О фонде обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС): что это такое, сайт ОМС, структура, задачи и функции

О фонде обязательного медицинского страхования

Право на оказание услуг по предоставлению бесплатной медицинской помощи каждым гражданином РФ закреплено в ст. 41 Конституции РФ.

Начиная с 1993 года, в нашей стране действует страховая форма медицины, при этом страхование возможно в 2 видах: обязательное и добровольное.

Первое свойственно всем социальным государствам и обеспечивается властью и ее органами, главным из которых в России является ФФОМС.

Что собой представляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – государственный внебюджетный фонд, предназначение этого органа заключается в выделении денег для врачебного обслуживания жителей России. Действует с 1993 года.

Важные НПА, регулирующие действия фонда: федеральный закон – ФЗ № 326-ФЗ, БК РФ, а также специальный устав.

Федеральный фонд ОМС имеет в подчинении территориальные образования, которые создаются органами государственной власти субъекта. На сегодняшний день насчитывается 88 таких образований. В своей деятельности они руководствуются общими НПА, а также специальным положением. Федеральные фонды финансируются за счет денежных перечислений, поступающих в ФФОМС.

У ФФОМС есть официальный сайт, публикующий важные новости и изменения законодательства. Для каждого субъекта создан собственный сайт территориального фонда ОМС, на котором содержится самая актуальная информация.

Структура и особенности управления ФФОМС

Структура системы органов ОМС включает в себя федеральные и территориальные органы, которые в совокупности осуществляют возложенные на них функции и задачи.

Главным органом, осуществляющим финансирование медицинского обслуживание населения, является ФФОМС. Однако важную роль играют территориальные фонды, которые созданы в восьми Федеральных округах. Количество территориальных фондов варьируется в зависимости от округа.

Все ТФОМС имеют определенные особенности, которые перечислены ниже в списке:

  • Обладают управленческими правомочиями на закрепленной территории. Распоряжаются средствами в каждом субъекте.
  • Осуществляют управление предоставленной собственностью.
  • Выполняют ключевые функции страховщика.
  • В структуре создается правление, необходимое для разрешения возникающих вопросов. Руководство органом осуществляет директор.

Для управления ФФОМС создано правление, в которое входит десять человек.

Руководство осуществляется председателем федерального фонда обязательного медицинского страхования, должность которого сегодня занимает Стадченко Н. Н..

У руководителя есть десять советников и заместителей, занимающих руководящие должности. В структуру федерального фонда ОМС включены четырнадцать управлений и отделов, ведущих определенную обеспечительную работу.

Основные задачи и направления деятельности федерального фонда ОМС

Любой орган государственной власти имеет свои задачи и функции. В статье № 33 Федерального закона № 326-ФЗ перечислены основные функции, возложенные на ФФОМС. Таким образом, он:

  • планирует и организует общую деятельность системы органов медстрахования;
  • принимает участие в правотворчестве, делает предложения о требуемых величинах взносов;
  • накапливает средства, полученные в результате ОМС;
  • осуществляет методическую деятельность для обеспечения деятельности органов обязательного медицинского страхования;
  • организует обучение и переквалификацию профессиональных работников;
  • анализирует имеющуюся правовую базу.

К ключевым задачам деятельности фонда относят:

  • финансирование обслуживания граждан;
  • выполнение действий, необходимых для строительства устойчивой системы обязательного медстрахования и уравнивания качества врачебных услуг, которые предоставляются гражданам абсолютно во всех субъектах Российской Федерации;
  • аккумуляция финансов,которые поступают в фонд за счет обязательных отчислений.

Наиболее важными направлениями деятельности фонда являются:

  • Осуществление работы по контролю исполнения законодательства о медстраховании во всех субъектах Российской Федерации.
  • Аккумуляция и дальнейшее распределение денежных средств с целью осуществления конституционного права на бесплатные медицинские услуги для граждан РФ.
  • Исполнение годичного бюджета и расходование накопленных денег исключительно в целях, обозначенных в законе. Осуществление мониторинга субъектов, на которые возложены обязанности по выполнению законодательства об обязательном медицинском страховании.

Осуществление деятельности по модернизации фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) состоит из следующих пунктов:

  • повышения производственной грамотности рабочих и инженерно-технического персонала;
  • осуществления научных и исследовательских работ в сфере ОМС;
  • оказания высококвалифицированной помощи;
  • тарифной политики в системе ОМС.

Отдельно следует выделить мониторинговую функцию, которая заключается в следующем:

  • Контроль за соблюдением законодательства и целевое использование денежных средств. Для этого проводятся различные проверки и ревизии.
  • Аналитическая работа по результатам проведенных ревизий.
  • Контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков.

