году. В этой статье дан список лиц, считающихся застрахованными:

  • Работники, заключившие трудовой договор, включая единственных руководителей организаций. Лица, заключившие другие виды договоров, связанные с выполнением работы или услуги, включая авторские заказы и т. д.;
  • Граждане не имеющие место работы, но являющиеся несовершеннолетними, ухаживающие за недееспособными родственниками или инвалидами, пенсионеры, опекуны или один из родителей ребенка до трех лет, обучающиеся в гос. образовательных учреждениях, зарегистрированные в соответствии с законом о занятости;
  • Самостоятельные работники, как индивидуальные предприниматели или частные юридические консультанты;
  • Члены семей, относящиеся к малочисленным народам Севера и проживающие на соответствующих территориях, занимающиеся традиционным хозяйством;
  • Члены крестьянских общин и хозяйств.

Согласно 16 статье описываемого закона, существует список определенных прав и обязанностей лиц, считающихся застрахованными. Такие лица имеют право:

  • На бесплатную мед. помощь;
  • На защиту собственных прав при получении медицинского страхования;
  • На выбор категории страховки при подаче заявления;
  • На возмещение причиненного ущерба любого вида, при некачественном исполнении обязанностей или невыполнении обязанностей вообще медицинскими организациями;
  • На смену медицинского учреждения один раз в год;
  • На конфиденциальность личных данных;
  • На выбор страховой медицинской организации;
  • На получение информации о видах и качестве мед. помощи;
  • На выбор врача при подаче заявления.

Однако лица, считающиеся застрахованными имеют обязательства:

  • При оказании врачом медицинской помощи показать полис;
  • В случае переезда или другой смены места жительства обратиться в новую организацию для выбора страхового учреждения;
  • Предъявить новые личные данные при их изменении, если это ФИО, адрес или данные паспорта;
  • Подать заявление на получение мед. страховки.

В 326 ФЗ, статье 35 описана базовая программа мед. страхования граждан. Эта программа каждый год подтверждается и утверждается Правительством Российской Федерации. Эта программа перечисляет случаи, на которые распространяется страховка, в ней прописаны категории медицинской помощи, тарифы и способы оплаты.

Правительство также утверждает в этой программе качество оказываемой гражданам медицинской помощи. Именно в базовой программе устанавливаются требования для граждан, подающих заявления, граждан, получающих медицинскую помощь по страховке и для сотрудников страховых медицинских организаций.

Статья 35 «Об обязательном мед страховании» закона 326 определяет стандарты и порядки.

Текст новой редакции 326 ФЗ

Закон про ОМС создан согласно Конституции Российской Федерации. Именно благодаря этому принятому государством закону, граждане России могут получить качественную бесплатную и своевременную медицинскую помощь.

В случае, если лицу кажется, что были нарушены его права или гарантии, данные законом, рекомендуется его изучить.

Закон определяет права и обязанности, а также рамки полномочий сотрудников не только страховых учреждений, но и других медицинских организаций.

Скачать Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/326-fz-ob-obyazatelnom-medicinskom-straxovanii/

Контрреформа здравоохранения: что может измениться в системе ОМС

Об обязательном медицинском страховании в рф

В российском здравоохранении готовятся революционные изменения, следует из законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который есть в распоряжении «Известий».

Источники сообщают, что проект подготовлен в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.

Предлагаемые новации существенно меняют конфигурацию ОМС в сторону сметно-распределительной системы, что идет вразрез с развивавшейся в стране страховой моделью.

Одним из ключевых пунктов реформы предполагается выделение в отдельную категорию федеральных медицинских организаций. Для них предусматривается прямое финансирование Фондом ОМС, минуя страховые медицинские организации. Таким образом, в ведении страховых компаний остаются лишь региональные медучреждения.

Это будет означать не только изменение формата финансирования, но и фактический вывод больниц федерального подчинения из-под независимого контроля страховых медицинских организаций. Что, в свою очередь, ограничит возможности получения медицинской помощи в медучреждениях по выбору застрахованного.

Как считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, данные нововведения нарушают права обращающихся за медицинской помощью

— Плохо, если этот законопроект действительно внесут в Госдуму, не посоветовавшись ни с кем. Подобные инициативы надо рассматривать в диалоге с экспертным сообществом, включая, конечно, и пациентские организации.

Страховая модель предполагает ответственность страховщика за качество медицинской помощи, которую получает застрахованный, а равенство медучреждений гарантировано правом свободного выбора для пациента медицинской организации.

Любые изменения в вышеуказанных принципах могут привести к нарушению прав российских пациентов.

