Нормативной базой медицинского страхования служат

Содержание

Нормативная правовая база медицинского страхования населения Российской Федерации

Нормативной базой медицинского страхования служат

Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины

имени А.М. Никифорова МЧС России

Институт дополнительного профессионального образования

«Экстремальная медицина»

Кафедра безопасности жизнедеятельности, экстремальной

и радиационной медицины

Реферат

Нормативная правовая база медицинского страхования

населения Российской Федерации

по образовательной дисциплине

«Общественное здоровье и организация здравоохранения»

Выполнил: слушатель курса первичной переподготовкикапитан медицинской службыА.А. Сарсенбаев

Санкт-Петербург 2014

Стр.
Введение     3
Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования5
Глава 2. Сущность медицинского страхования11
Глава 3. Правовое регулирование медицинского страхования19
Заключение22
Список использованной литературы25

Введение

Актуальность темы реферата   выражается в изучении вопросов правового регулирования по медицинскому страхованию, которое в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России. Процесс обновления законодательства о медицинском страховании напрямую отражает происходящее в стране коренные преобразования.

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

Формирование системы социального страхования представляет собой комплексную проблему, решение которой будет зависеть от уровня экономического развития страны и ее социальной политики, от роли государства в экономике и его взаимоотношений с гражданами.

Личное страхование, так же как и имущественное, может осуществляться в форме обязательного и добровольного страхования.

В обязательном порядке страхуется жизнь и здоровье военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Система ОМС существует уже достаточно долгий период, однако научных работ, посвященных анализу законодательства, которым оно регулируется, правовым проблемам, опубликовано ограниченное число. Степень научной, теоретической изученности юридического аспекта обязательного медицинского страхования явно несоразмерна со степенью его социального значения для общества.

Большинство опубликованных работ касаются медицинской стороны обязательного медицинского страхования: качества медицинских услуг, степени их доступности для среднестатистического гражданина, состояния материальной базы медицинских учреждений, работающих в области ОМС. В правовых работах, как правило, так или иначе анализировался лишь один вопрос: степень реализации права застрахованного гражданина на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества.

Цель реферата – является анализ и изучение системы медицинского страхования и нормативно – правовой базы касающейся государственной системы медицинского страхования как правовой категории.

Задачи реферата:

  1. Раскрыть понятие государственной системы медицинского страхования как организационно – правовой формы,

     2. Дать  определение системы  обязательного и добровольного медицинс-       кого страхования; 

  1. Рассмотреть нормативно-правовую сторону функционирования Фондов обязательного и добровольного медицинского страхования.

Структура реферата. Текст реферата изложен на 23 страницах машинописи, иллюстрирован 1-им рисунком, 1-ой таблицей. Список использованной литературы содержит 16 отечественных источников.

Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов [18].

1 этап. С марта 1861 по июнь1903 года

В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России.

В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.

2 этап. С июня 1903 – по июнь 1912 года

Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г.

закон “О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семей на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности”.

По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждение потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

3 этап. С июня 1912 по июль 1917 года

В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г.

в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По Закону 1912 г.

врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:

Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях.

Амбулаторное лечение.

Родовспоможение.

Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года

После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г), включающие следующие основные концептуальные положения:

Расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).

Предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы).

Повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек.

Полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.

Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года

Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России “полного социального страхования”. Основные положения Декларации были следующие:

распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;

распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);

возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;

возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;

Проводимые Советским Правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10 1918 г.

, которым было утверждено “Положение о социальном обеспечении трудящихся”. В новом Положении термин “страхование” был заменен на термин “обеспечение”.

Это соответствовало концепции Советского Правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала “социалистической” и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Декрета от 31.

10 1918 г. полностью этому соответствовало. 19.02.1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет “О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения”, в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах.

Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д. .

6 этап. С ноября 1921 по 1929 год

C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика, и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.15.11.1921 г.

издается Декрет “О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом”, в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности.

Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения.

7 этап. С 1929 по июнь 1991 года

Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.

8 этап. С июня 1991 года по настоящее время

И лишь с принятием Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР” 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Развитие добровольного медицинского страхования:

ДМС вновь появилось на российском рынке страховых услуг только в 1991 г.

Сначала рассмотрим развитие договоров ДМС и вносимые в них изменения.