Совокупность всех перечисленных задач и функций образует единую цель деятельности ФФОМС – обеспечение населения медицинской помощью.

Источники доходов и главные расходы ФФОМС

Для выполнения возложенных на фонд обязанностей, он вправе накапливать средства, полученные в качестве отчислений, управлять и расходовать их по назначению.

Главной доходной статьей фонда являются поступающие страховые взносы от населения. Обязанность, размер и порядок уплаты таких взносов регулируются налоговым законодательством.

Для организации доходной части фонд осуществляет:

  • прогнозирование планируемых поступлений исходя из социально-экономического развития страны;
  • регулярный мониторинг за поступающими средствами;
  • организацию деятельности иных органов по вопросам формирования доходов ОМС.

Расходование накопленных финансов происходит только в тех случаях, которые непосредственно прописаны в законодательстве России.

К главным расходным статьям относятся: оплата медуслуг, получаемых бесплатно всеми жителями РФ, имеющими паспорт гражданина РФ; подготовка и содержание сотрудников, работающих непосредственно в фонде; финансирование медицинских компаний; перечисление финансов в резервные фонды.

Трата средств должна происходить в границах бюджета, принятого на текущий год. Закон об освоении бюджетных средств за прошедший год в обязательном порядке подписывается Президентом РФ.

Какие права и возможности имеют граждане, застрахованные в системе ОМС

Все люди с гражданством нашей страны обладают правом на получение квалифицированной медпомощи. При этом оно действует везде в РФ. Особенности оказания медпомощи регулируются специальными НПА.

Лицо с гражданством РФ может самостоятельно выбирать компанию, оказывающую медицинские услуги и лечащего врача при помощи подачи заявления в соответствующие органы. Все права гражданина РФ в сфере ОМС охраняются и защищаются государством.

Таким образом, принятая в 1993 году в РФ система страхования граждан продолжает действовать и развиваться. Ее основной приоритет – это оказание одинаковой квалифицированной медпомощи жителям с гражданством РФ на территории страны. Главным органом системы является ФФОМС, который занимается реализацией возложенных на него обязанностей.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/raschet-fondy-vznosy/fondy/fond-obyazatelnogo-meditsinskogo-strakhovaniya.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/federalnyi-fond-obiazatelnogo-medicinskogo-strahovaniia-rf-ffoms-chto-eto-takoe-sait-oms-struktura-zadachi-i-funkcii-5daf17e98600e100b133c1bc

Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857

О фонде обязательного медицинского страхования

III. Полномочия Федерального фонда

8. Федеральный фонд:

1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. N 79 пункт 8 дополнен подпунктом 2.1

2.1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

4) имеет право начислять в соответствии со статьей 25 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”;

5) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

7) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

8) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

9) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

10) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

11) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

12) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

13) ведет единый регистр застрахованных лиц;

14) имеет право обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

16) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

17) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

18) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

19) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации полномочий, установленных частью 8 статьи 33 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”;

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. N 79 пункт 8 дополнен подпунктом 20

20) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и  порядок деятельности;

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2015 г. N 1173 пункт 8 дополнен подпунктом 21

21) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, соблюдение режима секретности;

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2016 г. N 1257 пункт 8 дополнен подпунктом 22

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Источник: https://base.garant.ru/12112596/

Финансисты поспорили с врачами о реформе ОМС

О фонде обязательного медицинского страхования

Сергей Николаев / Ведомости

На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию в понедельник представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект, который правительство внесло на рассмотрение законодателей 30 сентября.

Документ предлагает передать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса исключаются частные страховые компании.

Объемы предоставления медпомощи и нормативы затрат на нее по замыслу авторов документа будут устанавливаться правительством.

Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1–2% до 0,5–1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб. к 2023 г.

Страховщикам такие новшества, конечно, не понравились. В минувшую среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил Владимиру Путину письмо, в котором выразил уверенность, что реформа приведет к снижению качества и доступности медпомощи для граждан и разрушению единой системы ОМС.

Особо глава ВСС подчеркнул, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, хотя они очень значительны.

Впрочем, в Министерстве здравоохранения, участвовавшем в разработке законопроекта, в ответ на эту претензию напоминают, что «законопроекты так называемого бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят».

Накануне заседания рабочей группы в Госдуме члены президиума ВСС обратились с письмом уже к премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть в редакции «Ведомостей»).