По его мнению, выведение федеральных медучреждений в отдельную группу, которую не смогут проверять страховые медицинские организации, может обесценить труд последних лет по развитию независимой экспертизы и созданию сети страховых представителей.

— Фактически они превратятся в отношении федеральных медучреждений в большой call-центр или справочную без возможности повлиять на ситуацию в случае нарушения прав пациентов.

Что касается страховых организаций, то их также ожидает двукратное снижение финансирования: норматив расходов на ведение дел снижается от 0,5% до 1% от объема поступающих целевых средств ОМС (сейчас норматив от 1% до 2%, но по факту не превышает 1% в целом по РФ). Помимо этого, страховщикам вводятся дополнительные штрафы, притом что их возможности по контролю за качеством медицинской помощи и эффективностью расходования финансовых средств медицинскими учреждениями значительно урезаются.

Директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин отметил важность страховщиков как независимых структур в системе здравоохранения.

— Страховые медицинские организации — это единственное независимое звено в системе здравоохранения, которое находится на одной стороне с пациентом и призвано защищать его права. Потому что у страховой медицинской организации есть финансовая заинтересованность в том, чтобы пациенту была оказана качественная медицинская помощь.

По словам эксперта, очередное снижение нормативов расходов на ведение дела фактически ведет к устранению этого независимого звена.

— Если обратиться к опыту зарубежных стран, в которых действует схожая модель обязательного медицинского страхования, например Нидерландов, то везде роль страховых организаций достаточно высока, выше, чем в России. Например, они могут влиять на объем медицинских услуг, который заказывается у того или иного лечебного учреждения.

Чем выше удовлетворенность застрахованного, тем больше пациентов будет направлено в эту больницу. Таким образом страховые медицинские организации стимулируют лечебные учреждения повышать качество оказываемых услуг. В России они, к сожалению, лишены возможности влиять на финансирование.

Мы же идем не тем путем, которым, как мне кажется, следовало бы идти.

Из текста законопроекта напрямую следует, что «Федеральный фонд [ОМС] осуществляет отдельные полномочия страховщика», в том числе предъявляет требования медицинской организации в интересах застрахованного, осуществляет контроль объемов, срока и качества медицинской помощи, ведет собственный федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи и так далее. Фактически ФОМС присваивает себе функцию, которую, согласно логике развития страховых принципов, государство стремилось вывести в сферу контроля независимых игроков — страховых организаций. Всё это напрямую противоречит конфигурации системы ОМС, которую государство выстраивало десятилетиями, и возвращает элементы сметно-распределительной системы.

По мнению депутата Госдумы Дениса Парфенова, новый законопроект снижает возможности независимого контроля здравоохранения.

— Мы видим очередной этап так называемой оптимизации медицины, — считает он. — Фонд медицинского страхования распоряжается огромными средствами, а подобные нововведения могут сделать его работу еще менее прозрачной. По сути, чиновники хотят в ручном режиме управлять медициной, устанавливая правила и контролируя сами себя.

Что станет с теми средствами, которые будут переданы в распоряжение федеральных медицинских организаций? Потратят ли они эти деньги на больницы или на строительство роскошных офисов, чем, например, грешил в свое время Пенсионный фонд? Вопрос, я полагаю, риторический.

Напомним, что президент России Владимир Путин неоднократно выступал против отхода от страховых принципов организации здравоохранения. «Если мы сейчас начнем ликвидировать страховые формы медицины, мы вообще перейдем к полному хаосу в этой сфере», — заявлял глава государства на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании в апреле 2018 года.

Это не первая попытка пересмотреть сложившуюся в Россию страховую модель здравоохранения за последние годы.

СМИ уже писали о том, что ФОМС планирует внедрить новую государственную информационную систему (ГИС) ОМС, которая предполагает полностью электронный документооборот между Минздравом РФ, территориальными фондами, страховыми медорганизациями и клиниками.

Напрямую основы системы она не затрагивает, но очевидно, что часть функций страховщиков предполагается заменить цифровыми сервисами. Нынешнюю же контрреформу можно назвать самой радикальной.

В ФОМС не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».

Источник: https://iz.ru/1066526/galina-volynetc/kontrreforma-zdravookhraneniia-chto-mozhet-izmenitsia-v-sisteme-oms

Федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Об обязательном медицинском страховании в рф

Здоровье граждан — основа всего. Начиная, с 1991 г. государство принимает активное участие в разработке программ и законов, призванных регулировать процесс оказания гражданам медицинской помощи. О современной ситуации в области здравоохранения, полисах ОМС и ДМС, стоит узнать подробнее.