В период 1991-1993 гг. основу ДМС составляли договора, предусматривающие:

уплату страхователем страховой премии, включающей в себя стоимость гарантированного договором лечения, а также расходы на ведение дела;

прикрепление застрахованного контингента к выбранному страхователем лечебному учреждению или учреждениям;

оплату фактически оказанных в рамках программы услуг;

возврат страхователю (застрахованным) неизрасходованного на оплату лечения страхового взноса.

В указанных договорах ответственность страховщика ограничивалась размером уплаченного взноса, иногда за минусом расходов на ведение дела.

В силу специфики налогообложения договоры ДМС стали использоваться страхователями – юридическими лицами не столько для обеспечения застрахованным гарантий получения предусмотренной договором медицинской помощи, сколько в основном для выплат дополнительных средств своим сотрудникам через возврат неизрасходованного взноса.

В период с 1993 по 1994 г. появляются договора ДМС, предусматривающие предел ответственности страховщика по оплате застрахованным медицинских в размере страховой суммы, превышающей величину страхового взноса.

Эти виды договоров появились в силу постепенного развития страхового рынка и в результате усиления требований в отношении соблюдения принципов страхования со стороны Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

Данные виды страхования возврат страховых взносов уже не предусматривают, достаточно распространенными становятся варианты, предусматривающие страхование на предоставление медицинской помощи по монополису в виде оказания услуг по госпитализации или разового оказания медицинской услуги.

Однако размер страхового взноса зависит в большей степени от стоимости медицинской услуги и не отражает реальной стоимости риска.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/322292_2887253_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Система ОМС в России: законодательная база и ее особенности

Нормативной базой медицинского страхования служат

Система ОМС в России состоит из субъектов и участников, в качестве которых выступают физические и юридические лица, а также государственные учреждения. Каждый гражданин РФ, получивший страховку, становится субъектом этой системы. Следует подробнее знать о своих правах, а также о взаимодействии с другими участниками.

Страхование сегодня

В Российской Федерации существует два вида медицинского страхования: на добровольной основе и обязательное. Цель первого – обеспечение граждан РФ дополнительным перечнем мед. услуг. Оплата за процедуры осуществляется из фонда, который пополняет сам владелец страхового полиса.

Второй вид страхования производится в принудительном порядке. Когда застрахованному лицу потребуется помощь врачей, он сможет обратиться в больницу и бесплатно воспользоваться услугами докторов. Обязательная страховка позволяет обращаться в любые поликлиники по все стране. Предварительно потребуется закрепиться за одной из них. Сделать это можно по телефону или в регистратуре.

Особенности страхования в области медицины

Поскольку страхование в РФ – принудительная норма, следует подробнее узнать, что такое ОМС.

Застраховаться по закону РФ обязаны

  • граждане РФ;
  • иностранцы, постоянно или временно живущих в стране;
  • лица, у которых пока нет гражданства;
  • беженцев из других стран.

Оплата услуг, предоставленных владельцам страховок, осуществляется из бюджета государства.

Источниками его формирования являются:

  • взносы работодателей за официально устроенных у них работников;
  • фиксированные платежи самозанятых и индивидуальных предпринимателей;
  • поступления из местных бюджетов субъектов РФ.

Имея страховку, вы сможете:

  • получать скорую медицинскую помощь;
  • принимать участие в лечебно-профилактических мероприятиях;
  • обращаться к узкопрофильным специалистам;
  • пользоваться услугами, предусмотренными страховой компанией.

Субъекты, принимающие участие в процессе страхования

Законодательством Российской Федерации выделено 3 субъекта страхования. Страхователи – юридические лица, имеющие полномочия на выдачу полисов. Это представители страховых компаний. В некоторых случаях в качестве этого субъекта выступает само государство.

Застрахованные лица – граждане РФ и иные лица, получившие страховку. Этот документ оснащает их правами на получение ряда услуг от государственных больничных учреждений на бесплатной основе.

Федеральный фонд регулирует взаимоотношения между двумя предыдущими субъектами. ФФОМС защищает права как страховщиков, так и страхователей.

Права страхователей

Помимо субъектов в систему ОМС включены и другие участники. Фонды субъектов РФ осуществляют взносы в бюджет, из которого происходит оплата предоставленных владельцам полисов услуг.