«Полагаем, что предлагаемые законопроектами решения приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, – отмечается в документе, подписанном руководителями ведущих страховых организаций («АльфаСтрахование», «Ингосстрах», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС).

– Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации».

Впрочем, как отмечают, эксперты, страховщики несколько сгущают краски.

«Именно ФФОМС, согласно федеральному законодательству, является страховщиком в системе ОМС, поэтому никто ничего у страховщиков не отбирает», – объясняет президент СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций» Евгений Рабцун.

Просто ФФОМС решил вернуть себе полномочия, которые ранее были переданы страховщикам. «Страховая медицинская организация в системе ОМС – это посредник», – напоминает Рабцун.

Полномочия страховых компаний и до внесения поправок по проверкам федеральных учреждений оставались во многом нереализованными, утверждает председатель комиссии Ассоциации юристов России по правовому обеспечению в сфере здравоохранения Борис Муслов.

Плюс основная часть финансирования федеральных учреждений высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, проводится напрямую за счет федерального бюджета либо бюджета ФФОМС.

«Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС», – констатирует Муслов.

По его мнению, на работе федеральных медучреждений эти поправки если и отразятся, то незначительно.

Ключевым вопросом, конечно, выступает сокращение норматива по расходам на ведение дел страховщиками. «Вероятно, ФФОМС счел справедливым ввиду сокращения объема переданных страховым компаниям полномочий сократить и вознаграждение на 6,8 млрд руб.», – отмечает Рабцун. Страховщики с такой постановкой вопроса категорически не согласны.

«В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных», – отмечается в письме членов президиума ВСС премьер-министру.

В Минздраве, однако, считают, что «изменение предельных размеров нормативов отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями, в случае обоснованности и эффективности расходов на осуществление ими своих функций, не приведет к нерентабельности их деятельности».

«Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами, – рассказал «Ведомостям» помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. – Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г.

Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%».

Кузнецов напоминает, что в действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек СМО: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ; информирование можно осуществлять через портал госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. д. Кроме того, запланированы к принятию изменения в правила ОМС в части урегулирования вопросов объемов и стоимости проводимых экспертиз качества медицинской помощи, сообщил представитель Минздрава.

«Законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов. К сожалению, на настоящий момент в ряде регионов отмечается дефицит доступности такой помощи», – пояснил Кузнецов значимость предлагаемых изменений.

Впрочем, с позицией Минздрава не согласны представители финансовых ведомств.

Представитель Банка России Екатерина Абашеева на заседании рабочей группы в понедельник заявила, что авторы законопроекта не проанализировали последствия того, что будет, если страховщики уйдут с рынка в связи с неприемлемостью новых нормативов расходов на ведение дел.

«В части расходов на ведение дел законопроект не содержит никакого финансово-экономического обоснования, которое свидетельствовало бы о том, что его двукратное сокращение каким-либо образом приемлемо для тех компаний, которые в настоящий момент работают на рынке», – заявила она.

Александр Ицелев, заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина, заявил, что на 90% согласен с коллегой из ЦБ. По его словам, «законопроект никак не анализировался по возможным последствиям».

Независимые эксперты тоже отмечают, что законопроект пока сыроват. «Если ФФОМС может напрямую работать с федеральными клиниками, почему он также напрямую отказывается ­работать с другими медицинскими ­организациями? – недоумевает он. – Экономия бы была еще больше.

По мнению Минздрава, «прямая схема» повысит доступность медицинской помощи, ее будет проще получить в федеральных клиниках.

Хорошо, но почему доступность Минздрав решил повышать только в федеральных клиниках? Сегодня практически нет уникальных медицинских услуг, которые оказывают исключительно федеральные центры: аналогичную медпомощь могут оказать и частные, и ведомственные, и краевые, и областные больницы».

Муслов считает, что изменения в нынешнем виде могут повредить больницам. «Никто из игроков рынка не готов потерять свои доходы, поэтому, как это было прежде, выпадающие объемы финансирования, скорее всего, будут компенсированы увеличением финансовых санкций страховщиков к медицинским организациям», – полагает он.

Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин заявил, что, по сути, создаются две системы здравоохранения. Та, что на базе федеральных медучреждений, – «это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных».

«ВСС вполне резонно указывает на то, что в стране таким образом установится две системы здравоохранения: одна – с участием страховых компаний, а другая – без участия таковых, – соглашается основатель и СЕО консалтинговой группы компаний VvCube Вадим Ткаченко.

– И проблема не в том, что будет две головы у системы здравоохранения, а в том, что это ведет к неоднородному отношению в лечении пациента».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/12/843030-finansisti-posporili

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.