Описание закона

В ноябре 2010 г. Совет Федерации и Госдума РФ приняли закон ОМС №326-ФЗ, положения которого призваны отрегулировать процесс предоставления медицинской помощи. Без нее не может основываться и существовать гражданское общество.

Документ состоит из 11 глав и 53 статей, включая общие положения и заключительную часть. С его помощью:

  • определены полномочия РФ и отдельных субъектов в области обязательного мед. страхования;
  • очерчен круг прав и обязанностей задействованных организаций и государства;
  • выделены участвующие в программе субъекты;
  • установлены права и обязанности участников процесса — страховщик, страховая медицинская организация, медицинская организация, застрахованные лица;
  • определено, кто и в какой мере ответственен за финансовое обеспечение ОМС;
  • установлены функции, права и обязанности Федерального и территориального фондов;
  • определены программы ОМС;
  • составлены системы договоров, использующихся в ОМС.

В ФЗ об ОМС также обговаривается возможность контроля объема, срока, качества и условий, на основании которых пациента лечат по страховке.

Глава 10 посвящена организации учета в ОМС, а также порядку предоставления и использования полиса.

В главе 11 содержатся заключительные положения, позволяющие гражданам рассчитывать на модернизацию закона и предоставление им более качественной помощи с использованием новейших технологий.

Последняя редакция закона об ОМС была осуществлена 28 января 2020 г.

Полномочия государства

Полномочиям Правительства РФ и субъектов РФ посвящена гл. 2 ФЗ РФ №326-ФЗ. Это, прежде всего:

  • главенство в области разработки и осуществления политики в области ОМС;
  • распространение ОМС на всю территорию РФ (имея полис, каждый гражданин, не зависимо от места регистрации или прописки, может им пользоваться, к программе подключается все больше работодателей и регионов);
  • определение лиц, нуждающихся в ОМС и могущих получить медицинское обслуживание по одной из бесплатных госпрограмм;
  • определение размера страхового взноса (тарифа) и способа его получения (платежа) от работодателя;
  • право на определение базовой программы и перечня оказываемых услуг, разработка единых требований к территориальным программам (самостоятельно решать, какие услуги включать в ОМС, а какие сделать платными, региональная власть не может);
  • распределение, предоставление и расходование субвенций, выделенных Федеральным фондом в бюджет территориального фонда ОМС;
  • определение уровня ответственности местных властей и служб;
  • управление средствами, полученными в рамках действия программы;
  • возможность определять принципы организации информационных систем и информационного взаимодействия в подконтрольной сфере;
  • разработка концепции, защищающей права застрахованного гражданина.

Некоторые из полномочий делегируются территориальным местным властям (ст. 6 ФЗ РФ №326-ФЗ). Так, местные власти самостоятельно вправе ставить и снимать с учета страхователей и граждан, потерявших работу, контролировать средства, вращающиеся в рамках ОМС на территории субъекта РФ.

Если гражданин зарегистрирован на территории одного субъекта, но получает медицинскую помощь в другом, то его местный Фонд перечисляет средства за лечение на счета Фонда по месту лечения. Это означает, что гражданину, лечившемуся в Ярославле, но прописанному в Калуге помощь окажут, но Территориальным фондам придется договариваться между собой по вопросу распределения средств.

Стороны соглашения

Бесплатное лечение граждан становится возможным за счет существования Федерального Фонда и территориальных Фондов на местах. Федеральный фонд из собственного бюджета предоставляет субвенции бюджету территориального фонда. Участниками программ ОМС являются:

  • Федеральный и Территориальный фонды;
  • страхователи в числе которых заявлены: исполнительная власть, юридические лица, физлица, нотариусы, адвокаты, физлица, являющиеся нанимателями и уплачивающие страховые платежи за работников и самих себя;
  • страховые медицинские организации.

Страховые, работающие в рамках ОМС работают по договору оказания и оплаты медпомощи по ОМС. У них отдельные полномочия, отличающиеся от полномочий обычных страховых компаний. Страховая, призванная оплачивать лечение работника, также контролирует финансовую составляющую работы медицинского учреждения.

Права и обязанности

Исполнительная власть, уполномоченная к этому на федеральном уровне (ст. 7 ФЗ РФ №326-ФЗ):

  • занимается изданием законов и методических указаний, призванных помочь органам гос. власти в субъекте выполнять свою работу;
  • обеспечивает надзор над нормативно-правовым регулированием, которое осуществляет гос. власть в субъекте РФ;
  • устраняет обнаруженные нарушения;
  • привлекает к ответственности должностных лиц;
  • разрабатывает и утверждает правила, на основании которых будет осуществляться оказание помощи по ОМС;
  • определяет порядок ведения персонифицированного учета;
  • определяет цели и задачи по выполнению программ ОМС.