Также участие принимают страховые медицинские организации и больничные учреждения. Первые представляют собой лицензированные учреждения, занимающиеся выдачей полисов ДМС и ОМС. Вторые – предоставляют мед. услуги бесплатно.

Субъекты и участники постоянно взаимодействуют друг с другом. Отношения между ними регулируется законодательством России.

Статья 41 Конституции РФ: о чем она

В статье говорится о праве граждан государства и иных владельцах полисов получать медицинскую помощь от больничных учреждений на бесплатной основе. Оплата за предоставленные врачами услуги производится из гос. бюджета страны.

Также в Конституции содержится информация о развитии системы. В России осуществляется финансирование программ, направленных на создание новых государственных и частных фондов.

В 41 статье сообщается, что правительство обязуется поощрять деятельность организаций, которые будут функционировать для укрепления здоровья всего общества в целом и каждого обратившегося человека.

В соответствии со ста. 41 лица, намеренно скрывающие факт угрозы здоровью или жизни российских граждан, обязаны будут понести за данное действие наказание. Это также подкрепляется федеральными законами государства.

Виды ОМС

Полис ОМС России может быть представлен в трех видах:

  • бумажный, содержащий штрих-код;
  • пластиковый, в виде карты с чипом;
  • электронный, с индивидуальным номером.

Система страхования в рамках медицины

Субъекты и участники, взаимодействую между собой, создавая систему. В процессе функционирования структуры решаются вопросы формирования фондов, из которых в дальнейшем производятся выплаты. Также в процессе взаимодействия происходит распределение финансов.

Основная часть медицинского обслуживания населения России оплачивается из бюджета государства. Регулированием потоков денежных средств занимается Федеральный фонд ОМС.

Права лиц, получивших страховку

Страхователь обладает рядом прав, предусмотренных законодательством РФ:

  • получать помощь медиков по всему государству или в рамках субъекта, где был выдан полис, на бесплатной основе;
  • выбирать страховщика, направив в компанию заявление по правилам законодательства государства;
  • производить замену страховой компании не более 1 раза за 365 (366) дней, если срок договора со страховщиком истек или вы поменяли место жительства (выбор следует сделать до 1 ноября);
  • выбирать медицинское учреждение из тех, которые будут предложены страхователю агентом;
  • выбирать лечащего врача, указав его в заявлении на имя руководителя больницы (самостоятельно или через официального представителя);
  • получать от регионального фонда и мед. учреждений правдивую информацию о качестве и условиях проводимых медиками процедур;
  • требовать от докторов защиту личных данных;
  • получать от страховых и медицинских организаций возмещение ущерба в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими услуг;
  • требовать защиту прав и интересов, предусмотренных законодательство РФ.

Ответственность медицинских учреждений

Больницы и поликлиники обязаны предоставлять бесплатно мед. услуги застрахованным лицам. При этом проводимые докторами процедуры должны быть надлежащего качества, а назначенные лекарственные препараты избавлять от симптомов заболевания.

Мед. учреждения несут ответственность перед Федеральным фондом, направляя в него отчеты в надлежащей форме.

Также больницы обязаны:

  • вести учет оказанных услуг;
  • предоставлять страховщикам сведения о предоставленной их клиентам мед. помощи;
  • размещать на официальном сайте и других ресурсах достоверную информацию о режиме работы, видах услуг, а также информировать об этом Федеральный фонд и пациентов;
  • использовать медикаменты и расходные материалы, которые были предоставлены государством;
  • сообщать пациентам о наличии платных услуг, если таковые имеются, но не принуждать их приобретать.

В случае нарушения со стороны мед. учреждения пациент в праве потребовать проведения экспертизы. В ее рамках специалисты проводят независимую оценку работы одного или нескольких докторов, а также всей больницы в целом (если это необходимо).

Контроль предоставления медицинской помощи

Основная проблема ОМС в России – предоставление услуг мед. учреждениями ненадлежащего качества. Для определения факта нарушения по итогам осуществления процедуры проводится независимая экспертиза КМП с целью оценить:

  • действия врача и назначенное им лечение или функционирование больницы в целом;
  • соответствие доктора уровню его квалификации;
  • качество и безопасность оказанной помощи с одной из четырех точек зрения (в экстренной ситуации, со стороны пациента, с отклонением от технологии и без него);
  • соблюдение врачом стандартов, порядков, требований НПА при оказании мед. помощи.

Если по итогам экспертизы будет выявлено нарушение со стороны доктора, нескольких врачей или медицинского учреждения в целом, то застрахованному лицу будет выдано заключение. На его основании страхователь сможет составить и подать иск в суд для возмещения ущерба.

Схема работы

Для того чтобы узнать, как работает мед. страхование в России, следует рассмотреть схему функционирования системы.

На 2019-2020 годы основным ее звеном является распределение денежных средств бюджета между субъектами:

  • обязательное медицинское страхование не предназначено для выплат населению в наличной или безналичной формах;
  • оплата мед. услуг производится напрямую на счет леченого учреждения;
  • не предусмотрена оплата рабочих дней, в которые владелец полиса был нетрудоспособен;
  • важным моментом является осуществление взносов индивидуально за каждое застрахованное лицо;
  • взносы в бюджет производит как государство, так и работодатель;
  • работники – не источники финансирования бюджета.

Программы регионов

Перспектива развития ОМС в России заключается в разработке субъектами собственных программ страхования. По ним страхователь сможет получать мед. помощь только на территории, где получал полис. Оплачивать полученные услуги будут непосредственно из фонда субъекта.

Топ-10 компаний, занимающихся выдачей полисов

Развитие ОМС в России позволяет выбирать страховщика. Следует обратить внимание на рейтинг, который ежегодно составляет ФФОМС и выгружает на своем официальном сайте. В таблице представлены 10 лучших страховых организаций на 2019 год.

МестоНаименование компанииКоличество выданных полисов, %
1Росгосстрах-Медицина14,7
2МАКС-М12,5
3СОГАЗ-Мед11,8
4ВТБ МС10,8
5Альфа страхование10,1
6ВТБ-Медицина5,3
7РЕСО-МЕД4,5
8Ингосстрах-М4,3
9АСТРАМЕД МС2,5
10Спасские Ворота-М2,4

Договор ОМС

В договоре помимо основных данных (кто его заключил, с какого года и по какой он действителен, пр.) указаны обязанности обеих сторон. Страховая компания обязуется:

  • предоставлять владельцу полиса ОМС информацию о правах и обязательствах страхователя;
  • проинформировать в письменном виде страхователя в течение 3 рабочих дней о наступлении факта страхования и поступлении полиса;
  • произвести выдачу полиса ОМС в соответствии с федеральным законодательством России.

Страхователь обязан:

  • своевременно производить выплаты в фонд (размер и сроки взносов предусмотрены законодательством);
  • обращаясь в мед. организацию за помощью, представлять полис ОМС (кроме случаев, когда обращение — экстренное);
  • лично или через официального представителя, следуя установленным правилам, подавать заявление, свидетельствующее о выборе страховой компании;
  • направлять страховщику сведения о смене паспорта или переезде в течение месяца с момента вступления изменений в силу;
  • при смене ПМЖ в течение месяца подобрать нового страховщика.

Система ОМС для граждан России и других лиц, имеющих страховку, предусматривает предоставление услуг медицинскими учреждениями на бесплатной основе. Она состоит из трех основных субъектов: страховщика, страхователя и ФФОМС. Последний – выступает в качестве регулятора взаимоотношений между первыми двумя.

У каждого из субъектов существуют свои права и обязанности. Они отражены в договоре, а также в федеральных законах страны.

Неисполнение обязательств может привести к наказанию в виде выплаты неустойки или оплаты штрафа. Для доказательства факта нарушения со стороны медиков потребуется провести независимую экспертизу.

Пациент получит заключение, на основе которого составит исковое заявление в суд.

Загрузка…

Источник: https://omspolisy.ru/articles/sistema-oms-v-rossii

Медицинское страхование в России: понятие и правовые основы регулирования

Нормативной базой медицинского страхования служат

Медицинское страхование это социальная страховка, которая состоит из системы экономических, правовых и организационных мер, созданных государством. Если наступает указанный в документе страховой случай, то застрахованному лицу предоставляется медицинская помощь бесплатно.

Медицинское страхование как вид социального страхования

Социальное страхование в Российской Федерации – это система гражданской защиты, благодаря которой реализуется конституционное право. Соцзащита обеспечивается независимо от того, работает или нет гражданин.

Задача социального страхования заключается в предоставлении помощи граждан, у которых изменилось социальное или материальное положение. Обязательное социальное страхование разделяется на несколько видов.