Перечень полномочий может расширяться. Федеральный фонд имеет больше возможностей, но на нем и большая степень ответственности. Так, сотрудники его обязаны контролировать количество переданных этому органу взносов, определять вид и количество отчетных документов, контролировать граждан и организации, ответственных за соблюдение законодательства в области ОМС.

Права и обязанности застрахованных лиц рассматриваются в Главе 4 ФЗ РФ №326-ФЗ.

Как происходит организация и финансирование фонда страхования

Об организации и финансировании Фонда страхования рассказывается в Главе 5 ФЗ РФ №326-ФЗ. Источниками средств для Фонда являются:

  • государственные субсидии;
  • страховые отчисления работодателей;
  • дополнительные ресурсы.

К дополнительным источникам относят средства, заложенные в Федеральный бюджет, благотворительные средства, доход, полученный от инвестиционной деятельности, продажи ценных бумаг, заемные средства.

Попавшие в Фонд ОМС средства не могут быть из него изъяты и перенаправлены на иные цели, помимо обозначенных. Их нельзя передавать в другие фонды, использовать на нужды государства. Около 95% средств Фонда составляют страховые взносы граждан.

Финансирование программ

В рамках базовой и территориальных программ предусмотрены следующие траты:

  • оплату труда медицинских работников;
  • приобретение лекарств, расходных средств и продуктов питания;
  • расход на покупку инвентаря, инструментов и оборудования;
  • прочие траты.

Все это финансируется работодателем. В Фонд страхования отчисляется процент от заработной платы. Если гражданин безработный, то его лечат за счет бюджета органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Организация работы

Организации работы ОМС, Фондов и всех задействованных организаций, граждан, посвящены Главы 9-10 ФЗ РФ №326-ФЗ. Отдельные положения имеются и в других статьях закона. Это и разработка программ, и утверждение договоров ОМС, и контролирующие функции.

Особое внимание уделено взаимодействию страховых организаций и порядку выдачи полиса.

Какие были внесены изменения

Некоторые ранее действующие постановления и законы считают утратившими силу. Об этом подробно изложено в ст. 52 ФЗ РФ №326-ФЗ.

Например, утратил силу закон от июня 1991 г. №1499-1, а также статьи различных Федеральных законов, использование которых считается более нецелесообразным.

Изменения в 2020 году

В 2020 г. в систему ОМС планируют включить реконструктивно-пластические операции. Ранее эти операции проводились исключительно при наличии квоты, но сейчас их будут делать по обычному полису, что заметно облегчит положение граждан.

После включения нового перечня услуг соответственно будут внесены изменения в ФЗ РФ.

Что еще ждать

Планируется:

  • делать расширенно-комбинированные операции при наличии злокачественного образования у детей и взрослых за счет ОМС;
  • предоставить онкологу право выдавать направление на операцию по месту проживания;
  • разрешить проводить диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры в вечернее время, а также в праздники и в выходные;
  • что в отдаленные населенные пункты будет выезжать бригада врачей со всем необходимым оборудованием;
  • расширить перечень стоматологических услуг.

Далее по ОМС можно будет получить еще больше услуг.

Предполагаемые результаты нововведений

Предполагаемым результатом нововведений станет расширение сферы контроля со стороны страховой организации. Так, после включения в ОМС расширенно-комбинированных операций у застрахованных лиц появляется дополнительная гарантия. Страховщик будет контролировать качество и сроки выполнения операции, не позволив медицинскому учреждению затягивать с ее проведением.

Расширение перечня стоматологических услуг позволит гражданам, например, бесплатно восстановить зуб при помощи фотополимерной пломбы. Особое внимание планируется уделять профилактическим осмотрам детей и пожилых людей.

Актуальная редакция и изменения 326 ФЗ об обязательном медицинском страховании на 2020 год

Об обязательном медицинском страховании в рф

Конституция Российской Федерации (ст. 49) гарантирует охрану здоровья граждан, предоставление им медпомощи и возможность страхования жизни и здоровья.

Тем самым, государство полной мерой взяло ответственность за организацию и оплату социальных, медицинских, оздоровительных и профилактических мероприятий на центральном и местном уровнях.

В частности, медобслуживание всех категорий граждан проводится на безвозмездной основе в федеральных и коммунальных медучреждениях, за счёт средств из фондов ОМС (обязательного медицинского страхования).  Порядок и условия их работы закреплены Законом № 326 ФЗ об обязательном медицинском страховании РФ.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.