Оно может быть социальным, медицинским, пенсионным, страхованием пассажиров или автогражданской ответственности.

Система медицинского страхования в России

Благодаря системе медицинского страхования в Российской Федерации обеспечивается  регулирование в сфере социальной защиты населения. Застраховать здоровье в стране может любой желающий человек.

Закон номер 326-Ф3 РФ об ОМС в России определяет, какие средства будет выделять компания при наступлении страхового случая. Он определяет модель финансирования здравоохранения в стране. Законом предусматривается обеспечение равных возможностей в получении медпомощи для всех граждан.

Модели обязательного медицинского страхования

Правовой аспект медицинского страхования предусматривает несколько моделей поступления средств. Федеральный закон предусматривает поступление средств при омс от государства, работодателей и работников. При дмс модель заключается в поступлении средств от работодателей и в виде личных платежей застрахованных граждан. Модель может быть:

  • Бюджетно-страховой. Финансирование осуществляется из централизованного государственного фонда России, определенного процента зарплаты, формирования страхового фонда физическими и юридическими лицами. Преимуществами системы является то, что можно гарантировать социальную стабильность. Вид страхования в РФ обеспечивает финансовую открытость модели и высокую степень защиты. Недостатки заключаются в значительной бюрократизации отношений, разном уровне фармацевтических и медицинских услуг, которые предоставляются застрахованному субъекту.
  • Государственно-бюджетной. Финансируется по остаточному принципу из российского государственного бюджета. Система обеспечивает социальную стабильность и высокую степень защиты. Минусы заключаются в недостаточном качестве предоставляемых медицинских и фармацевтических услуг, административно-командном управлении.
  • Частной. Организация платежей осуществляется за счет страхователей и независимого участия государства. Медицина и фармацевтика в этом случае являются высококачественными. Эта форма страхования имеет высокую стоимость и способствует социальному напряжению в общества.

Все модели медицинского страхования имею свои преимущества и недостатки, которые должны определяться субъектом.

Принципы обязательного медицинского страхования

Государственная политика в сфере ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами. Стоит перечислить принципы страхования:

  • Соблюдается устойчивость в финансовой системе ОМС, основой которой является эквивалентность страхового обеспечения и средства ОМС.
  • Обеспечиваются гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи с использованием средств ОМС, если наступает страховой случай.
  • Обязанность в проведении оплаты по страховым взносам страхователей.
  • Страховщик должен выполнять все обязательства по отношению к страховщику, независимо от финансового положения последнего.
  • Создаются условия, которые гарантируют высокий уровень доступности и качества медпомощи.

ОМС основано на принципе общественной солидарности, что гарантирует стабильность финансового источника.

Объект ОМС – это страховой случай, при котором застрахованный гражданин обращается в медучреждение для предоставления помощи, которая предусмотрена программой ОМС.

Определение субъектов имеет целый список из страховой медицинской организации или страховщика, гражданина, медицинского учреждения, страхователя, федерального и территориальных фондов ОМС.

Виды медицинского страхования в РФ

Оформление медицинского страхования в Российской Федерации может осуществляться с использованием трех видов медицинского страхования:

  • Обязательное медицинское страхования. Имеет государственный уровень и обеспечивает обслуживание граждан в медицинских учреждениях.
  • Добровольное медицинское страхование. Гражданин может себе выбрать полис с необходимым для него перечнем услуг.
  • Страхование при выезде за рубеж. ОМС относится к внутригосударственному виду страхования, поэтому оно не действует за границей. ДМС может иметь страховое покрытие за рубежом. При его отсутствии можно оформить временную страховку, которая будет действовать в период поездки. Сущность заключается в предоставлении медицинской помощи за рубежом.

Существуют различные виды мед страхования, что позволяет гражданину выбрать приемлемый вариант для себя в зависимости от сложившейся ситуации.

Нормативные правовые акты регулирующие ОМС в РФ

Деятельность системы ОМС осуществляется в соответствии с федеральными законами: №165 об основах обязательного социального страхования, №323 об основах охраны здоровья граждан в РФ, №326 об ОМС в РФ. Основной документ – постановление правительства о программе государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи.

Предмет ОМС контролируется приказами Министерства здравоохранения и Федерального фонда ОМС.

Проблемы реализации социальных гарантий в системе ОМС

При реализации социальных гарантий ОМС  стоит учитывать возможность возникновения проблем. Особенность страховых механизмов заключается в том, что они являются социальными гарантиями разных видов рисков.

Основной проблемой является то, что закон №1499-1 не соответствует современным требованиям к организации ОМС. В документе отсутствуют действенные механизмы, которые будут обеспечивать права граждан на бесплатную медпомощь.

Из-за этого утилитарные страхователи могут выбирать страховые медицинские организации, которые будут оказывать услуги, поэтому сам гражданин не может выбрать больницу для себя.

Финансовый организационный аспект также не был разработан, поэтому не указано, что финансовая компания должна оплатить медицинские услуги по полному тарифу. На качество предоставляемых медицинских услуг влияет месторасположение субъекта страхования.

Современная концепция ОМС в механизме обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

Для того чтобы обеспечить права граждан на медицинскую помощь, нужно следовать современной концепции, которая требует:

  • Повысить роль профилактики болезней, вести здоровый образ жизни.
  • Развивать современные медицинские технологии и расширять их доступность.
  • Сгладить неравенство в предоставлении медицинской помощи всем группам населения.
  • Улучшить финансовое обеспечение госгарантий медицинской помощи, которая предоставляется бесплатно.
  • Расширить возможности людей на влияние на систему здравоохранения.
  • Создать конкурентный рынок медицинских услуг и расширить возможности выбора больниц и докторов.
  • Усилить экономическую и профессиональную мотивацию медицинских работников.
  • Преодолеть структурные диспропорции в области предоставления медпомощи.

Если пройти все вышеописанные пути усовершенствования системы, то будет обеспечена перспектива полноценного медицинского обслуживания для всех категорий граждан.

Нормативные регуляторы системы ОМС

Правовые обязательства системы ОМС регулируются нормативными актами – нормами международных договоров, Конституцией Российской Федерации, документами, которые имеют разъяснительный характер. Региональные нормативные документы отображают территориальные особенности сферы ОМС.

Обязательства в системе ОМС: правовая природа и конструкция

В соответствии с юридическо-техническим размещением, ОМС в нормах гражданского законодательства – это сфера регулирования гражданского права. В обязательствах разграничиваются частные и публичные элементы. Договора в сфере ОМС имеют неоднородный и полиотраслевой характер. В договоре отображаются согласованные действия участников.

Страхование является двухсторонней сделкой, которая обеспечивает взаимные права и обязанности сторон.

Статус элементов системы ОМС: новый правовой режим ФОМС

Регулирование отношений, которые возникают при осуществлении ОМС, осуществляется федеральным законом. В 2015 году счетной палатой был опубликован отчет, в соответствии с которым можно сделать выводы, что страховые организации не обеспечивают защиту застрахованных.

ФОМС гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи из тех средств, которые удалось скопить из взносов гражданина. Фронд обеспечивает аккумулирование средств для финансирования мероприятий ОМС на федеральном уровне.

Медицинское страхование государственных гражданских служащих

Федеральный закон о государственной гражданской службе в РФ  регулирует трудовые отношения госслужащих. Соответственно федеральному закону государственный служащий имеет право на медицинское страхование. Во время подписания служебного контракта определяются разновидности и условия медицинского страхования.

Госслужащим обеспечивается бесплатное медицинское и санитарно-курортное лечение. это право имеют и члены их семьи. Если человек вышел на пенсию, то он имеет право на бесплатное лечение и пребывание в санатории.

Перспективы развития медицинского страхования в России

Медицинское страхование предоставляет возможность лечения в определенной клинике. В РФ можно обеспечить выбор гражданином медицинского учреждения для прохождения терапии. В России имеется большое количество лабораторий и заводов, что предоставляет возможность усовершенствования материально-технической базы. Это обеспечит высокоэффективное лечение пациентов.

В перспективе есть расширение видов медицинской помощи, которые на данный момент отсутствуют в списке гарантированных государством и субъектом Российской Федерации. Предоставляется возможность разработки программы предоставления медицинской помощи через сеть интернет – по видеосвязи.

Медицинское страхование обеспечивает право граждан на бесплатное лечение в медицинских центрах. Оплата взносов может осуществляться государством, работодателей и самым гражданином. Система ОМС не является  идеальной и требует введения поправок и корректив.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://medpravo.su/meditsinskoe-strahovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.